Алексеева Марина Анатольевна [16.06.1957]

Маринина Александра Борисовна (настоящее имя Алексеева Марина Анатольевна)
       [16.6.1957, Львов]
       — прозаик.
       Происходит из семьи потомственных юристов. Отец был известным сыщиком, мать является первым вице-президентом Правовой академии Министерства юстиции, одним из ведущих специалистов в области судебной реформы и суда присяжных. До 1971 семья жила в Ленинграде, с 1971 — в Москве. Маринина училась в английской спецшколе (в Ленинграде — №183, в Москве — №17 и 9), в Ленинградской музыкальной школе им. Н.А.Римского-Корсакова.
       В 1979 окончила юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру начала с должности лаборанта, а в 1980 была назначена на должность научного сотрудника, получила звание лейтенанта милиции. Маринина занималась изучением личности преступников с аномалиями психики, а также «серийных преступников» (рецидивистов), совершавших повторные насильственные преступления.
       В 1986 защитила кандидатскую диссертауию по теме «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива».
       С 1987 занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов.
       С 1994 работала заместителем начальника и главным редактором научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Московского юридического института МВД России.
       В февр. 1998 вышла в отставку в звании подполковника милиции. Совместно с коллегой Александром Горкиным Маринина вела в журнале «Милиция» рубрику «Школа безопасности». Материалы рубрики носили пародийный, шутливый характер, но на самом деле это были практические советы, как уберечься от того или иного вида преступления. Псевдоним «Александра Маринина», составленный из имен авторов, использовался ими также при написании материалов для газеты «Пролог» (очерки о современной преступности в России), газете «Экспресс» (юмористические рассказы о том, что нужно обязательно делать, чтобы наверняка стать жертвой преступления — некое подобие школы безопасности наоборот).
       Первая детективная повесть «Шестикрылый Серафим», написанная в 1991 совместно с Александром Горкиным, была опубликована в журнале. «Милиция».
       В дек. 1992 после опубликования «Шестикрылого Серафима» Маринина решила попробовать написать детективную повесть самостоятельно. Роман «Стечение обстоятельств», где впервые появилась серийная героиня Анастасия Каменская, был написан в дек. 1992 — янв. 1993 и опубликован в журнале «Милиция» осенью 1993.
       В течение 1993-94 были написаны повести «Игра на чужом поле» и «Украденный сон».
       В янв. 1995 к Марининой обратилось издательство «ЭКСМО» с предложением издавать ее произведения в серии «Черная кошка». Первая книга, изданная «ЭКСМО», появилась в апр. 1995, в ней были опубликованы повести «Шестикрылый Серафим» и «Убийца поневоле». После этой книги права на повесть «Шестикрылый Серафим» никому не передавались, и автор выступает категорически против ее дальнейшей публикации.
       В 1995 Маринина присуждена премия МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции (за книги «Смерть ради смерти» и «Игра на чужом поле»).
       В 1998 на Московской международной книжной ярмарке писательница была признана «Писателем года» как автор, книги которого в 1997 были проданы наибольшим количеством тиражей.
       В 1998 Маринина стала лауреатом премии журнала «Огонек» в номинации «Успех года». Книги Маринина изданы более чем на 20 яз.
       В 1999 компания «Рекун-фильм» создала телевизионный сериал «Каменская» и «Каменская-2» по 12 романам писательницы.
       Появившиеся на литературном небосклоне детективы Маринина стали характерной приметой массовой культуры рубежа XX—XXI вв. Маринина называют «русской Агатой Кристи» и «королевой российского детектива», «чемпионом по тиражам» и «эксплуататором литературных негров». На круглом столе «Rendez-vous с Марининой», темой которого стал «феномен» писательницы и определение ее места в современном литературном процессе, Б.Дубин отметил: «"Нормальное общество", о котором столько тосковали на рубеже 1980-1990-х гг.,— это сегодня общество читающих Маринину (выделено мною.— М.Ч.). Когда общество после 1992-1993 годов колыхнулось в сторону рутинного традиционализма, повседневности, возвращения к привычному,— на место переводного вернулся отечественный детектив. И Маринина — королева этого периода» (Круглый стол 1998:42). Критик Д.Быков назвал Маринину «нашим коллективным сном», а В.Ерофеев, объясняя успех Марининой, сказал, что «мощный криминальный фон России делает ее детективы прививкой от смутного, всепроникающего страха». Согласно рейтингу, публикуемому газетой «Книжное обозрение», произведения Марининой на протяжении многих лет занимают в среднем от 3 до 5 первых позиций из 10.
       Успех Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Героями детективов Марининой становятся люди «из толпы» (челноки, продавцы цветов и газет, служащие, учителя, врачи), бывшая советская интеллигенция, проблемы которых близки и понятны широкому массовому читателю. «За долгие годы изучения преступности — я поняла, что в самом преступлении нет и не может быть ничего интересного. Поэтому мои книги — не о преступлениях, они — о людях, об их судьбах, душах, мыслях, о мотивах, которыми они руководствуются, когда совершают поступки, даже если эти поступки — преступления»,— определяет Маринина свое писательское кредо. П.Басинский видит секрет успеха Маринина в образе главной героини — Насте Каменской: «Очевидно, что ее образ неслучаен. Он является продолжением личности автора, то есть своего рода "лирическим персонажем"». В романе «Я умер вчера» один из героев Марининой говорит: «Женская литература — это литература, в которой дама-автор олицетворяет себя с героиней». Жизнь Насти Каменской напоминает судьбу среднестатистического инженера или гуманитария середины 1980-х. Имя Марининой стало активно включаться в современные тендерные исследования во многом благодаря главной героине. Настя Каменская — типичная российская женщина «среднего класса». «Тихая забитая серая мышка», усталая и неприметная, с букетом хронических болезней, равнодушная к моде и кулинарии, она обладает прекрасным аналитическим умом и способна конкурировать с мужчинами в профессиональной деятельности. Каменскую как alter-ego автора постоянно волнуют проблемы, актуальные для многих россиян конца XX в.: как сохранить достоинство и порядочность в мире, наполненном ложью и злом. В романе «Реквием» Юрий Коротков, сослуживец и друг Каменской говорит ей: «Ты в любом человеке всегда видишь в первую очередь личность, ум и характер, а о том, что этот человек имеет еще и половые признаки, ты вспоминаешь, когда выясняется, в какой туалет он ходит, в мужской или женский».
