|
Ручьёв Борис Александрович (настоящая фамилия Кривощеков; псевдонимы: Б. В.;
Б. Рез; Б.Руг.; К.Васильев; Обручев; С.Обручев)
[2(15).6.1913, слобода Еткульская (под Челябинском); по др. данным в г.Троицке
Оренбургской губ.— 24.10.1973, Магнитогорск]
— поэт.
Происходил из интеллигентной семьи, отец был школьным учителем, известным
фольклористом и этнографом. Ручьёв вырос в деревне. С детства писал стихи.
Первые произведения опубликованы в газете «Красный Курган» (1928). После
окончания школы приехал на строительство Магнитки. Работал бетонщиком,
плотником. В Магнитогорске при редакции газете «Магнитогорский рабочий»
существовали литературной группы «Буксир» и «На смену», а также литературный
журнал «Штурм» и литературная газета Там начинали свой путь А.Авдеенко (автор
романа «Я люблю» и автобиографической повести «Отлучение», где показаны
негативные стороны общественно-литературной жизни 1930-х), поэты К.Мурзиди,
Я.Вохменцев, К.Реут, В.Губарев, среди прозаиков пользовались авторитетом
П.Бажов, Аграфена Кореванова и др. Словом, молодой Ручьёв попал в достаточно
обширную литературную семью. В своем большинстве это были рабочие и выходцы из
деревень. Ручьёв в душе считал себя деревенским. Город он полагал своей «второй
родиной».
Свою первую книгу Ручьёв назвал «Вторая родина» (1933, издана в Свердловске и в
том же году в Москве). В ней чувствуется свой голос, пафос первых пятилеток,
искреннее упоение успехами строительства социализма. Тогдашние стихи Ручьёва
сейчас читаются как факты трудной, а в восприятии поэта и многие его
сверстников романтической биографии. Вместе с тем, при всей своей репортажности
и документальности, они лиричны, напевны и задушевны — в них иногда слышны,
особенно когда речь идет о рабочих, пришедших на стройку из деревень,
есенинские ноты.
В 1934 Ручьёв принимал участие в работе I Всесоюзного съезда советских
писателей. После выхода первой книги он стал испытывать нечто вроде творческого
кризиса: поэт почувствовал ограниченность словаря, почерпнутого из обыденной
речи строителей, трафаретность самих романтических оборотов. Но кризис длился
недолго. Циклы «Девушки-подружки» и «Соловьиная пора» — лучшее из написанного
Ручьёвым в 1930-е. Народная поэтика, отчасти частушечный ритм, жизнерадостность
— вот приметы его новых стихов.
Ручьёв заочно учится в Литературном институте им. М.Горького. К концу 1930-х
Ручьёв уже сформировался как оригинальный поэт. Но в 1937 по ложному доносу он
был арестован и сослан на Колыму. На некоторое время, придавленный бедой и
несправедливостью, стих его замолчал. Когда началась война, Ручьёв стал рваться
на фронт. Ему отказали. И вот тут-то, прикоснувшись к общенародному горю,
вскипели стихи. «Стихи о далеких битвах» — первые из написанных на Колыме, в
февр. 1942. Он писал много — и лирических стихов, и лирическую публицистику,
пока, наконец, не перешел к крупному жанру, составившему впоследствии его
подлинную и заслуженную славу: он стал писать поэмы. Конечно, ничто из
написанного тогда не могло быть опубликовано (автор был осужден).
Поэма «Невидимка» (1942) посвящена войне, как он представлял ее себе по
газетным сообщениям, а поэма «Красное солнышко» (1943-45) — людям, лишенным
возможности воевать, но остающимся верными своей воюющей Отчизне, несмотря на
постигшее их несправедливое наказание. В обеих поэмах, масштабных и глубоко
трагедийных, Ручьёв широко прибег к устному народному творчеству. Он
использовал при этом и достижения близких ему учителей — поэтов А.Прокофьева
(бывшего когда-то редактором его первой книжки) и М.Исаковского. В «Невидимке»
главными героями являются партизаны. А в «Красном солнышке» Ручьёв приоткрыл
тюремную сторону своей жизни. Перед читателем предстает лагерь, жизнь
заключенных, но через всю поэму проходит лирически напряженная и неизменно
окрашенная в трагедийные тона патриотическая тема. Естественно, что и
«Невидимка» и «Красное солнышко» появились в печати лишь через много лет после
войны: «Невидимка» — в 1958, а «Красное солнышко» — в 1960. Эти произведения,
хотя и были опубликованы позднее, по праву можно считать явлениями поэзии
военных лет.
В 1957 Ручьёв был реабилитирован. В 1958 вышла вторая книга стихов — «Лирика»,
затем — «Стихи и поэмы» (1963), «Магнит-гора» (1964), «Поэмы. 1933-1962»
(1967), «Стихотворения» (1967). Наиболее крупным по замыслу произведением
последних лет жизни Ручьёва была поэма «Любава». Главы из нее печатались в
различных изданиях начиная с 1958. Ручьёв развернул в своем произведении,
автобиографическом по материалу, достаточно объемную панораму жизни, включая и
строительство Магнитки, и войну, и послевоенные годы. Отдельной книгой «Любава»
вышла в 1963, а в 1967 за поэмы «Любава», «Красное солнышко» и другой поэт был
удостоен Государственной премии РСФСР им. М.Горького.
Страница, вписанная Ручьёвым в советскую поэзию, дополняет наши представления о
подлинном богатстве литературы советского периода.
Соч.:
СС: в 2 т. / вступ. статья Л.П.Гальцевой. Челябинск, 1979;
Любава. М., 1975;
Стихи. М., 1981.
Лит.:
Павловский А.И. Поэт Борис Ручьев // Нева. 1958;
Власенко А.М. Поэзия верности: О творчестве Б.Ручьева. М., 1963;
Стариков Д. Борис Ручьев. М., 1969;
Встречи с другом: Книга о Борисе Ручьеве. Воспоминания. Статьи. Стихи.
Челябинск, 1971;
Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1972;
Поздняев К. На стальной земле Магнитостроя.
Книга о Б. Ручьеве. М., 1982;
Гальцева Л.П. Высокое откровение: О творчестве Бориса Ручьева. 2-е изд., доп.
Челябинск, 1983;
Певец Магнитки. Тезисы «Ручьевских чтений». Челябинск, 1984;
Русские писатели. Поэты: био-библиографический указатель. Т.21. СПб., 1998.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|