Шагинян Мариэтта Сергеевна [02.04.1888-20.03.1982]

Шагинян Мариэтта Сергеевна
       [21.3(2.4).1888, Москва — 20.3.1982, Москва]
       — поэт, прозаик, публицист.
       Шагинян родилась в интеллигентной армянской семье. Отец — талантливый врач, приват-доцент Московского университета, мать происходила из старинного и богатого купеческого рода Хлытчиевых. Родители с вниманием относились к литературному дарованию дочери, которое проявилось очень рано (девочка писала стихи с 4 лет). После смерти отца (1902) мать с двумя дочерьми уезжает к деду в Нахичевань. В 1903 родственники везут девочек в Москву и отдают в закрытое учебное заведение (гимназию Л.Ф.Ржевской).
       27 июля 1903 в газете «Черноморское побережье» появляется первая публикация Шагинян — стихотворный фельетон «Геленджикские мотивы». С этого времени начинается газетно-очерковая работа Шагинян, не прерывавшаяся до конца творческой жизни. В 1905-06 Шагинян печатается в московских рабочих изданиях «Ремесленный голос», «Трудовая речь», отражая социальное и трудовое настроение рабочих; в 1906-12 она публикует заметки о литературной, художественной, музыкальной жизни столицы в провинциальных газетах «Приазовский край» (Ростов-на-Дону), «Кавказское слово» (Тифлис), «Баку». В 1908 Шагинян поступает на философский факультет Высших женских курсов в Москве. В студенческие годы знакомится с А.Белым, С.Рахманиновым, увлекается поэзией 3.Гиппиус («О блаженстве имущего. Поэзия З.Н.Гиппиус», 1912). Шагинян ведет с ними долголетнюю философско-литературную переписку, пытаясь выработать свое мировоззрение, критерии оценки жизни и творчества. После переписки с 3.Гиппиус Шагинян уезжает в Петербург для совместного «искания церкви» с Мережковскими, читает лекции рабочим по истории философии, встречается со «старшими» символистами обеих столиц. В 1909 издает на собственные средства первый сборник стихов «Первые встречи». Он был весьма подражателен и встречен равнодушно. Однако даже в ранних стихах Шагинян сквозь мистику и условность, символику и потусторонность ощущалось реальное стремление автора понять мир и свое предназначение. Этот активный поиск послужил толчком к отходу от символистов, к разрыву с Мережковскими, в учении которых, по словам Шагинян, «нет жизни, нет воздуха».
       В 1912 Шагинян оканчивает курсы, сдает на «весьма» (высшая оценка) все экзамены и пишет кандидатское сочинение «Критика Баадером гносеологии Канта». В 1912 сближается с семьей философа Э.К.Метнера, знакомится с его братом — композитором Н.К.Метнером. Культурная среда Метнеров, овеянная поклонением И.Гете — поэту, мыслителю, естествоиспытателю, оказала сильное воздействие на Шагинян. Эти годы, по ее собственному признанию, «прошли под знаком учебы у Гете».
       В 1913 выходит вторая книга стихов Шагинян «Orientalia», выдержавшая несколько переизданий и создавшая автору литературное имя. Она была посвящена С.Рахманинову. Рецензенты отмечали изящество стихотворной формы, восточную узорчатость предметного мира, глубину лирического переживания. Поэт-символист В.Нарбут сравнивал стихи Шагинян с поэзией М.Цветаевой и А.Ахматовой, отдавая предпочтение автору «Orientalia» (Вестник Европы. 1913. Кн.8).
       В 1912-14 Шагинян училась в народном университете им. А.Л.Шанявского, изучая для дальнейшей философской работы минералогию и кристаллографию.
       В 1914 Шагинян уезжает за границу в Гейдельберг, чтобы работать над магистерской диссертации, посвященной «последнему из идеалистов» — Якобу Фрошаммеру. До начала занятий путешествует по Германии, совершая паломничество по гетевским местам («Путешествие в Веймар», опубликовано в 1923). С началом Первой мировой войны возвращается через Швейцарию, где впервые познакомилась с идеями большевиков, в Россию. Живет в Ростове-на-Дону, преподает в Донской консерватории (1914-16), вместе с будущим мужем — филологом Я.С.Хачатрянцем — работает над собранием переводов армянских сказок, пишет прозу, стихи, драмы. Выходят в свет 2 сборника рассказов «Узкие врата» (1914) и «Семь разговоров» (1916), посвященные сложным идейно-философским спорам о судьбе и пути России. Философ Ф.Степун, оценивая «Семь разговоров», писал: «В этой небольшой, но хорошо и плотно написанной книге много мыслей, много тонкого понимания расовых и национальных особенностей, много нераскрытых, но философски продуктивных формулировок, много ценных художественных деталей, много духовной свободы» (Северные записки. 1916. Окт.). Революцию Шагинян приняла восторженно, утверждая впоследствии, что «с первых дней революции соединила свою жизнь с делом большевиков» (СС. М., 1935. Т.1. С.58). Однако процесс врастания в новую среду, новую литературу, новую жизнь был достаточно сложен и драматичен. Шагинян пришлось изживать свое «воинствующее христианство», отказаться от прошлого, «ходить налегке (без памяти)» (Дневники. 1917-1931. [Л.], 1932. С.260).
