AZ-libr.ру

информационный портал





Боборыкин Пётр Дмитриевич [27.08.1836-12.08.1921]

Боборыкин Пётр Дмитриевич
       [15(27).8.1836, Нижний Новгород — 12.8.1921, Лугано, Швейцария]
       — прозаик, драматург, литературный и театральный критик.
       Из старинного дворянского рода, ведущего свое начало от выходца из балтийских славян Комбиллы (XIII в.). Учился в нижегородской гимназии (1846-53), на юридическом факультете Казанского университета и на физико-математическом факультете Дерптского университета (1853-60). Бо время студенчества был режиссером любительских спектаклей и автором пьес.
       Первая публикация — комедия «Однодворец» (Библиотека для чтения. 1860. №10). Решив стать профессиональным литератором, 25-летний Боборыкин купил у А.Ф.Писемского его журнал «Б-ка для чтения» на деньги, полученные по наследству. С конца 1862 и до закрытия журнала в авг. 1865 Боборыкин состоял его редактором-издателем.
       Первый роман Боборыкина «В путь-дорогу» (1864), имеющий автобиографическую основу, был благосклонно встречен критикой.
       В сент. 1865 Боборыкин уехал в Париж. В Россию приезжал на короткие сроки. В качестве зарубежного корреспондента публиковал статьи в газете «Москва», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос».
       С 1871 — заведующий иностранным отделом «Отечественных записок».
       В своем творчестве, прежде всего в публицистике, Боборыкин исповедовал умеренный либерализм. На протяжении 1890-х и в начале 1900-х Боборыкин создавал образ русского европейца. Признав прогрессивную роль современного капитализма европейского типа, Боборыкин считал необходимым последовательно проводить вестернизацию России.
       Критику настораживало его стремление изображать людей, а не типы. Многие, например В.М.Шулятиков, отмечали как несомненное достоинство Боборыкина-писателя острую наблюдательность, при этом указывал на то, что у Боборыкин-художника отсутствуют социальные идеалы и эстетические теории.
       Романы Боборыкин «Солидные добродетели» (1870), «Дельцы» (1872-1873), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892) и «Перевал» (1894), как и многие другие, менее значительные произведения, посвящены проблемам капиталистической экономики в России. Литературный ландшафт романов — деловой центр Москвы. Боборыкин интересуют сильные характеры в жестоком мире дела и денег. Боборыкин показывает конфликт новых дельцов и старых купцов. Писатель убедительно показал, что патриархальный семейный уклад не совмещается с агрессивным европейским стилем деловой жизни. Произведения Боборыкин рубежа XIX-XX вв. отличают живость сюжета, стройность и четкость фабулы. Как бытописателя, Боборыкин интересуют проблемы брака, семьи и власти денег, адюльтер, развод, поражения в бизнесе, интриги и самоубийство.
       Вместе с тем «герои нового времени» колоритны и привлекательны. Психологическая мотивировка поступков и характеров персонажей отличается прямотой. В центре внимания Боборыкина-романиста был психологический тип, который Д.Н.Овсянико-Куликовский назвал «пробудившимся человеком». Художественную манеру Б. критик высоко ценил «за отсутствие тенденции и предпочтение индуктивных наблюдений априорному; идеологическому отношению к действительности» (Овсянико-Куликовский Д.Н. П.Д.Боборыкин // История русской литературы XIX в. М., 1910. Т.5. С.135). Позднее, в эмиграции, Боборыкин выражал согласие с выводами ученого, показавшего, что писатель «воссоздал собирательную психику целого класса общества» (Критик-психолог: Памяти Д.Н.Овсянико-Куликовского // Общее дело. Париж. 1920. 26 дек.). Д.Н.Овсянико-Куликовский классифицировал произведения Боборыкина, выделив 4 основные категории: 1) социальные романы, где на первый план выступает интеллигенция: «Жертва вечерняя» (1868), «Солидные добродетели» (1870), «Полжизни» (1873); 2) бытовые и психологические этюды из жизни различных слоев общества: «Дельцы» (1873), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892), «Ходок» (1895), «Прорыв в вечность» (1911); 3) этюды по психологии возраста и пола: рассказы «Горленки», «Ранние выводки», повести «Посестрие» (1871); 4) произведения, где поставлены и разработаны моральные задачи: «На суд!» (1869), «Поумнел!» (1890) и др. (История русской литературы XIX в. М., 1911. Т.5. С.143-144). В своих воспоминаниях «Столицы мира» (1911) Боборыкин затронул проблемы, связанные с феноменом русской эмиграции, возникновением «взрывных идей» в центрах — в Париже, Риме, Лондоне. Боборыкин был убежден в том, что русская «пугачевщина» была искаженным эхом заграничной подрывной пропаганды. Живя за границей, Боборыкин занимался также историей литературы: читал лекции на тему «Реальный роман во Франции» (Отечественные записки. 1876. №6-7), завершил исследование «Европейский роман в 19 столетии» (СПб., 1900).
