AZ-libr.ру

информационный портал





Приставкин Анатолий Игнатьевич [17.10.1931-11.07.2008]

Приставкин Анатолий Игнатьевич
       [17.10.1931, г.Люберцы Московской обл.— 11.07.2008, Москва]
       — прозаик.
       Родился в трудовой семье: «Отец работал на заводе с утра до ночи, мать — на фабрике». С началом войны, в возрасте 10 лет, остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулеза. Приставкину предстояло испытать все тяготы детдомовского детства: он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов в Центральной России, Сибири, на Кавказе. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «...голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти» (Вся Москва. С.43). Начал работать еще мальчишкой в 1943. Был электриком, радистом, прибористом, прошел через ремесленное училище, завод, вечернюю школу, «в четырнадцать лет, когда судьба забросила... на Кавказ, под Серноводск, мыл... банки на консервном заводе в станице Осиновской». Радость этих лет составляли только книги: доставал их, где мог, читал, где приходилось. Читал много, стихи запоминал целыми страницами. После войны читал стихи с самодеятельной сцены (большой популярностью пользовался «Василий Теркин» А.Твардовского в исполнении Приставкина), играл в любительских спектаклях. Тогда же пробовал писать собственные пьесы, стихи.
       В 1952 окончил Московский авиационный техникум им.Годовикова (вечернее отделение). После службы в Советской Армии в 1954 поступил в Литературный институт им. Горького, занимался в поэтическом семинаре Л.И.Ошанина. «Мне довелось учиться в Литературном институте, когда жив был... Андрей Платонов, когда мы могли в коридорах нашей альмаматер общаться со Светловым, в аудиториях слушать Паустовского. Через них шли те соки старой культуры, которые, смею надеяться, через нас будут впитаны теми, кто будет после нас» (Прошлое требует слова. С.249). В Литературном институте продолжал писать стихи, начал публиковаться. Однако к моменту завершения учебы увлекся публицистикой и отошел от поэзии.
       После окончания института уехал на строительство Братской ГЭС, где работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, позднее — собственным корреспондентом «Литературной газеты» на строительстве Братской ГЭС; создавал «летопись современности», публикуя очерки о героических буднях молодых комсомольцев, о неистощимых богатствах Сибири. К этому времени относится попытка обращения к прозе, к жанру рассказа. Однако рассказы Приставкина этой поры напоминают скорее стих, в прозе, поэтические этюды и фрагменты; в основе повествования оказывается некая деталь, образ, впечатление, переживание. Цикл этих рассказов, посвященных военному времени, под названием «Трудное детство» появился в журнале «Юность» в 1958. Рассказы написаны от первого лица, представляют собой монологи героя, имитируют страницы из дневника, явно тяготея к манере «исповедальной прозы» 1950-х.
       В конце 1950-х — середине 1960-х Приставкиным были созданы документальные очерки о Братской ГЭС, БАМе, КамАЗе, о паромной переправе Ильичевск-Варна, документальные повести «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в тайге». Яркой страницей творчества Приставкина стала документальная повесть «Ангара-река», отмеченная премией СП СССР. В это время были написаны повести «Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Птушенька», «Белый холм», рассказы «Человеческий коридор», «Встреча с женщиной», «Два блюда из Загорска», «Зона отдыха», «Закрытые двери», повествующие о людях разной судьбы, о духовных связях поколений, о слиянности деяний отдельного человека и всей страны. Член СП с 1961.
       В начале 1970-х интерес читателей привлекла повесть Приставкина «Солдат и мальчик» (1971). До этого времени военная тема редко звучала в произведениях Приставкина: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитывать свои собственные ранее написанные рассказики» (Вся Москва. С.44). Героями повести становятся Андрей Долгушин, 18-летний солдат, и Васька Сморчок, 10-летний сирота-детдомовец. Жалкий заморыш, никчемный и ничейный, Васька живет по законам блатного мира: «Сперва едят тебя, потом ты ешь других». Однако, столкнувшись с трагедией молодого солдата Долгушина, «зависшего над статьей» из-за украденного у него беспризорниками оружия и документов, впервые испытав теплоту и заботу другого человека, Васька преображается, в его искалеченной душе пробуждается порыв к добру, состраданию, любви: «Начинается движение двух людей друг к другу».
       Развитием темы беспризорного детдомовского детства стала повесть «Ночевала тучка золотая» (1981, опубл. в 1987), принесшая Приставкину широкую известность: «...военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший в сердце...»
       «Я мог бы создать "Тучку" годом раньше или годом позже, не в том суть, но не написать эту вещь я просто не мог». Герои повести — братья-близнецы Сашка и Колька Кузьмины (Кузьменыши), воспитанники подмосковного детского дома, подобно тучкам («Тучки мы... Влажный след мы... Были и нет»), отправляются на Северный Кавказ, в край романтических грез, но оказываются втянутыми в трагические обстоятельства переселения северокавказских народов. Голодные, оборванные, бесприютные 10-летние мальчишки на собственной судьбе познают цену социальной несправедливости и душевной теплоты, людской ненависти и милосердия, человеческой жестокости и духовного братства. «Зло не бывает локальным», как бы говорит Приставкин, вовлеченными в него оказываются и «жертвы» и «палачи», и гонимые и гонящие, и нет победителя там, где нет сострадания и милосердия.
       Повесть написана о жестоких событиях и жестким языком: «"Тучка..." написана на сленге — смесь рыночного, приблатненного фольклора изрядно насыщает повесть. Но — что делать — все это из детства, все это правда. Наша правда изъясняется таким языком».
       Об истории появления повести писатель рассказывает так: «Повесть моя долго лежала в... бельевом шкафу. Я боялся ее вытаскивать... Так получилось, что сперва я предал "Тучку..." гласности таким образом: собрал друзей и предложил послушать две-три главы... Стали слушать, просили читать дальше. Потом молча разошлись. Но в конце кто-то сказал: "Зачем ты это написал? Спрячь". А на следующий день звонит один: я тут жене пересказал, просит дать почитать. Потом перепечатывали, копировали. Я видел даже экземпляр, переписанный от руки...» (Труд. 1988. 19 авг.). За эту повесть Приставкин был удостоен Государственной премии СССР.
       Тема «военного бездомного детства» получила развитие в последующих произведениях Приставкина — повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» (1989) и романе «Рязанка» (1991). Герои этих произведений — мальчишки-подростки, взросление и мужание которых пришлось на военное и послевоенное время. Роман «Рязанка», озаглавленный по названию железной дороги, «где прошли мое детство, моя юность», по словам Приставкина, «идет гораздо дальше "Тучки..."».
       Произведения Приставкина издавались в Болгарии, Венгрии, Греции, Германии, Польше, Чехии, Франции, Финляндии.
       В 1992 он был назначен председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ (см.: Приставкин А. Всю жизнь иду людским коридором. Разговор о цене милосердия в жестокую эпоху с председателем Комиссии по помилованию при Президенте России // Комсомольская правда. 1996. 2-9 авг. С.12-13). Член комитета международного Движения за отмену смертной казни. Приставкин — один из авторов буклета «Как писать ходатайство о помиловании» из серии «Знай свои права», издаваемой Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия.
       Доцент кафедры литературного мастерства в Литературном институте им. М.Горького (семинар прозы).
       Живет в Москве.

