|
Юшкевич Семён Соломонович
[25.11(7.12).1868, Одесса — 12.2.1927, Париж]
— прозаик, драматург.
Родился в зажиточной семье. Обучался медицине в Париже. Первый очерковый опыт получил благословение А.М.Скабичевского. Дебют (рассказ «Портной», 1897) состоялся в журнале «РБ». Повести «Распад» и «Ита Гайне» (обе — 1902) принесли автору широкую известность и определили особый ракурс его творчества: интерес к жизни еврейской бедноты. Подчеркнуто трагическое восприятие мира, гнетуще мрачный колорит, безысходность, неуверенность в завтрашнем дне, погромы, самоубийства, обусловленные силой общественных обстоятельств, типичны для произведений Юшкевича. Его герои либо рабски смиряются с действительностью (рассказ «Невинные», 1901), либо исповедуют культ страданий (драма «Голод», 1905), либо пытаются «подняться наверх» (повесть «Евреи», 1904). Посвященная М.Горькому повесть «Евреи» — наиболее значительное прозаическое произведение Юшкевича.
В начале 1900-х писатель переживает духовный подъем первой русской революции, сближается с московским литературным кружком «Среда» по предложению М.Горького становится членом книгоиздательского товарищества «Знание», выпускающего его 5-томное СС.
В 1906 совершает путешествие по Австрии, Германии и Швейцарии, наблюдая за солидарной борьбой пролетариата разных стран. Эта тема находит отражение в драматической трилогии Юшкевича «Голод» (1905), «В городе», «Король» (обе — 1906). Социально-политическая драма «Король», вошедшая в XIV сб. «Знания» вместе с «Врагами» Горького, стала одним из наиболее радикальных произведений начала XX в., воссоздавших картину массовых выступлений революционно настроенного пролетариата.
Писатель тяжело пережил поражение первой русской революции, вызвавшее смятение в демократическом стане и массовое отречение от своих убеждений. Пережитое разочарование привело к разрыву с Горьким и «Знанием», отразилось в драме «Miserere» (1909), ставшей своеобразным реквиемом революции. На поэтике пьесы сказалось увлечение театром символистов.
В 1910-е Юшкевич вновь обращается к проблематике своего раннего творчества, но, проявляя незаурядное мастерство, придает своим произведениям ярко выраженную сатирическую окраску. Пьеса «Комедия брака» (1910) и роман «Леон Дрей» (1911) пользовались успехом публики. Рисуя в пьесах «Драма в доме» (1913), «Мендель Спивак» (1914), «Человек воздуха» (1915) уже знакомого по ранним произведениям приниженного жизнью человека, Ю. акцентирует внимание на его доброте, сердечности, неискоренимом юморе. Пьесы Юшкевича шли на столичных сценах.
К Октябрьской революции писатель отнесся со сдержанным сочувствием. В 1920 уехал во Францию. В Париже издал сборник рассказов «Автомобиль» (1922), в Берлине — повесть «Дудка» (1922), книгу «Голубиное царство» (1923) и роман «Эпизоды» (1923), посвященный событиям Гражданской войны. Перед смертью Юшкевич выражал желание вернуться на родину.
Соч.:
ПСС Т. 1-14. Пг., 1914-18;
Король // Драматургия «Знания». М., 1964.
Лит.:
Пильский П. Социал-романтик // Театр и искусство. 1906. №49;
Чуковский К. И. Семён Юшкевич // От Чехова до наших дней. СПб., М., 1908;
Швейцер В. С.Юшкевич и его тень // Диалог с прошлым. М., 1976.
Н.А.Казакова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|