AZ-libr.ру

информационный портал





Штейн Сергей Александрович [05.08.1910-23.02.1994]

Снегов Сергей (настоящее имя Сергей Александрович Штейн)
       [23.7(5.8).1910, Одесса — 23.2.1994, Калининград]
       — прозаик.
       (Некоторые источники указывают на Снегова как на Сергея Иосифовича Штейна, однако это неверно, поскольку И.Штейн был отчимом Снегова). Снегов провел юность в Одессе, где окончил в 1932 Одесский химико-физико-математический институт. В том же году он переехал в Ленинград, где проработал 4 года инженером на заводе «Пирометр».
       В 1936 был репрессирован; 20 лет провел в тюрьме, ссылке; значительную часть этого срока как заключенный, расконвоированный заключенный и вольнонаемный ссыльнопоселенец проработал на различных инженерных должностях на Норильском горно-металлургическом комбинате и во входящем в систему ГУЛАГа оборонном институте. В 1957, будучи полностью реабилитирован, одновременно дебютировал в литературе, стал профессиональным писателем и переехал в Калининград, где и прошли все последующие годы его жизни.
       Первый роман С. «В полярной ночи», опубликованный в «Новом мире» (1957), был написан в значительной мере на автобиографическом материале; здесь проявилась острая наблюдательность над реалиями ссыльно-лагерного быта, умение понять и адекватно выразить как психологическую, так и антуражную деталь. В дальнейшем С. продемонстрировал мастерство бытописателя в повестях «В тихом углу» (1960), «Река прокладывает русло» (1961), «Учительница» (1970), «Взрыв» (1983), «Над нами полярное сияние» (1983), «Весна ждать не будет» (1983) и др.
       Жизнь в крупном портовом городе, общение с моряками рыболовного флота и несколько выходов в море на траулерах позволили Снегову с успехом выступить на поприще маринистики в повести «Держи на волну» (1970), романе «Ветер с океана» (1977) и некоторых других произведениях.
       Однако наибольшую известность Снегов приобрел как писатель-фантаст. Дебютировал Снегов в этом жанре в 1964 повестью «Тридцать два обличья профессора Крена». В 1966 в антологии фантастики «Эллинский секрет» появилась 1-я книга трилогии «Люди как боги», 2-я — «Вторжение в Персей» (1968), 3-я — «Кольцо обратного времени» (1977). Первые две книги отдельным томом были выпущены в Калининграде в 1971, а трилогия полностью издавалась в 1982, 1986, 1992 и 1993. Ее название содержит отсылку (скорее вариативную, нежели полемическую) к одноименному роману Герберта Уэллса. Сама же трилогия являет сплав масштабной коммунистической утопии (наиболее впечатляющей в советской литературе после «Туманности Андромеды» И.Ефремова), космического боевика (так называемой «космической оперы» — опять-таки не знающего себе равных в отечественной практике по размаху и яркости описания звездных баталий) и научной фантастики, на редкость богатой оригинальными идеями и трактовками традиционных для фантастики идей. Эти разнородные, казалось бы, пласты удачно цементировались пронизывающей текст иронией, которую сам писатель определял даже как «мягкую пародийность», обращенную, по его мнению, в равной мере на «космическую оперу» и библейские сюжеты. Мудрая ироничность действительно придала трилогии неожиданную для фантастики психологическую глубину.
       В 1970-е в Лейпцигском университете состоялась специальная конференция, в которой участвовали физический, исторический и философский факультеты, а также гости, приглашенные из других немецких университетов, полностью посвященная дискуссиям вокруг трилогии Снегова (История отечественной фантастики знает лишь один прецедент — научную конференцию в Пулковской обсерватории, посвященную «Туманности Андромеды» И.Ефремова.) Затем Снегов выпустил три сборника детективно-фантастических повестей — «Посол без верительных грамот» (1977), «Прыжок над бездной» (1981) и «Дом с привидениями» (1989), объединенных сквозными героями, а также не зависящие от них сборники повестей «Экспедиция в иномир» (1983) и «Право на поиск» (1989). Последние его фантастические романы — «Хрононавига-торы» и «Диктатор» — увидели свет уже посмертно, в 1996. Роман «Диктатор» является произведением не только удавшимся художественно, но и насыщенным оригинальными историософскими и политологическими суждениями и концепциями.
       Несколько особняком в творчестве Снегова стоят художественно-документальные книги «Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии» (1972) и «Прометей раскованный. Повесть об Игоре Курчатове» (1980). В 1976 в журнале «Знамя» была опубликована первая часть романа «Творцы» (Отдельным изданием 1979). Полностью документальный, исторически выверенный, этот роман повествует о советском атомном проекте; он уникален как по полноте охваченного научного, биографического и психологического материала, так и по удачному сочетанию исторического, естественно-научного и художественных подходов. Вторая книга романа — «Повесть об институте» — осталась неопубликованной.
       Наконец, еще одно направление литературной работы Снегова являют собой книги, основанные на лагерном материале и в отличие от ранних повестей уже не содержащие фигуры умолчания. Сбрпники «Норильские рассказы» (1991) написан был еще в 1950-х, тексты вошли в книгу практически без изменений. Из рассказов, посвященных тому же тематическому пласту, был составлен и сборник «Язык, который ненавидит», получивший название по чрезвычайно интересному эссе, в котором рассматривается философия, структура и словарь «блатного» (тюремного) языка. Наконец, в 1996 посмертно увидела свет книга, которую сам Снегов считал едва ли не главной в жизни,— «Тюрьма и ссылка», где уже с позиций иного возраста и иного времени тот же жизненный материал приобрел новое, полифоничное звучание.
       В творческом наследии Снегов осталось немало рукописей, говорящих о широте творческих интересов писателя. Прежде всего, это поэзия — Снегов немало гордился тем обстоятельством, что на поэтическом турнире в Нориль-ЛАГе занял первое место, оттеснив на второе своего доброго друга Л.Н.Гумилева. Заслуживает также упоминания историческая пьеса из времен императора Священной Римской империи Генриха IV и Папы Римского Григория VII.
       В 1984 за трилогию «Люди как боги» Снегов был удостоен премии «Аэлита» (единственной ежегодно присуждаемой премии в нашей стране за достижения в области научной фантастики).

Соч.:
       Неожиданность: рассказы. Красноярск, 1958;
       В полярной ночи: роман. М., 1960;
       В глухом углу: роман. Калининград, 1962;
       В поисках пути. М., 1963;
       Люди как боги: Фантастический роман // Эллинский секрет. Л., 1966;
       Люди как боги: роман. Кн.2. В звездных теснинах // Вторжение в Персии: сб. Л., 1968;
       Люди как боги: роман. Кн.3. Кольцо обратного времени. Ч.1 -4 // Кольцо обратного времени: сб. фантастики. Л., 1976;
       Творцы: Историческая повесть о современниках. М., 1979;
       Трудный случай: Рассказы и повесть о любви. Калининград, 1974; Норильские рассказы. М., 1991;
       Меньше — больше // Право на поиск: сб. фантастики / сост. Е.П.Брендис, Л.В.Куклин. Л., 1988;
       Явь и видение: стихи. СПб., 2001.

Лит.:
       Шимохина М. Заметки о творчестве Сергея Снегова // Енисей: альм. Красноярск, 1961. №4(32). С.125-128;
       Твардовский А.Г. О литературе. М., 1973. С.370-371.

А.Д.Балабуха



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:04 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"