|
Синявский Андрей Донатович (псевдоним Абрам Терц)
[8.10.1925, Москва — 25.2.1997, Фонтэне-о-Роз, под Парижем]
— прозаик, литературовед, критик.
Родился в семье участника революционного движения, впоследствии работавшего в
народном образовании и инженером-химиком (арестован в 1951). В годы Великой
Отечественной войны служил (с 1943) в армии на военном аэродроме
радиомехаником. В 1949 окончил филологический факультет МГУ, после окончания
аспирантуры в 1952 защитил кандидатскую диссертацию о творчестве Горького.
Работал научным сотрудником в Институте мировой литературы АН СССР и
одновременно преподавал в МГУ и Школе-студии МХАТ.
Заявил о себе как талантливый, активно выступающий в печати литературовед и
критик (особенно охотно его статьи и рецензии печатались в руководимом
А.Твардовским журнале «Новый мир») со статьями о И.Бабеле, Э.Багрицком,
А.Ахматовой, Б.Пастернаке и др. В 1957 им написана статья «Что такое
социалистический реализм» (опубл. во Франции в 1959), где это почти священное
для советского искусства понятие было подвергнуто сокрушительной критике,
обнажена мертвящая нормативность, заключенная уже в определении этого термина.
С 1955 Синявский работает также в области художественной прозы: рассказ «В
цирке» (1955), повесть «Суд идет» (1956) и др. И хотя ничего антисоветского в
них не было, напечатать их в советской стране он не пытался: господствовавшему
в советской литературе художественному методу писатель противопоставлял
фантасмагорию, тяготение к которой возникло в результате осознания им
окружающей его советской действительности как «фантастической реальности». При
этом он отчетливо осознавал свою преемственность по отношению к русской
литературной классике, только вел свою родословную не от «правдоподобно
реалистической прозы» (Пушкина, Л.Толстого), а от той, что названа им
«утрированной» (Гоголя, Достоевского). Нелегально переданные на Запад, эти
сочинения начали публиковаться с 1959 во Франции. Абрам Терц, под именем
которого появились они (а потом и все художественные произведения Синявского),
стал для писателя не псевдонимом, а литературной маской, выражающей его очень
важную сторону, ибо писательство для Синявского связано, по его собственным
словам, «с нарушением запретов, и сюжетных и стилистических»,— в роли такого
«нарушителя» и выступает «полумифический, фантастический персонаж».
8 сент. 1965 Синявский был арестован и предан суду (вместе с Ю.Даниэлем, также
печатавшимся за рубежом под псевдонимом Николай Аржак) по обвинению в
антисоветской агитации и пропаганде, в распространении антисоветской
литературы. Несмотря на многочисленные протесты со стороны советской и мировой
общественности, процесс состоялся 10-14 февр. 1966: Синявский был приговорен к
7 годам заключения в лагере строгого режима. Отбывал наказание в лагере под
Потьмой, где был занят на тяжелых физических работах. Освобожден 6 июня 1971 и
в 1973 эмигрировал во Францию. Там, в Париже, Синявский в качестве профессора
университета «Гран-Пале» преподает русскую литературу, активно работает как
литературовед и критик, публикует новые художественного произведения. Вместе с
женой М.В.Розановой с 1978 издает «Синтаксис» — журнал, содержание которого
составляет публицистика, критика, полемика; кроме самих издателей, здесь
сотрудничают Е.Эткинд, Л.Копелев, И.Померанцев, А.Зиновьев, Ж.Нива и др.
