|
Можаев Борис Андреевич
[1.6.1923, с.Пителино Рязанской обл.— 4.3.1996, Москва]
— прозаик, драматург, сценарист, публицист.
Отец — крестьянин, лоцман на Оке, участник Первой мировой войны. В роду Можаева
были крестьяне, плотогоны, бурлаки, воины (фамилия Можаев была пожалована
нескольким рязанским рекрутам, отличившимся в Бородинской битве). Детство
Можаев провел в деревне на Ряза н щи не, там же окончил среднюю школу, полгода
учительствовал, был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке.
В 1943 был направлен в Ленинградское высшее инженерно-техническое училище
Военно-Морских сил, тогда эвакуированное в Ярославль. После войны оказался в
Ленинграде, сблизился с литературной средой, поступил на заочное отделение
филологического факультета ЛГУ. Окончив училище в 1948, Можаев в качестве
военного инженера работал на Дальнем Востоке.
Писать и печататься начал в 1953 во Владивостоке (статьи, рецензии, пьесы,
стихи, рассказы).
В 1954 демобилизовался из армии и стал журналистом («работал корреспондентом,
много ездил по стране, публиковал критические, насколько было возможно тогда,
материалы» // Наука и религия. 1988. №5. С.39), а затем — профессиональным
писателем. Выпустил сб. «Зори над океаном: Стихи, песни, поэма» (Владивосток,
1955). Собрал и обработал сказки удыгейского народа (Уды-гейские сказки.
Владивосток, 1955; Железный клюв. Удыгейские сказки. Благовещенск, 1959; Добрая
лесная Адига. Удыгейские сказки. М., 1960). В повестях о Дальнем Востоке,
написанных с 1954 по 1975 («Власть тайги», «Тонкомер», «Саня», «Наледи»,
«Полюшко-поле», «День без конца и без края», «Падение лесного короля»),
отступил от принятого в литературе тех лет славословия в теме освоения этого
края (которое назвал «газетной романтикой») и запечатлел очевидные приметы
потребительского и недальновидного отношения к природным ресурсам, к людям,
работающим на этой земле, увидел проблему, которая стала осознаваться обществом
гораздо позднее.
Можаев воспринял разработанный предшественниками (прежде всего В.Овечкиным в
его «Районных буднях») социально-проблемный, публицистический план изображения
жизни, но он пришел в литературу в годы, когда «производственная» проза уже
уступала ведущую роль прозе, названной критикой «лирической». Первые повести
Можаев отличались поэтому определенной переходностью. Главный вопрос, который
писатель ставил в своей ранней прозе,— что является смыслом, целью и мерой
общественного развития: человек существует для производства или производство (и
само государство) — для человека. Герои повестей Можаева — социальные новаторы,
«новые люди» конца 1950-х — не побеждают в конфликте с демагогами,
карьеристами, некомпетентными чиновниками, но их поражение обнаруживает всю
глубину и серьезность социальных проблем.
Можаев — мастер проблемного очерка и автор ряда публицистических сборников,
посвященных проблемам сельского хозяйства, быта и культуры села: «Земля ждет»,
«В Солдатове, у Николая Лозового» (1961), «Земля и руки», «Эксперименты на
земле» (1964), «Самостоятельность» (1972), «Запах мяты и хлеб насущный» (1982)
и др. Этой теме посвящена и большая повесть Можаев «Полюшко-поле», первое
художественное произведение о деревне, положившее начало его «деревенской
прозе» — о «тяжелейших и несправедливейших испытаниях, выпавших на долю нашей
деревни» (Наука и религия. 1988. №5. С.38).
В 1966 была опубликована повесть Можаева «Живой» (Новый мир. 1966. №7;
журнальный вариант — «Из жизни Федора Кузькина»), первое из «рязанских»
произведений писателя. Герой повести рядовой колхозник Фёдор Кузькин — человек,
по выражению автора, «сохранивший достоинство и честь, оставшийся самим собою,
способный, несмотря ни на что, делать свое дело» (Театр. 1989. №7. С.19). На
протяжении повести он тем не менее постоянно «ломает комедию», «валяет дурака»,
хотя каждый день вынужден думать о том, как накормить семью (ведь заработанные
трудодни существуют только на бумаге). Кузькин — это философ, который
«скоморошествует, чтобы не пресмыкаться» (Вильчек А.— С.8). Критика встретила
«Живого» с раздражением, лишь А.Твардовский, а за ним М.Алексеев увидели в
повести принципиально важное. Позднее «Живой» был признан классическим
произведением «деревенской прозы».
В 1968 Можаев написал «Историю села Брехова, писанную Петром Афанасиевичем
Булкиным», герой которой — комический летописец Булкин — своеобразный антипод
Фёдора Кузькина; в 1970 — «повесть-шутку» «Полтора квадратных метра».
В 1972-73 была написана 1-я книга романа-хроники «Мужики и бабы» (впервые
опубликовал в журнале «Дон»; отдельным изданием — М., 1976), в 1978-80 — книга
2-я. Роман посвящен «переломным событиям в жизни русской деревни», годам
коллективизации, когда русская деревня «оказалась надломлена, фактически
разграблена, разорена» (Наука и религия. 1988. №5. С.38-39). Картина
коллективизации, изображаемая в «Мужиках и бабах» и других произведениях
«деревенской прозы» Можаева, контрастно отличается от хрестоматийно привычной.
Герои Можаева неоднозначны: учитель Успенский в «Мужиках и бабах» — сын
священника и в то же время бывший командир Красной Армии, Андрей Бородин
(прототип — отец писателя) — герой, которому более всего сопереживает автор;
это разумный, честный, всеми уважаемый человек, но для советской власти он не
больше чем середняк и только. Коллизия романа «Мужики и бабы» — не столкновение
правды с ложью или добра со злом, а столкновение двух различных правд, что
неизбежно влечет за собой трагедию. Критика, называя роман Можаев «невыдуманной
деревенской хроникой», «подлинной историей деревни», признавала за автором
«незаурядное знакомство с эпохой» и в то же время отмечала присутствие в
повествовании «огрехов и излишеств языка», «небрежной рукой набросанных, не
процеженных сквозь сито доброго вкуса анекдотцев и прибауток» (Волков О. -
С.189-190).
В 1993 была опубликована 1-я книга романа Можаева «Изгой» (полностью — в
журнале «Наш современник», №2,3) — своеобразного продолжения романа «Мужики и
бабы» (герой романа — Сергей Бородин, сын Андрея Бородина).
Произведения Можаева изданы более чем в 50 книгах, в 2 СС; по его сценариям
(Можаев окончил Высшие сценарные курсы в Москве) поставлено более 10 фильмов:
«Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Из жизни Фёдора Кузькина» и др., по его
пьесам — спектакли «Живой» (Театр на Таганке, реж. Ю.Любимов; в 1968 не
пропущен цензурой как «антисоветский», восстановлен в 1989), «Как Земля
вертится», «Полтора квадратных метра».
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т М., 1982;
СС: в4т М., 1989-90
Лит.:
Волков О. Без прикрас, но и без меры // Наш современник 1978 №11. С.185-190,
Вильчек Л. Вот моя деревня... // Можаев Б.А. Избранные произведения: в 2 т. М.,
1982;
Турков А. Долгими дорогами // Можаев Б.А. СС. в 4 т. М., 1989-90.
В.Г.Макашина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|