       Маринина определяет свое писательское кредо так: «Зло не должно побеждать в книгах, иначе оно победит в жизни... Я не признаю детективов, которые потворствуют криминалу, ненавижу бандитские романы, в которых куча "братков" смеется над тупыми "ментами" и плюет на всех остальных» (Интервью). Одной из излюбленных тем Марининой является иррациональное, «тайное тайных» человеческих страстей и пороков. Так, «Украденный сон» (1995) построен на истории девушки, неожиданно услышавшей по радио собственный, мучивший ее с детства кошмар, а «Стилист» (1998) и «Не мешайте палачу» (1997) разворачиваются вокруг мифа о серийном убийце-маньяке, в «Реквиеме» (1998) появился милиционер, рассуждающий о магических свойствах свастики, святой воды и биополя. В одном из интервью, отвечая на постоянные сопоставления ее детективов с детективами Агаты Кристи, писательница заметила: «Для меня большая честь стоять вровень с Агатой Кристи. Но мы ничем не похожи друг на друга. Меня головоломки не интересуют. Главное, на чем строятся мои книги,— это острая нравственная, психологическая проблема, необычайный поворот человеческих отношений, характеры людей, обстоятельства их сближений и разрывов. А вокруг этого можно развернуть любой криминальный сюжет с убийствами, тайнами, расследованиями» (Книжное обозрение. 1997. №21).
       Е.Трофимова полагает, что «популярность и писательский успех Марининой определились тем, что она смогла удовлетворить общественный запрос на "гуманный детектив", а также и тем, что ввела в литературный текст образы людей, представляющих реальный средний класс современного российского общества и сумевших сохранить положительную жизненную ориентацию» (Трофимова Е.— С.33). Действительно, писательница вводит в свои детективы широкий социальный контекст, расширяя тем самым границы жанра. Марининой удалось соединить структуру полицейского, криминального, производственного и любовного романов. При этом в центре ее произведений — динамично закрученная интрига, с которой соотнесены психологические и социальные коллизии. Мир Маринина далек от совершенства, но автор моделирует «микрокосм желаемой реальности». «Своими детективами Маринина пишет современный роман "воспитания чувств"»,— отмечает современный критик Г.Вишевский. Детективы Маринина отличаются абсолютно доступным, понятным языком, с почти казенным, бюрократически внятным синтаксисом и тривиальной лексикой. Б.Тух полагает, что в отличие от других современных авторов детективов Маринина в силу своего жизненного и профессионального опыта работает в жанре «полицейского детектива с социалистическим лицом» (Тух Б.— С.174). Кругом — в т.ч. и на самых верхних этажах милицейской иерархии — может царить коррупция и беспредел, но в отделе, которым руководит полковник Гордеев, любимый сотрудниками Колобок, работают исключительно честные и порядочные люди, раскрывающие практически все преступления. Трогательные отношения Каменской с коллегами Колобком, Коротковым, Доценко, с мужем Чистяковым вызывают у массового читателя чувство безопасности и внутреннего комфорта. «Романы Марининой давали некий ориентир. Компас. Маринина была проводником в совершенно незнакомой реальности, причем проводником, юридически грамотным»,— определяет феномен Марининой критик Н.Иванова (Иванова Н. - С.182).
       Маринина явно не устраивают рамки массовой литературы, она устала от навязанной ей роли «королевы отечественного детектива».
       В 2000 писательница делает неудачную попытку обращения к драматургии, выходит ее книга «Комедии».
       В 2001 имя Марининой было включено в дискуссии из-за выхода романа в 2 томах «Тот, кто знает» (книга 1-я — «Опасные вопросы», книга 2-я — «Перекресток»). Маринина уходит от детективного жанра, обратившись к семейной саге, расстается она и с полюбившейся читателям Настей Каменской. Действие романа разворачивается в огромной староарбатской коммунальной квартире. В центре — судьба Натальи Вороновой, сначала девочки, студентки ВГИКа, затем матери семейства, популярного киносценариста и режиссера. Романом «Незапертая дверь» (2002) М., прислушиваясь к требованиям «массового читателя» и издателей, вновь возвращается к детективному жанру. Она сталкивает двух своих любимых героинь: Каменская расследует убийство, которое произошло во время съемок фильма Натальи Вороновой. В романе «Фантом памяти» (2002) преуспевающий писатель Андрей Корин, потеряв память во время автокатастрофы, по крохам собирает свое прошлое. Писательница, снова стремясь раздвинуть тесные рамки детективного жанра, создает психологический роман. Неслучайно в этот период Маринина говорит в интервью: «Каждую свою вещь я пишу не для того, чтобы рассказать о невероятно хитроумном преступлении и не о том, как ловко и виртуозно сыщики его раскрывают. Все это — материал, основа. А книга — это попытка решить этическую задачу, психологический конфликт или осмыслить драматическую, на мой взгляд, судьбу». Последними романами, тяготеющими к «учительной» традиции русской литературы, Маринина пытается расширить число своих читателей.
       Маринина активно участвует в общественно-литературной жизни, часто встречается с читателями, дает многочисленные интервью, принимает участие в разнообразных ток-шоу на телевидении и радио. Живет в Москве.

