|
Поселянин Евгений (настоящее имя Евгений Николаевич Погожев)
[21.4(3.5).1870, Москва — 13.2.1931, Ленинград]
— прозаик и публицист.
Родился в семье врача, личного дворянина. Окончил в Москве Лицей им. цесаревича
Николая и юридический факультет университета (1892). Писать и публиковаться
начал в студенческие годы. Летом 1888 побывал в Оптиной пустыни и стал духовным
сыном великого старца Амвросия (Гренкова), который благословил его писать «в
защиту веры, Церкви и народности». Был также знаком с др. известным старцем —
Варсонофием (Плиханковым), ценившим его талант и говорившим: «Погожее —
художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях» (Беседы
старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. М.; Рига, 1995. С.13). Оптиной
пустыни и ее подвижникам Поселянин посвятил задушевные страницы («Праведник
нашего времени Оптинский старец Амвросий», 1907; «Русская Церковь и русские
подвижники Х1Х-го века», 1901; «Леонтьев в Оптиной», 1911).
Поселянин был высокообразованным человеком, дружил и переписывался с философами
П.Е.Астафьевым, К.Н.Леонтьевым и В.В.Розановым (тот называл Поселянина
«замечательной личностью»), глубоко интересовался изящной словесностью (написал
уже на 1-м курсе статью о поэте А.Н.Майкове) и искусством (очень ценил
В.М.Васнецова), владел несколькими иностранными языками, встречался со многими
выдающимися современниками. Вместе с профессором А.И.Введенским, епископом
Никоном (Рождественским), М.А.Новоселовым он участвовал в религиозных собраниях
у Л.А.Тихомирова, редактора «Московских ведомостей» и известного теоретика
монархизма.
С конца XIX в. Поселянин трудился в Петербурге, активно сотрудничая в известных
духовных журналах: «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение»,
«Церковные ведомости». Охотно печатали его и популярные светские газеты: «Новое
время», «Московские ведомости» и др. Собирая материал, Поселянин много ездил по
святым местам России и расспрашивал о местных преданиях и праведниках.
Старец Варсонофий советовал Поселянин поступить в монастырь, но тот остался в
миру. Брак Поселянина в 1904 с дочерью филолога Я.К.Грота Наталией был
неудачным, через полгода семья распалась. Вторым браком писатель был женат на
Анне Владимировне Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после
гибели Поселянин и окончания Великой Отечественной войны постриглась в
монашество в киевском Покровском монастыре.
Как православный христианин, Поселянин с горечью писал о состоянии
преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: «Сколько книг,
сколько органов печати, где все из области религии широко подводится под
презренную кличку "суеверий"... сплошной почти пример безверия
"интеллигенции"...» Несмотря на свои симпатии к христианскому социализму
писатель всегда держался не только традиционного православия, но и
охранительно-монархических взглядов, которые проявились уже в ранние
студенческие годы («Перед годовщиной 17 октября в Москве», 1889).
Поселянин, несомненно, был одаренным популяризатором-апологетом, старавшимся
познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и
переложил «Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского»), святых отроков («Святая
юность», 1915) и святых воинов («Сказание о святых вождях Земли Русской»,
1900), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного
значения, а со стороны их нравственной крепости...». Хорошо владея «церковным»
стилем, писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, красочно
живописать стародавние события и создавать в импрессионистической манере
запоминающиеся портреты своих героев. Правда, он в спешке не всегда отделывал
свои произведения, отчего в них подчас заметны велеречивость и
сентиментальность.
Немало страниц Поселянин посвятил чтимым на Руси иконам, отечественной
церковной истории, православным святыням («Святыни Земли Русской», 1899;
«Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее
имени чудотворных икон», 1903; «Герои и подвижники лихолетья XVII века», 1912).
Много и охотно писал Поселянин для юношества в житийном, историческом и
катехизическом жанре, опираясь на воспитательные традиции русской детской
литературы и увиденные в жизни примеры («Иосаф-царевич», 1904; «Повесть о том,
как чудом Божиим строилась Русская Земля», 1904; «Задушевные беседы», 1915).
Лучшие произведения Поселянина посвящены размышлениям об истинах веры и опыте
жизни в Церкви, наблюдениям над религиозными идеалами нашего народа и их
претворением в истории, а также нравственно-психологическому обоснованию
православия. Эти сочинения отличаются тонкими и выразительными наблюдениями.
Во время Первой мировой войны Поселянин служил в канцелярии военного министра и
писал репортажи о подвигах русских солдат («Из жизни наших героев-воинов»,
1916), продолжая печататься в православной периодике. После 1917 популярнейший
автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать работы о
Пушкине «Отравленный Пушкин»). На жизнь, начиная с 1922, писатель зарабатывал
частными уроками. В ночь на 12 апр. 1924 его с группой «бывших» арестовали в
Ленинграде и, обвинив в «организации монархической группировки», на 2 года
выслали в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск).
Вернувшись из ссылки, Поселянин оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 был
снова арестован по «делу Преображенского собора» в Ленинграде, которое
заключалось в обращении прихожан (в их числе Поселянин) к эмигрантам, служившим
в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. Поселянин держался
на допросах очень мужественно. Как показывают материалы следственного дела,
палачам не удалось заставить Поселянин отказаться от православия и
монархических убеждений. Приговор Поселянина к расстрелу был приведен в
исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоронен
Поселянин, пока остается неизвестным. Из вынужденного забвения имя Поселянин
начало выходить только с 1990, и сегодня книги даровитого духовного писателя
возвращены читающей России.
Соч.:
Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери.
М., 1991; 1995;
Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Сергиев Посад, 1991;
Святая юность: Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых. М.,
1994;
Сказание о святых вождях Земли Русской // Роман-газ. 1994. №13-14;
Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля. СПб., 1994;
Под благодатным небом: Один за всех (о преп. Сергии Радонежском). СПб., 1994;
Идеалы христианской жизни. СПб., 1994; 2005;
На молитве. М., 1996;
Душа перед Богом. СПб., 1996;
Судьбы царевы. СПб., 2001;
Русские подвижники XIX века. М., 2004.
Лит.:
Антонов В.В. Его знала вся Россия // Роман-газета. 1994. №13-14;
Стрижев А.Н. Свидетель благочестия: Духовный писатель Евгений Поселянин //
Москва. 2001. №1.
В.В.Антонов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|