AZ-libr.ру

информационный портал





Бородин Сергей Петрович [25.10.1902-22.06.1974]

Бородин Сергей Петрович (псевдоним Амир Саргиджан, до 1941)
       [12(25).10.1902, Москва — 22.6.1974, Ташкент]
       — прозаик.
       В возрасте 11 лет поступил в реальное училище им. В.А.Жуковского в г.Белеве, где проучился 7 лет. Здесь же проявился его интерес к лит-ре. Печататься начал рано: первый очерк появился в 1915 в приложении к журналу «Путеводный огонек».
       С 1917 в печати стали появляться стихи Бородина. В это же время был активным участником литературной и художественной студии Пролеткульта.
       С 1922 по 1926 учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова, где специализировался по фольклору.
       В 1923-1926 принял участие в экспедициях в Бухару и Самарканд, в 1925-28 — на север России, в Заонежье. Жил и работал на Дальнем Востоке, в Казахстане, Таджикистане, Армении, на Памире. Много путешествовал. Последние годы жизни (с 1951 по 1974) провел в Узбекистане.
       С первых шагов литературной деятельности Бородина привлекала тема исторического прошлого народов его страны («Последняя Бухара», 1932; «Египтянин», 1932; сборник новелл «Мастер птиц», 1934). Писатель стремился найти точки соприкосновения прошлого и настоящего, связать судьбы народов различных эпох.
       Широкую известность Бородину принес роман «Дмитрий Донской» (1941). По словам самого писателя, импульсом к его созданию «в преддверии третьего нашествия» (Отечественной войны 1941-45) послужила «необходимость показать современному читателю эпизод истории, который внушил бы ему чувство благородной гордости за прошлое своей страны, чувство, не лишнее в годину испытаний» (Дружба народов. 1971. №10. С.263). Сюжетную основу романа составили события, связанные с судьбой и деяниями подлинной исторической личности — прогрессивного государственного деятеля, объединителя русских земель, великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского и вымышленного персонажа — простолюдина, монаха-расстриги Кирилла. В полярных образах Дмитрия и Кирилла Бородин воплотил идею временного союза социально разрозненных слоев средневекового Русского государства перед лицом внешней опасности, союза, приведшего к победе русского воинства на Куликовом поле.
       Несмотря на ярко выраженную аллюзивность романа «Дмитрий Донской», в целом произведения Бородина 1930-40-х были созданы в т.н. объективной манере, когда писатель рассказывал о событиях прошлого, избегая открытых авторских оценок и параллелей с современностью. Однако желание глубже проникнуть в сущность исторического про-шлого, найти ответы на идеологические вопросы современности потребовали от него поисков более гибких и емких форм исторического повествования. Новые принципы письма были реализованы Бородиным при создании трилогии «Звезды над Самаркандом» (1953—73), посвященной событиям конца XIV — начала XV в., в частности вторжению Тимура-Тамерлана в Малую Азию.
       В сравнении с «Дмитрием Донским» трилогия «Звезды над Самаркандом» («Хромой Тимур», 1953-55; «Костры похода», 1957-59; «Молниеносный Баязет», 1968-73) имеет более обширный повествовательный размах. События российской жизни включаются в контекст мировой истории, отчего осмысление проблем прошлого и настоящего обретает укрупненный и углубленный характер, философское начало выходит на первый план. Совокупность романных глав, созданных в новеллистическом ключе с намеренно нарушенной хронологической последовательностью, нарочитой выбороч-ностью и эпизодичностью, составляет сюжетную основу трилогии, порождая множественную панораму событий XIV-XV вв.
       Центральным образом романа становится образ Повелителя Вселенной — Тимура, «грубого воина», «самонадеянного» «неуча», «жестокого сердцем», «темного умом». Гуманистическая концепция романа связана с осознанием бесперспективности и порочности деятельности жестокого завоевателя, зыбкости и непрочности созданного им государственного образования, основанного на насилии, подавлении воли и свободы. Антитезой образу Тимура в романе становится собирательный образ народа, созданный в традициях восточной литературы как образ народа-строителя, созидателя, творца. Рельефно выделен из народной массы образ ученого-историка Ибн Халдуна, «мудреца, лицемера, добряка, мздоимца», который вносит в повествование философскую глубину и психологическую достоверность. Антитетичная пара героев поляризует повествование, контраст становится ведущим сюжетообразующим фактором, порождает противопоставленные мотивы (великое — малое, душа — плоть, вечность — миг, разрушение — созидание, государь — раб), пронизывающие все повествование.
       В последние годы своей жизни Бородин мечтал «успеть написать» роман об Андрее Рублеве, «русском интеллигенте XV века», но смерть помешала воплощению этого замысла.
       В целом творчество Бородина представляет собой интересную страницу в советской исторической романистике. Однако его творчеству были свойственны известная идеологическая заданность и немалая доля тенденциозности, обусловленные временем, в которое довелось жить и творить художнику.

Соч.:
       СС: в 5 т. / вступ. статья Г.Владимирова. Ташкент, 1958-60;
       СС: в 6 т. / вступ. статья Л.Миля. Ташкент, 1973;
       Дмитрий Донской / послесл. П.Слетова. М., 1994;
       Звезды над Самаркандом. М., 1994.

Лит.:
       Акимов В. Творчество Сергея Бородина. Ташкент, 1972;
       Лихина Н. Эволюция исторического романа в творчестве С.П.Бородина: автореферат кандидатской диссертации. М., 1981;
       Шерстнева Н. Художественная правда в романах С.Бородина «Дмитрий Донской» и «Звезды над Самаркандом»: автореферат кандидатской диссертации. М., 1982;
       Сергей Бородин в воспоминаниях современников: сб. Ташкент, 1982;
       Лобанова Т. Возрожденная эпоха: Об исторической эпопее Сергея Бородина «Звезды над Самаркандом». Ташкент, 1984

О.В.Богданова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"