|
Бацалёв Владимир Викторович
[29.9.1961, Москва — 22.11.1999, Москва]
— прозаик, критик.
Родился и вырос в семье технической интеллигенции.
В 1985 окончил исторический факультет МГУ по специальности «Древняя Греция».
Занимался археологией. Работал старшим редактором Всесоюзной книжной палаты
(1985-88), главным редактором Молодежного книжного центра (1988-92),
издательства «Столица» (1992-94).
В 1995 окончил Высшие литературные курсы.
Первый рассказ Бацалёв написал и опубликовал в 17 лет. Много из написанного им
печаталось под псевдонимами или же анонимно, так что не все публикации сегодня
можно атрибутировать с полной уверенностью. Публиковался в журнале «Московский
вестник», «Проза», в газете «Московский литератор», «Литературная Россия» и др.
Член СП России с 1991.
Журнальные публикации представили Бацалёва как яркого, многожанрового
беллетриста. В его повестях и романах умело сочетаются приемы развлекательной,
остросюжетной прозы и интеллектуальные студии. Новеллы Бацалёва психологичны и
точны. Он — мастер детали, современность и далекое прошлое изображаются им с
максимальной степенью достоверности.
Первая книга Бацалёва — роман «Кегельбан для безруких» (1989) — сразу поставила
его в ряд наиболее перспективных молодых прозаиков России. В ней современные
мотивы тонко перекликаются с темами и сюжетами отечественной и мировой
классики. Роман свежо и нелицеприятно изображает быт и нравы России конца
1980-х, делая акцент на психологическом изломе души современника, которому
приходится на ходу приспосабливаться к новым условиям существования.
Роман «Первые гадости» (Московский вестник. 1993. №1-2) развертывает
выразительную панораму человеческих типов и взаимоотношений, сложившуюся в
период резкого перехода от социализма к капитализму. Писатель ярко, а порой
шаржированно и даже карикатурно изображает портреты современников, не щадя их
слабостей и пороков. Главная героиня романа, названная автором Победой, следует
по ступеням взросления, происходящего на фоне строительства дикого капитализма.
В 1998 рассказ Бацалёва «Вдребезги» (Литературная Россия. №21) повлек за собой
литературную полемику, поскольку некоторым критикам (В.Казаков и др.)
показалось, что автор намеренно педалирует в нем мрачные стороны окружающей
действительности. Ему возражала И.Шевелева, назвавшая одну из заметок о его
прозе «Это веселое имя — Владимир Бацалев». Она подмечает важную черту прозы
Бацалёва — неизбывное чувство юмора, жизнелюбие, неприятие уныния во всех его
формах: «Бацалев, как никто, остро и насквозь видел столицу конца века. И писал
о ней чисто московским бойким и чуть с развальцем языком, схватывая своей,
"бацалевской" фразой черты людей и быта, авантюрные ситуации и сюжеты, воздух
эпохи... Искусная, стремительная россыпь событий в его прозе сама собой
складывается в энциклопедию авантюрного времени» (Шевелева И. Марафонский
доброволец. С.5).
Современникам Бацалёва запомнился как отзывчивый товарищ, человек с чувством
юмора, не чуждый бытовых мистификаций. Им постоянно задумывались всевозможные
издательские и иные проекты, среди которых были и удачные (ряд книг по истории
и криминалистике), и провальные. Увлекающийся человек, он готов был браться за
любое дело — от редактирования изданий до занятий нелегальной археологией.
Сложные бытовые условия, в которых жил Бацалёв, в сочетании с постоянно
возраставшим пристрастием к алкоголю, с неизбежностью привели его жизнь к
трагическому финалу: он умер в автобусе, возвращаясь с учредительного собрания
одной писательской организации.
Уже после смерти прозаика вышла книга «Когда взойдут Гиады» (2000), в которой
соединились его археологическое увлечение античностью и склонность к легкому,
остроумному письму.
Бацалёв — лауреат премии «Литературной России» (1996).
Соч.:
Кегельбан для безруких. М., 1989;
Первые гадости // Московский вестник. 1993. №1-2;
Сказка в перьях: Детектив с припадками // МУР: альм М., 1995;
Убийство в «Долине царей». СПб., 1997;
Вдребезги // Московский вестник. 1998. №2-3;
Как изжить авторскую слепоту // Литературная Россия 1998. №38;
Загадки древних времен. М., 2000;
Когда взойдут Гиады. М., 2000.
Лит.:
Паламарчук П. Приход весны в больницу // Литературная Россия. 1997. 18 июля;
Казаков В. Созерцатели // Литературная Россия 1998. 24 июля;
Шевелева И. «...На этом свете, господа...» // Литературная Россия. 1998. №30.
С.14;
Христофоров В. Набекрень или вдребезги // Литературная Россия. 1998. 2 окт.;
Шевелева И. Это веселое имя — Владимир Бацалев // Проза. 1998. №1,
Смолин А. Кто ты, русский писатель? // Литературная Россия. 1998. 9 окт.;
Шевелева. И. Добрый волшебник злой действительности: Памяти В. Бацалева //
Литературная Россия. 1999. №47;
Шевелева И. Марафонский доброволец. М., 2000;
Шевелева И. Карта в рукаве. О новом реализме. М., 2000.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|