AZ-libr.ру

информационный портал





Можаев Борис Андреевич [01.06.1923-04.03.1996]

Можаев Борис Андреевич
       [1.6.1923, с.Пителино Рязанской обл.— 4.3.1996, Москва]
       — прозаик, драматург, сценарист, публицист.
       Отец — крестьянин, лоцман на Оке, участник Первой мировой войны. В роду Можаева были крестьяне, плотогоны, бурлаки, воины (фамилия Можаев была пожалована нескольким рязанским рекрутам, отличившимся в Бородинской битве). Детство Можаев провел в деревне на Ряза н щи не, там же окончил среднюю школу, полгода учительствовал, был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке.
       В 1943 был направлен в Ленинградское высшее инженерно-техническое училище Военно-Морских сил, тогда эвакуированное в Ярославль. После войны оказался в Ленинграде, сблизился с литературной средой, поступил на заочное отделение филологического факультета ЛГУ. Окончив училище в 1948, Можаев в качестве военного инженера работал на Дальнем Востоке.
       Писать и печататься начал в 1953 во Владивостоке (статьи, рецензии, пьесы, стихи, рассказы).
       В 1954 демобилизовался из армии и стал журналистом («работал корреспондентом, много ездил по стране, публиковал критические, насколько было возможно тогда, материалы» // Наука и религия. 1988. №5. С.39), а затем — профессиональным писателем. Выпустил сб. «Зори над океаном: Стихи, песни, поэма» (Владивосток, 1955). Собрал и обработал сказки удыгейского народа (Уды-гейские сказки. Владивосток, 1955; Железный клюв. Удыгейские сказки. Благовещенск, 1959; Добрая лесная Адига. Удыгейские сказки. М., 1960). В повестях о Дальнем Востоке, написанных с 1954 по 1975 («Власть тайги», «Тонкомер», «Саня», «Наледи», «Полюшко-поле», «День без конца и без края», «Падение лесного короля»), отступил от принятого в литературе тех лет славословия в теме освоения этого края (которое назвал «газетной романтикой») и запечатлел очевидные приметы потребительского и недальновидного отношения к природным ресурсам, к людям, работающим на этой земле, увидел проблему, которая стала осознаваться обществом гораздо позднее.
       Можаев воспринял разработанный предшественниками (прежде всего В.Овечкиным в его «Районных буднях») социально-проблемный, публицистический план изображения жизни, но он пришел в литературу в годы, когда «производственная» проза уже уступала ведущую роль прозе, названной критикой «лирической». Первые повести Можаев отличались поэтому определенной переходностью. Главный вопрос, который писатель ставил в своей ранней прозе,— что является смыслом, целью и мерой общественного развития: человек существует для производства или производство (и само государство) — для человека. Герои повестей Можаева — социальные новаторы, «новые люди» конца 1950-х — не побеждают в конфликте с демагогами, карьеристами, некомпетентными чиновниками, но их поражение обнаруживает всю глубину и серьезность социальных проблем.
       Можаев — мастер проблемного очерка и автор ряда публицистических сборников, посвященных проблемам сельского хозяйства, быта и культуры села: «Земля ждет», «В Солдатове, у Николая Лозового» (1961), «Земля и руки», «Эксперименты на земле» (1964), «Самостоятельность» (1972), «Запах мяты и хлеб насущный» (1982) и др. Этой теме посвящена и большая повесть Можаев «Полюшко-поле», первое художественное произведение о деревне, положившее начало его «деревенской прозе» — о «тяжелейших и несправедливейших испытаниях, выпавших на долю нашей деревни» (Наука и религия. 1988. №5. С.38).
       В 1966 была опубликована повесть Можаева «Живой» (Новый мир. 1966. №7; журнальный вариант — «Из жизни Федора Кузькина»), первое из «рязанских» произведений писателя. Герой повести рядовой колхозник Фёдор Кузькин — человек, по выражению автора, «сохранивший достоинство и честь, оставшийся самим собою, способный, несмотря ни на что, делать свое дело» (Театр. 1989. №7. С.19). На протяжении повести он тем не менее постоянно «ломает комедию», «валяет дурака», хотя каждый день вынужден думать о том, как накормить семью (ведь заработанные трудодни существуют только на бумаге). Кузькин — это философ, который «скоморошествует, чтобы не пресмыкаться» (Вильчек А.— С.8). Критика встретила «Живого» с раздражением, лишь А.Твардовский, а за ним М.Алексеев увидели в повести принципиально важное. Позднее «Живой» был признан классическим произведением «деревенской прозы».
       В 1968 Можаев написал «Историю села Брехова, писанную Петром Афанасиевичем Булкиным», герой которой — комический летописец Булкин — своеобразный антипод Фёдора Кузькина; в 1970 — «повесть-шутку» «Полтора квадратных метра».
       В 1972-73 была написана 1-я книга романа-хроники «Мужики и бабы» (впервые опубликовал в журнале «Дон»; отдельным изданием — М., 1976), в 1978-80 — книга 2-я. Роман посвящен «переломным событиям в жизни русской деревни», годам коллективизации, когда русская деревня «оказалась надломлена, фактически разграблена, разорена» (Наука и религия. 1988. №5. С.38-39). Картина коллективизации, изображаемая в «Мужиках и бабах» и других произведениях «деревенской прозы» Можаева, контрастно отличается от хрестоматийно привычной. Герои Можаева неоднозначны: учитель Успенский в «Мужиках и бабах» — сын священника и в то же время бывший командир Красной Армии, Андрей Бородин (прототип — отец писателя) — герой, которому более всего сопереживает автор; это разумный, честный, всеми уважаемый человек, но для советской власти он не больше чем середняк и только. Коллизия романа «Мужики и бабы» — не столкновение правды с ложью или добра со злом, а столкновение двух различных правд, что неизбежно влечет за собой трагедию. Критика, называя роман Можаев «невыдуманной деревенской хроникой», «подлинной историей деревни», признавала за автором «незаурядное знакомство с эпохой» и в то же время отмечала присутствие в повествовании «огрехов и излишеств языка», «небрежной рукой набросанных, не процеженных сквозь сито доброго вкуса анекдотцев и прибауток» (Волков О. - С.189-190).
       В 1993 была опубликована 1-я книга романа Можаева «Изгой» (полностью — в журнале «Наш современник», №2,3) — своеобразного продолжения романа «Мужики и бабы» (герой романа — Сергей Бородин, сын Андрея Бородина).
       Произведения Можаева изданы более чем в 50 книгах, в 2 СС; по его сценариям (Можаев окончил Высшие сценарные курсы в Москве) поставлено более 10 фильмов: «Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Из жизни Фёдора Кузькина» и др., по его пьесам — спектакли «Живой» (Театр на Таганке, реж. Ю.Любимов; в 1968 не пропущен цензурой как «антисоветский», восстановлен в 1989), «Как Земля вертится», «Полтора квадратных метра».

Соч.:
       Избранные произведения: в 2 т М., 1982;
       СС: в4т М., 1989-90

Лит.:
       Волков О. Без прикрас, но и без меры // Наш современник 1978 №11. С.185-190,
       Вильчек Л. Вот моя деревня... // Можаев Б.А. Избранные произведения: в 2 т. М., 1982;
       Турков А. Долгими дорогами // Можаев Б.А. СС. в 4 т. М., 1989-90.

В.Г.Макашина



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:12 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"