|
Криницкий Марк (настоящее имя Михаил Владимирович Самыгин)
[4(16).3.1874, Москва — 23.2.1952, Горький]
— прозаик, драматург.
Родился в дворянской семье.
В 1896 окончил историко-филологический факультет Московского университета. 17
лет проработал преподавателем русского языка и словесности в Туле,
Иваново-Вознесенске, Коломне, Рязани.
В 1894 Криницкий познакомился и сблизился с Брюсовым, который воспринял его как
«весьма замечательную личность», «философа-альтруиста». Духовное общение между
Криницким и Брюсовым было наиболее тесным в 1895-98, когда они в личных беседах
и в письмах обсуждали волновавшие их религиозно-философские и литературные
проблемы. В одном из писем Брюсову тех лет Криницкий признавался: «Я верил Вам,
как больше никому из своих друзей, п<отому> ч<то> Вы решились так же, как и я,
испытать всякую правду до конца» (Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990.
С.667). Брюсов в свою очередь так отзывался о Криницком: «Единственный человек,
столкновение с которым оживляет мне душу» (Брюсов В.Я. Дневники: 1891-1910. М.,
1927. С.39).
Первый сборник «В тумане» вышел в свет в 1895. Питая живой интерес к искусству
символистов, Криницкий в своем творчестве оставался, однако, верен традициям
реалистической прозы. «Он — переходная ступень искусства,— замечала
Н.Петровская,— иногда мистик, иногда рационалист, немножко "декадент" и рядом
самый убежденный реалист. Как художник, он молод и в то же время бесконечно
стар» (Весы. 1908. №2. С.81). Рецензируя сб. рассказов «Чающие движения воды»
(1903), Брюсов с сожалением отмечал, что Криницкий использует в основном
«обветшалые формы», «вливает новое вино в старые меха» (Весы. 1904. №5. С.53).
На эти упреки вождя символистов писатель отвечал: «Я добиваюсь теперь новизны в
области содержания. Я хочу сделаться интересным автором. Тот, кто способен
рассказывать новые, неожиданные и, главное, захватывающие вещи, тому прощаются
недочеты стиля. Таков мой метод» (Валерий Брюсов и его корреспонденты // ЛН.
Т.98. Кн.1. М., 1991. С.369). Верный избранной манере, Криницкий обрел имя и
стал довольно популярным беллетристом.
В 1908-12 в Петербурге вышло 3-томное собрание его рассказов, получившее в
основном неутешительные для автора оценки критиков. Но были и сочувственные
отклики. Так, В.Гофман в рецензии на 1-й том «Рассказов» писал: «Основная тема
Криницкого — ужас материального мира, кошмар механической вселенной, "у которой
нет дна". Дух и материя для Криницкого — нечто непримиримо-противоположное, и
он всюду чувствует их роковую антиномию, глухой разлад и борьбу между ними.
Этому разладу посвящен целый ряд очень глубоких его рассказов («Материя»,
«Необходимость жить», «Тайна барсука»). <...> Результатом глубокой и
проникновенной наблюдательности кажется мне... мягкая, серьезная грусть, эта
всепрощающая жалость и суровая нежность к людям, которыми дышат некоторые из
его рассказов» (Русская мысль. 1908. №4. Отд. III. С.71).
В своих произведениях Криницкий проследил сотни любовных историй и сюжетов,
подсказанных повседневной реальностью. В подтексте многих из них угадывается
мысль о том, что человек часто с немалыми душевными потерями обретает зыбкое
согласие с окружающей его действительностью, отстаивает не то что идеальную, а
самую обыкновенную свою жизнь и любовь.
Отличаясь плодовитостью, Криницкий в 1910-е пишет целую серию романов, которые
современники нередко относили к полубульварной литерату-ре: «Молодые годы
Донецкого» (1911), «Вами казненный», «Синяя борода», «Час настал», «Случайная
женщина», «Маскарад чувств» (все — 1915) и др. Творческая деятельность
Криницкого завершилась, по существу, еще в 1920-е (ряд пьес, роман «Брат мой
Каин», изданный в 1928). Позднее все больше сказывалось влияние нарастающей
психической болезни.
Соч.:
СС:в 15 т. М., 1916-18.
Лит.:
Валерий Брюсов и его корреспонденты: Письма Брюсова к М. В. Самыгину / вступ.
статья Н.А. Трифонова // ЛН. Т. 98. Кн.1. М., 1991. С.362-375.
В.Н.Быстров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|