Соч.:
       Возделай поле свое: повести и рассказы. М., 1981;
       Солдат и мальчик: повести. М., 1982;
       Повести и рассказы / предисл. И.Дуэля. М., 1983;
       Ночевала тучка золотая: повести. М., 1990;
       Кукушата: Избранная проза. М., 1995;
       Прошлое требует слова / беседу записал И.Дьяков // Смена. 1987. №16. С.243-255;
       Всю правду / беседу записала Н.Попова // Труд. 1988. 29 авг.;
       Ночевала тучка золотая. Сюжет из жизни и жизнь, как сюжет / беседу записала Т.Савельева // Вся Москва. 1992. №7-8. С.42-44.

Лит.:
       Муриков Г. Память // Звезда. 1987. №12. С.166-176;
       Степанян К. Уроки беспощадного милосердия // Литературная Россия. 1987. 25 дек. С.4-5;
       Кардин В. Нас было двое: брат и я... // Литературное обозрение. 1987. №9. С.45-43;
       Латынина Л. Одна неправда нам в убыток... // Литературная газета. 1987. 15 апр. С.4;
       Ульяшов П. И лично от меня... // Литературная Россия. 1987. 5 июня. С.17;
       Шкловский Е. Как брат брата // Правда. 1988. 29 авг.

О.В.Богданова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"