|
Бородин Сергей Петрович (псевдоним Амир Саргиджан, до 1941)
[12(25).10.1902, Москва — 22.6.1974, Ташкент]
— прозаик.
В возрасте 11 лет поступил в реальное училище им. В.А.Жуковского в г.Белеве,
где проучился 7 лет. Здесь же проявился его интерес к лит-ре. Печататься начал
рано: первый очерк появился в 1915 в приложении к журналу «Путеводный огонек».
С 1917 в печати стали появляться стихи Бородина. В это же время был активным
участником литературной и художественной студии Пролеткульта.
С 1922 по 1926 учился в Высшем литературно-художественном институте им.
В.Я.Брюсова, где специализировался по фольклору.
В 1923-1926 принял участие в экспедициях в Бухару и Самарканд, в 1925-28 — на
север России, в Заонежье. Жил и работал на Дальнем Востоке, в Казахстане,
Таджикистане, Армении, на Памире. Много путешествовал. Последние годы жизни (с
1951 по 1974) провел в Узбекистане.
С первых шагов литературной деятельности Бородина привлекала тема исторического
прошлого народов его страны («Последняя Бухара», 1932; «Египтянин», 1932;
сборник новелл «Мастер птиц», 1934). Писатель стремился найти точки
соприкосновения прошлого и настоящего, связать судьбы народов различных эпох.
Широкую известность Бородину принес роман «Дмитрий Донской» (1941). По словам
самого писателя, импульсом к его созданию «в преддверии третьего нашествия»
(Отечественной войны 1941-45) послужила «необходимость показать современному
читателю эпизод истории, который внушил бы ему чувство благородной гордости за
прошлое своей страны, чувство, не лишнее в годину испытаний» (Дружба народов.
1971. №10. С.263). Сюжетную основу романа составили события, связанные с
судьбой и деяниями подлинной исторической личности — прогрессивного
государственного деятеля, объединителя русских земель, великого московского
князя Дмитрия Ивановича Донского и вымышленного персонажа — простолюдина,
монаха-расстриги Кирилла. В полярных образах Дмитрия и Кирилла Бородин воплотил
идею временного союза социально разрозненных слоев средневекового Русского
государства перед лицом внешней опасности, союза, приведшего к победе русского
воинства на Куликовом поле.
Несмотря на ярко выраженную аллюзивность романа «Дмитрий Донской», в целом
произведения Бородина 1930-40-х были созданы в т.н. объективной манере, когда
писатель рассказывал о событиях прошлого, избегая открытых авторских оценок и
параллелей с современностью. Однако желание глубже проникнуть в сущность
исторического про-шлого, найти ответы на идеологические вопросы современности
потребовали от него поисков более гибких и емких форм исторического
повествования. Новые принципы письма были реализованы Бородиным при создании
трилогии «Звезды над Самаркандом» (1953—73), посвященной событиям конца XIV —
начала XV в., в частности вторжению Тимура-Тамерлана в Малую Азию.
В сравнении с «Дмитрием Донским» трилогия «Звезды над Самаркандом» («Хромой
Тимур», 1953-55; «Костры похода», 1957-59; «Молниеносный Баязет», 1968-73)
имеет более обширный повествовательный размах. События российской жизни
включаются в контекст мировой истории, отчего осмысление проблем прошлого и
настоящего обретает укрупненный и углубленный характер, философское начало
выходит на первый план. Совокупность романных глав, созданных в
новеллистическом ключе с намеренно нарушенной хронологической
последовательностью, нарочитой выбороч-ностью и эпизодичностью, составляет
сюжетную основу трилогии, порождая множественную панораму событий XIV-XV вв.
Центральным образом романа становится образ Повелителя Вселенной — Тимура,
«грубого воина», «самонадеянного» «неуча», «жестокого сердцем», «темного умом».
Гуманистическая концепция романа связана с осознанием бесперспективности и
порочности деятельности жестокого завоевателя, зыбкости и непрочности
созданного им государственного образования, основанного на насилии, подавлении
воли и свободы. Антитезой образу Тимура в романе становится собирательный образ
народа, созданный в традициях восточной литературы как образ народа-строителя,
созидателя, творца. Рельефно выделен из народной массы образ ученого-историка
Ибн Халдуна, «мудреца, лицемера, добряка, мздоимца», который вносит в
повествование философскую глубину и психологическую достоверность. Антитетичная
пара героев поляризует повествование, контраст становится ведущим
сюжетообразующим фактором, порождает противопоставленные мотивы (великое —
малое, душа — плоть, вечность — миг, разрушение — созидание, государь — раб),
пронизывающие все повествование.
В последние годы своей жизни Бородин мечтал «успеть написать» роман об Андрее
Рублеве, «русском интеллигенте XV века», но смерть помешала воплощению этого
замысла.
В целом творчество Бородина представляет собой интересную страницу в советской
исторической романистике. Однако его творчеству были свойственны известная
идеологическая заданность и немалая доля тенденциозности, обусловленные
временем, в которое довелось жить и творить художнику.
Соч.:
СС: в 5 т. / вступ. статья Г.Владимирова. Ташкент, 1958-60;
СС: в 6 т. / вступ. статья Л.Миля. Ташкент, 1973;
Дмитрий Донской / послесл. П.Слетова. М., 1994;
Звезды над Самаркандом. М., 1994.
Лит.:
Акимов В. Творчество Сергея Бородина. Ташкент, 1972;
Лихина Н. Эволюция исторического романа в творчестве С.П.Бородина: автореферат
кандидатской диссертации. М., 1981;
Шерстнева Н. Художественная правда в романах С.Бородина «Дмитрий Донской» и
«Звезды над Самаркандом»: автореферат кандидатской диссертации. М., 1982;
Сергей Бородин в воспоминаниях современников: сб. Ташкент, 1982;
Лобанова Т. Возрожденная эпоха: Об исторической эпопее Сергея Бородина «Звезды
над Самаркандом». Ташкент, 1984
О.В.Богданова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|