       В 1921 Шагинян переехала в Петроград, жила в знаменитом Доме искусств, работала в издательстве «Всемирная литература» как редактор и переводчик. Знакомится с А.Блоком, Н.Гумилевым, входит в круг писателей, концентрировавшихся вокруг группы «Серапионовы братья», члены которой называли ее в шутку «сестра-квакерша». Дружба с М.Зощенко, М.Слонимским, Н.Тихоновым, Е.Полонской, В.Шкловским продолжалась долгие годы. В 1923 Шагинян публикует сборник критических и теоретических статей «Литературный дневник», в котором выступает и против принципов «чистого искусства», и против «гипноза растущего дилетантизма», «любительства», рассматривая современность в широком потоке обширных историко-литературных построений. В том же 1923 выходит итоговый для дореволюционного творчества Шагинян роман «Своя судьба» (написан в 1916), где были воссозданы критические настроения интеллигенции накануне революции. Истоки этих трагедий Шагинян пыталась искать в философских концепциях своего времени, отъединенных от социальных веяний эпохи.
       Событиям революции и Гражданской войны посвящен роман Шагинян «Перемена» (1923), по признанию писательницы, «самый музыкальный из своих вещей, формовавшийся легко и радостно, как это случается только на заре эпохи в искусстве» (СС. М., 1935. Т.1. С.62). Роман «Перемена», рассказ «Агит-вагон» и повесть «Приключение дамы из общества» составляют трилогию о Гражданской войне, где идет разговор не только о теме жертвенности, но и о теме созидания. Коммунист Безменов утверждает: «Сейчас мы — закваска, бродило, острый угол, если мы уступим хоть пядь из того, что делает нас строителями, мы потеряем свою роль в будущем». В этом романе проявилось восторженно-импульсивное отношение Шагинян к строительству новой жизни, которое представлялось радостным и творческим процессом. Один из рецензентов отмечал формирование в творчестве Шагинян жанра «откровенно-идеологической беллетристики» (Замошкин Н. Писатель-универсалист // Новый мир. 1929. №12).
       По командировке газеты «Правда» Шагинян в 1922 выезжает в Армению.
       В 1924-25 публикует агитационную трилогию «Месс Менд» под псевдонимом Джим Доллар («Янки в Петрограде», «Лори Лэн, металлист», «Дорога в Багдад»). Трилогия создавалась в условной манере по законам сказочно-приключенческого и пропагандистского жанра, одновременно пародируя «буржуазный» детективный роман. Ведущим мотивом «Месс Менд» была тайная война рабочих всего мира с капиталистами, провозглашающая победу труда во всемирном масштабе. В 1925 «Месс Менд» выходит на немецком языке, в 1926 снимается многосерийная картина «Месс Менд», в 1931 пьесой «Джим Доллар» начинается работа С.Образцова в Театре кукол. Своеобразным художественным экспериментом явился «роман-комплекс» «Кик» (1929). Книга написана в форме газеты, где чередуются различные материалы — передовица, фельетон, хроника, телеграмма, научная статья, заметка селькора, письмо в редакцию и т.д. Роман «Кик» отражал поиск новых художественных приемов в литературе.
       Осенью 1927 Шагинян отправляется на строительство гидроэлектростанции в Армению; она участвовала в земляных работах, укладывала шпалы, изучала чертежи и документацию, выступала как журналист и агитатор. Результатом этой деятельности явился роман «Гидроцентраль» (1930) — один из первых советских «производственных» романов. Он запечатлел в мельчайших подробностях и деталях грандиозную картину строительства, представив производственный процесс как аналитическое исследование самой «сущности жизни». Романтизм Шагинян проявился в неколебимой уверенности в том, что возможна победа свободного коллективного труда, осуществление мечты народа-хозяина о светлой жизни. «Гидроцентраль» — литературный памятник эпохе социалистического энтузиазма, люди которой мечтали «мыслить большими масштабами. Дожить, дожить — чтоб увидеть воочию, как покроется вся необъятная земля советская сотнями, тысячами строительных объектов, увязанных воедино». Роман был восторженно встречен критикой. Н.Тихонов утверждал, что Шагинян разрушила «домашность» литературы, вывела ее на простор современной жизни, и «оказалось, что вокруг грандиозные вещи», озаренные «пафосом первородного огня» (На литературном посту. 1931. №26. С.18).