Порожденная абсурдностью действительности фантасмагория в творчестве Синявского
не самоцель, а средство, позволяющее прежде всего найти ответ на извечный для
искусства вопрос о судьбе художника в обществе. Для Синявский писатель всегда
словно бы преступник, чужак в мире людей. Занять такую — непривычную — позицию
ее автора вынуждает двойное бытие, на которое был обречен художник, не
находивший места в советской подцензурной печати. Позднее двойное бытие
осознается Синявский как основа существования, на которое был обречен советский
человек, и как основополагающий факт собственной творческой биографии, что
находит выражение, если обратиться к сочинениям А.Терца, на всех уровнях
текста. В вызвавшей ожесточенную критику определенной части читателей и
литераторов книге «Прогулки с Пушкиным» (впервые издана в Лондоне в 1975)
Синявский ведет разговор о гениальном поэте без привычного — ставшего в этом
случае обязательным — пиетета: за легковесность и даже развязность принят
недоброжелателями артистизм стиля автора, воспринимающего Пушкина как своего
современника, прославляющего его, «но словом не почтительного восторга». Книга
эта создавалась в лагере, передавалась на волю отдельными кусками (чем и
объясняется в значительной степени ее фрагментарный характер), являя пример
внутренней раскрепощенности не сломленного лагерем писателя. Фрагментарность
характерна и для других, позднее написанных книг Синявского: «Голос из хора»
(1973), «В тени Гоголя» (1975), построенной на автобиографическом материале
книги «Спокойной ночи» (1984), составленных из объединяемых лишь прихотливым
движением авторской мысли заметок, отрывков из писем, размышлений, живо
написанных зарисовок лагерного быта. Тут вспоминается имя В.В.Розанова,
которого Синявский, по собственному признанию, любит (подтверждение тому —
книга «"Опавшие листья" В.В.Розанова», 1982), открыто усваивает особенности его
творческой манеры. Но фрагментарность книг А.Терца объясняется не только
условиями, в которых они создавались: трудно требовать связности повествования
от записей, время от времени вырывавшихся за колючую проволоку. Такая
композиция в то же время способна выразить характер времени, буквально
разрываемого в клочья. Правила, определяющие нормальное человеческое поведение,
здесь чудовищно искажены — в лагере это искажение лишь принимает открытую
форму, концентрируется.
Синявский так определяет особенности своего творческого метода: «...Это смесь
реализма и фантастики, это, в общем, опять-таки переступание каких-то запретных
или каких-то рискованных тем, это та же игра на снижениях, на резких снижениях,
на гротеске». Вспоминая имена Гоголя и Достоевского, Гойи и Шагала, даже
Маяковского, С. говорит об искусстве, цель которого — «быть правдивым с помощью
нелепой фантазии». Это убеждение реализуется в его произведениях с помощью
обращения к откровенной фантастике, сверхъестественному, к снам и
галлюцинациям, к изображению продуктов помутившегося разума, к резкому
гротеску. Такие произведения воспринимаются как сатирические, направленные
против укоренившегося в советском обществе тотального страха, чувства недоверия
к человеку, атмосферы всеобщей слежки. В повести «Любимов» Синявский вводит
элементы антиутопии, утверждая право человека на свободную, т.е. счастливую,
жизнь. А в повести «Крошка Цорес» (1980) Синявский усваивает традиции Гофмана,
ставя проблему греховности человека. Обращение к ней продиктовано лежащими в
основании творчества писателя этическими принципами, обусловленными
христианским вероучением.
Соч.:
Соч.: в 2 т. М., 1992;
Пикассо [в соавторстве с И.Голомштоком]. М., 1960;
Поэзия первых лет революции. 1917-20 [в соавторстве с А.Н.Меньшутиным]. М.,
1964;
Спокойной ночи. Париж, 1984;
Прогулки с Пушкиным. СПб., 1993.
Лит.:
Померанц Г. Диаспора и Абрашка Терц // Искусство кино 1990. №2;
Чаликова В. Встать! Суд идет! // Книжное обозрение. 1990. №7. 6 июля;
Ажгихина Н. Возвращение Синявского и Даниэля // Октябрь. 1990. №8;
Боткин Л. Синявский, Пушкин и мы // Октябрь. 1991. №1;
Вайль П., Генис А. Лабардан: О литературном творчестве А.Д.Синявского (Абрама
Терца) // Урал. 1990. №11;
Линецкий В. Абрам Терц: Лицо на мишени // Нева. 1991. №4;
Коваленко Ю. Андрей Синявский // Коваленко Ю. Москва-Париж. М., 1991;
Генис Ал. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое
литературное обозрение. 1994. №7;
Воздвиженский В. Сочинитель и его двойник // Октябрь. 1995. №12.
А.С.Карпов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|