|
Соболь Андрей (настоящее имя Юлий Михайлович)
[13(25).5.1888, Саратов — 12.5 (по др. сведениям — 7.6.).1926, Москва]
— писатель.
Родился в бедной еврейской семье. В 14 лет ушел из дому, много скитался по
России, жил в Ирбите, на Урале, в Н.Новгороде, переменил множество профессий,
вплоть до суфлера летнего опереточного театра. В 1904 вступил в революционный
кружок, занимался пропагандой социалистических идей, за что в 1906 был
арестован, предан суду и осужден на четыре года каторжных работ. Каторгу
отбывал в Зерентуе, где примкнул к партии эсеров. В 1909 Соболю удалось бежать
с поселения. Перебравшись в Швейцарию, он вплоть до 1914 скитался по разным
европейским странам. В начале Первой мировой войны Соболь сделал попытку
записаться волонтером во французскую армию, но не был принят по болезни.
Вернулся в Россию под чужим именем в начале 1915 и отправился на Кавказский
фронт. После возвращения в Москву в 1917 попытался включиться в политическую
жизнь: в авг. 1917 был направлен комиссаром Временного правительства в 12-ю
армию на Северном фронте. Вскоре после Октября перебирается (вместе с
И.Эренбургом) в Киев, в 1921 живет в Крыму, затем отправляется в новые скитания
по стране. Окончательно поселяется в Москве в 1922, целиком отдается
литературному труду: вступает во Всероссийский союз писателей, избирается
секретарем правления Союза, оставаясь в этой должности до последнего дня жизни.
Писать Соболь начал очень рано, но всерьез обращается к художественной прозе в
1913. В 1914 в журнале «РБ» был опубликован первый рассказ Соболя, а вскоре в
журнале «Заветы» — второй рассказ. В 1915 опубликовал первый сборник рассказов,
тогда же в журнале «Русская мысль» начал печататься его большой роман «Пыль»,
вызвавший много споров. Верный психологическому реализму, Соболь многократно
варьирует в своих произведениях тему поиска человеком своего места в
разворошенном революцией мире. Сочувствуя своему герою, выбившемуся из
социальных низов интеллигенту, писатель стремится утвердить за ним право
оставаться самим собой; однако попытки эти всякий раз оказываются тщетными.
Наибольшей известностью пользовалась повесть Соболя «Салон-вагон» (1922): ее
герой, комиссар Временного правительства, пытается примирить верность
революционной идее с принципами попираемой революцией человечности, но это не
удается ему, что ведет к жестокому разочарованию в революции. Подкупающая
достоверность рассказа о времени, насыщенного почерпнутыми прямо из жизни
деталями и подробностями, сочетается здесь с предельной напряженностью
повествования, яркой экспрессивностью стиля. Это характерно и для рассказов,
объединенных в сборник «Обломки» (1923), содержание которых обусловлено драмой
людей, захваченных водоворотом революционных событий. Персонажи произведений
Соболя все более теряют почву под ногами, и это, определяя строй и тональность
его творчества, служит выражению отношения писателя к пореволюционной
действительности. Вызванное происходящими в ней процессами ощущение полного
крушения революционных идеалов привело к тому, что Соболь покончил с собой.
Соч.:
СС: в 4 т. М.; Л., 1926,
СС: в 3 т. М.; Л., 1928;
Пыль: роман. М., 1916;
На каторге. М., 1917;
На чужбине. М., 1917,
Салон-вагон. Бред. М., 1922,
Люди прохожие. 2-я кн. рассказов (1916-1918). М., 1923;
Записки каторжанина: Воспоминания о царской каторге М.; Л., 1925.
Лит.:
Ожигов А. [Ашешов Н.П.]. Роман предреволюционного краха // Современный мир.
1916. №3. Отдел II;
Городецкий С. А.Соболь. «Бред»: повести // Печать и революция. 1922. №6,
Горбов Д. Дневник обнаженного сердца // Красная новь. 1926 №8;
Соболев Ю. Человек прохожий // Прожектор. 1926. №12;
Бонишко А. Андрей Соболь // Каторга и ссылка. 1926. №5;
Плесков В. На трудном пути // Каторга и ссылка. 1926. №5;
Штейнман 3. Человек из паноптикума. Л., 1927.
А.С.Карпов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|