|
Снегов Сергей (настоящее имя Сергей Александрович Штейн)
[23.7(5.8).1910, Одесса — 23.2.1994, Калининград]
— прозаик.
(Некоторые источники указывают на Снегова как на Сергея Иосифовича Штейна,
однако это неверно, поскольку И.Штейн был отчимом Снегова). Снегов провел
юность в Одессе, где окончил в 1932 Одесский химико-физико-математический
институт. В том же году он переехал в Ленинград, где проработал 4 года
инженером на заводе «Пирометр».
В 1936 был репрессирован; 20 лет провел в тюрьме, ссылке; значительную часть
этого срока как заключенный, расконвоированный заключенный и вольнонаемный
ссыльнопоселенец проработал на различных инженерных должностях на Норильском
горно-металлургическом комбинате и во входящем в систему ГУЛАГа оборонном
институте. В 1957, будучи полностью реабилитирован, одновременно дебютировал в
литературе, стал профессиональным писателем и переехал в Калининград, где и
прошли все последующие годы его жизни.
Первый роман С. «В полярной ночи», опубликованный в «Новом мире» (1957), был
написан в значительной мере на автобиографическом материале; здесь проявилась
острая наблюдательность над реалиями ссыльно-лагерного быта, умение понять и
адекватно выразить как психологическую, так и антуражную деталь. В дальнейшем
С. продемонстрировал мастерство бытописателя в повестях «В тихом углу» (1960),
«Река прокладывает русло» (1961), «Учительница» (1970), «Взрыв» (1983), «Над
нами полярное сияние» (1983), «Весна ждать не будет» (1983) и др.
Жизнь в крупном портовом городе, общение с моряками рыболовного флота и
несколько выходов в море на траулерах позволили Снегову с успехом выступить на
поприще маринистики в повести «Держи на волну» (1970), романе «Ветер с океана»
(1977) и некоторых других произведениях.
Однако наибольшую известность Снегов приобрел как писатель-фантаст. Дебютировал
Снегов в этом жанре в 1964 повестью «Тридцать два обличья профессора Крена». В
1966 в антологии фантастики «Эллинский секрет» появилась 1-я книга трилогии
«Люди как боги», 2-я — «Вторжение в Персей» (1968), 3-я — «Кольцо обратного
времени» (1977). Первые две книги отдельным томом были выпущены в Калининграде
в 1971, а трилогия полностью издавалась в 1982, 1986, 1992 и 1993. Ее название
содержит отсылку (скорее вариативную, нежели полемическую) к одноименному
роману Герберта Уэллса. Сама же трилогия являет сплав масштабной
коммунистической утопии (наиболее впечатляющей в советской литературе после
«Туманности Андромеды» И.Ефремова), космического боевика (так называемой
«космической оперы» — опять-таки не знающего себе равных в отечественной
практике по размаху и яркости описания звездных баталий) и научной фантастики,
на редкость богатой оригинальными идеями и трактовками традиционных для
фантастики идей. Эти разнородные, казалось бы, пласты удачно цементировались
пронизывающей текст иронией, которую сам писатель определял даже как «мягкую
пародийность», обращенную, по его мнению, в равной мере на «космическую оперу»
и библейские сюжеты. Мудрая ироничность действительно придала трилогии
неожиданную для фантастики психологическую глубину.
В 1970-е в Лейпцигском университете состоялась специальная конференция, в
которой участвовали физический, исторический и философский факультеты, а также
гости, приглашенные из других немецких университетов, полностью посвященная
дискуссиям вокруг трилогии Снегова (История отечественной фантастики знает лишь
один прецедент — научную конференцию в Пулковской обсерватории, посвященную
«Туманности Андромеды» И.Ефремова.) Затем Снегов выпустил три сборника
детективно-фантастических повестей — «Посол без верительных грамот» (1977),
«Прыжок над бездной» (1981) и «Дом с привидениями» (1989), объединенных
сквозными героями, а также не зависящие от них сборники повестей «Экспедиция в
иномир» (1983) и «Право на поиск» (1989). Последние его фантастические романы —
«Хрононавига-торы» и «Диктатор» — увидели свет уже посмертно, в 1996. Роман
«Диктатор» является произведением не только удавшимся художественно, но и
насыщенным оригинальными историософскими и политологическими суждениями и
концепциями.
Несколько особняком в творчестве Снегова стоят художественно-документальные
книги «Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии»
(1972) и «Прометей раскованный. Повесть об Игоре Курчатове» (1980). В 1976 в
журнале «Знамя» была опубликована первая часть романа «Творцы» (Отдельным
изданием 1979). Полностью документальный, исторически выверенный, этот роман
повествует о советском атомном проекте; он уникален как по полноте охваченного
научного, биографического и психологического материала, так и по удачному
сочетанию исторического, естественно-научного и художественных подходов. Вторая
книга романа — «Повесть об институте» — осталась неопубликованной.
Наконец, еще одно направление литературной работы Снегова являют собой книги,
основанные на лагерном материале и в отличие от ранних повестей уже не
содержащие фигуры умолчания. Сбрпники «Норильские рассказы» (1991) написан был
еще в 1950-х, тексты вошли в книгу практически без изменений. Из рассказов,
посвященных тому же тематическому пласту, был составлен и сборник «Язык,
который ненавидит», получивший название по чрезвычайно интересному эссе, в
котором рассматривается философия, структура и словарь «блатного» (тюремного)
языка. Наконец, в 1996 посмертно увидела свет книга, которую сам Снегов считал
едва ли не главной в жизни,— «Тюрьма и ссылка», где уже с позиций иного
возраста и иного времени тот же жизненный материал приобрел новое, полифоничное
звучание.
В творческом наследии Снегов осталось немало рукописей, говорящих о широте
творческих интересов писателя. Прежде всего, это поэзия — Снегов немало
гордился тем обстоятельством, что на поэтическом турнире в Нориль-ЛАГе занял
первое место, оттеснив на второе своего доброго друга Л.Н.Гумилева. Заслуживает
также упоминания историческая пьеса из времен императора Священной Римской
империи Генриха IV и Папы Римского Григория VII.
В 1984 за трилогию «Люди как боги» Снегов был удостоен премии «Аэлита»
(единственной ежегодно присуждаемой премии в нашей стране за достижения в
области научной фантастики).
Соч.:
Неожиданность: рассказы. Красноярск, 1958;
В полярной ночи: роман. М., 1960;
В глухом углу: роман. Калининград, 1962;
В поисках пути. М., 1963;
Люди как боги: Фантастический роман // Эллинский секрет. Л., 1966;
Люди как боги: роман. Кн.2. В звездных теснинах // Вторжение в Персии: сб. Л.,
1968;
Люди как боги: роман. Кн.3. Кольцо обратного времени. Ч.1 -4 // Кольцо
обратного времени: сб. фантастики. Л., 1976;
Творцы: Историческая повесть о современниках. М., 1979;
Трудный случай: Рассказы и повесть о любви. Калининград, 1974; Норильские
рассказы. М., 1991;
Меньше — больше // Право на поиск: сб. фантастики / сост. Е.П.Брендис,
Л.В.Куклин. Л., 1988;
Явь и видение: стихи. СПб., 2001.
Лит.:
Шимохина М. Заметки о творчестве Сергея Снегова // Енисей: альм. Красноярск,
1961. №4(32). С.125-128;
Твардовский А.Г. О литературе. М., 1973. С.370-371.
А.Д.Балабуха
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|