       В 1931-32 Шагинян училась в Плановой академии при Госплане СССР. С конца 1930-х работает над ленинской темой. Она переселяется в Ульяновск, исследует местные архивы, встречается со старожилами, помнившими семью Ульяновых. Жизнь этой семьи рассматривалась Шагинян на фоне мощных демократических течений того времени, в атмосфере высокой нравственной требовательности и большой культуры. Первый вариант «романа-хроники» «Билет по истории» появился в журнале «Красная новь» (1938. №1). Роман вызвал резкое неприятие в высших партийных инстанциях. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 авг. 1938 публикация произведения Шагинян квалифицировалась как «грубая политическая ошибка», осуждалась Н.К.Крупская, консультировавшая писательницу. Роман Шагинян был дважды (9 авг. и 3 сент. 1938) обсужден на заседании президиума СП СССР, где он подвергся критике за изображение семьи Ленина как «мещанской семьи интеллигентской провинции» (Отечественный архив. 1992. №4).
       В годы войны Шагинян находилась в эвакуации в Свердловске, работала как очеркист, публицист, агитатор («Урал в обороне», 1944; «Южный Урал», 1946), с 1942 — член КПСС. После войны литературная работа Шагинян развивалась по трем основным направлениям: газетно-очерковому, критико-литературо-ведческому, редакционно-переводческому. Послевоенная действительность отражена в очерковых книгах, составленных из многочисленных газетных публикаций: «По дорогам пятилетки» (1947), «Путешествие по Советской Армении» (1950), «Зарубежные письма» (1964). Литературоведческие интересы Шагинян нашли свое воплощение в книгах: «Т.Шевченко» (1944), за которую писательница удостоена степени доктора филологических наук, «И.А.Крылов» (1944), «Этюды о Низами» (1955), «Гете» (1959). В 1953 выходит в свет «Дневник Мариэтты Шагинян», который критиковал М.Лифшиц за «поразительное сочетание восторга с безразличием», за ограниченность «парадной стороной дела», за «злоупотребление цифрами и фактами» (Новый мир. 1954. №2). Особого внимания заслуживает труд Шагинян о забытом чешском композиторе И.Мысливечеке («Воскрешение из мертвых», 1963), сборник статей о Д.Д.Шостаковиче («О Шостаковиче», 1979), Шагинян переводила с английского (У.Коллинз), с азербайджанского (Низами), с армянского (О.Туманян, А.Исаакян).
       В 1960-е Шагинян вновь обращается к ленинской теме, создает тетралогию «Семья Ульяновых»: «Рождение сына» (1938, 1957), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1969), «Четыре урока у Ленина» (1970). Свою задачу Шагинян видела в исследовании истоков (социальных, исторических, философских, нравственных) формирования личности Ленина — личности необыкновенного типа, невиданного исторического масштаба, сумевшей перевернуть традиционную жизнь России. В последней части работы она пыталась понять принципы ленинского мышления, особенности его теории познания, этики и отношения к искусству. Метод работы Шагинян отличался стремлением к архивным разысканиям. Несмотря на апологетическое отношение к семье и личности Ленина, роман-хроника содержит большой исторический материал, позволяющий читателю совершать «мировоззренческие путешествия» в глубь эпох и обратно.
       Сочетание историко-философского и этнографически-описательного подхода к событиям в большой степени проявилось в последней книге Шагинян «Человек и время. История человеческого становления» (1980). Книга мемуаров, в основе которой лежат факты собственной биографии писательницы, представляет собой широкое полотно идейных и эстетических исканий интеллигенции начала XX в. Шагинян, человек пылкого характера и аналитического ума, олицетворяет художника герценовского типа, пытавшегося соединить в творчестве философско-теоретическое и образно-художественного начала.

Соч.:
       СС: в 9 т. М., 1986-89;
       Дневники. 1917-1931. [Л.], 1932;
       Дневник Мариэтты Шагинян. М., 1953.

Лит.:
       Творчество Мариэтты Шагинян: сб. статей. Л., 1980;
       Скорино Л. Мариэтта Шагинян — художник: Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1981;
       Серебряков К. Приближение прошлого: Очерки. Встречи. Воспоминания. М., 1988. С.3-222;
       Гольдина Р. Ленинская тема в творчестве М.Шагинян. Ереван, 1969;
       Щедрина Н. Лениниана Мариэтты Шагинян. М., 1984;
       Гиппиус 3.Н. Письма к М.С.Шагинян // Зинаида Николаевна Гиппиус: сб. М., 2001. С.89-140;
       Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С.56-65;
       Фредзинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты). СПб., 2003. С.364-372.

Т.М.Вахитова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:26 UTC