Соч.:
       Клубное собрание сочинений: Шестикрылый Серафим. Стечение обстоятельств. Игра на чужом поле. Украденный сон. Убийца поневоле. Смерть ради смерти. Шестерки умирают первыми. Смерть и немного любви. Черный список. Посмертный образ. За все надо платить. Чужая маска. Не мешайте палачу. Стилист. Иллюзия греха. Светлый лик смерти. Имя потерпевшего — Никто. Мужские игры. Я умер вчера. Реквием. Призрак музыки. Седьмая жертва. Когда боги смеются. Тот кто знает. Незапертая дверь. Брошенная кукла с оторванными ногами. Ну, ребята, вы попали! Фантом памяти. М.: Эксмо-Пресс, 1999-2000.

Лит.:
       Костыгова Т. Любовь и детектив, или Мужские игры А.Марининой // Книжное обозрение. 1997. №21;
       Круглый стол. 1998.
       На rendez-vous с Марининой: Материалы круглого стола // Неприкосновенный запас. 1998. № 1;
       Дашевский Г. Инструкции для лунных барышень // Эксперт. 1998. №10;
       Иваницкий В.Г. От женской литературы к «женскому роману»? Парабола самоопределения современной женской литературы // Общественные науки и современность. 2000. №4. С.151-163;
       Мела Э. Игра чужими масками: Детективы Александры Марининой // Филологические науки. 2000. №3;
       Иванова Н. Почему Россия выбрала Путина: Александра Маринина в контексте современной не только литературной ситуации // Знамя. 2002. №2;
       Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности / под ред. Е.Трофимовой. М., 2002;
       Тух Б. Я научила женщин говорить.: Очерк об Александре Марининой // Первая десятка современной русской литературы. М., 2002. С.162-193,
       Трофимова Е.И. Женская литература // Словарь тендерных исследований. М., 2002.

М.А.Черняк

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:34 UTC