       На закате XIX в. Боборыкин ощутил ослабление интереса читающей публики к своим романам. В начале XXв. Боборыкин занят критикой грубого патриотизма, цинического оппортунизма, доктринального народничества и марксизма. Одиночество Боборыкина в современной ему литературе ощутимо в таких произведениях, как «Из новых» (1887) — художественная критика реакционного национализма; «На ущербе» (1890) и «Поумнел!» (1892) — произведения, в которых отразились настроения разочарования автора в «новом поколении» и в тех представителях поколения 1860-х, кто отказался от своих прогрессивных идеалов, одобрил или приспособился к условиям, создавшимся в период царствования Александра III. «По-другому» (1897), «Тяга» (1898) ярко отразили процесс ослабления народничества и распространение набирающего силы марксизма. Впечатления от революции 1905 нашли свое место в семейной хронике «Великая разруха» (1908).
       С середины 1910-х Боборыкин изредка печатался на родине. После Октябрьского переворота 1917, который он воспринял как катастрофу, известия о писателе в Россию не доходили. 60-летний юбилей творческой деятельности (1920) Боборыкин был отмечен на страницах тех эмигрантских изданий, где он печатался («Последние новости», «Общее дело»). Потеряв зрение, писатель влачил бедственное существование. Эмигрантские издания начали печатать произведения Боборыкина, которые он не мог публиковать с 1915, но большая часть их так и не вышла, оставшись в семейном архиве в Швейцарии, хранительницей которого была жена писателя переводчица С.А.Боборыкина.
       В 1924 она опубликовала библиографическую заметку с перечнем неизданных сочинений (Боборыкина С.А. Литературное наследие П.Д.Боборыкина. Рукописи, еще нигде не напечатанные // Последние новости. 1924. 12 авг.).
       В творчестве Боборыкин значительное место занимал фельетон. В эмиграции он вновь обратился к этому жанру. Его волновала тема изгнанничества, доля русских беженцев. Сквозь горький сарказм прозвучали у Боборыкина выстраданные размышления о судьбе родины, «обреченной на раскол и разграбление». Он не верил в силу и власть «фанатиков, что хотят стереть с лица земли все то, что — не они сами», и предрекал скорый конец деспотии «врагов свободы и правды-справедливости» (Икра победила // Последние новости. 1920. 26 мая). В парижском еженедельнике «Луч», печатном органе Христианского союза молодежи, он высмеял легкомысленную интеллигенцию, не понявшую своего назначения во время Февральской революции (Полегонечку: Из доброго старого времени // Луч. 1920. 13 июля). Большую часть времени в эмиграции Боборыкин работал над мемуарами, в которых сравнивал образ былой страны с тем, «что такое стала теперь Россия под режимом диктатуры пролетариата» (И.Е.Репин // Последние новости. 1920. 12 мая). Тяжелее всего, считал автор, сознавать это человеку с «русской душой, ставившей выше всего идеалы правды-справедливости, простоты, полному глубоких демократических настроений» (Там же).
       Из своего «скорбного далека» он обращался с «душевным приветом», сочувствием и словом утешения к тем, кто остался на родине (Гордость Малого театра: К 50-летней годовщине М.Н.Ермоловой // Последние новости. 1920. 18 сент.). Образ былой России, которую он горячо любил, запечатлен в очерке «Москва моего времени» (Последние новости. 1920. 30 июня).
       Исторические параллели пессимистического свойства содержатся и в юбилейной статье о французской III Республике (4 сент. 1870 года; Из давних переживаний // Последние новости. 1920. 4 сент.). Из крупных своих произведений Б. успел опубликовать повесть «Кто я? Исповедь профессиональной женщины» (Общее дело. 1920. 29 нояб.-17 дек.). Современники с болью переживали кончину Боборыкина, «рыцаря русской общественности без пятна и упрека», либерала-идеалиста, который ушел, «добитый невзгодами родины и тоскою по ее небесам» (Измайлов А.А. Русский европеец // Вестник литературы. Пг. 1919. №7. С.4).

Соч.:
       СС: в 12 т. СПб., 1885-87;
       Собрание романов, повестей, рассказов: в 12 т. СПб., 1897;
       Воспоминания. М., 1960. Т.1-2;
       Китай-город. М., 1985;
       Повести и рассказы. М., 1985;
       Столицы мира. Воспоминания. М., 1912.

Лит.:
       Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. СПб., 1912;
       Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей. Т.4;
       История русской литературы XIX в. / под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского. М., 1910. Т.5. С.451;
       Некролог// Руль. 1921. 16 авг;
       Мельгунов С.П. Встречи: П.Д.Боборыкин // На чужой стороне. 1923. № 1.

О.В.Сергеев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"