AZ-libr.ру

информационный портал





Леонов Алексей Данилович [29.03.1929-22.03.2005]

Леонов Алексей Данилович (псевдоним Андрей Зушин)
       [29.3.1929, д. Каменка Корсаковского (ныне Мценского) р-на Орловской обл.— 22.3.2005, Кингисепп; похоронен на церковном погосте в с. Ополье Ленинградской обл.]
       — прозаик.
       Отец и мать — из многодетных крестьянских семей; «не были обучены грамоте, зато были пристрастны к разнообразной крестьянской работе. Отец был еще и хороший каменщик, и пчеловод. Мать считалась одной из первых деревенских певиц, была хорошей огородницей и рукодельницей» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
       Читать и писать Леонов научился еще до школы. От старшего брата Михаила перенял любовь к литературе и географии. Школьное образование было прервано войной, на которой погибли отец и брат. После войны Леонов работал в колхозе, затем по вербовке с осени 1944 по 1946 учился в ремесленном училище в Москве на подручного сталевара, но из-за нелюбви к этой профессии ушел с завода, за что отбывал наказание в сельхозколонии. Затем вернулся в родные места, работал в колхозе бригадиром. Воспоминания об этом времени легли в основу книг Леонова «Чей совет дороже?» (1985) и «Незабытые песни» (1992).
       В 1949-52 служил в армии, публиковал в армейских газетах свои первые стихи, заметки. После службы надеялся остаться в деревне, но вскоре, по причине нустроенности колхозной жизни, уехал в Ленинград, куда звали его армейские друзья. Стал работать на стройках, одновременно учился в школе рабочей молодежи, которую окончил в 1966. Посещал известные в те годы литературного объединения при ДК им. Горького, издательстве «Советский писатель», журнал «Нева» и «Звезда».
       Долог и непрост был путь, предшествовавший первой публикации и признанию. «Леоновскую» деревню находили несоветской, канувшей в далекое прошлое.
       С 1960 произведения Леонова начинают изредка появляться в ленинградских и московских журналах.
       В 1968 была издана первая книга Леонова «Яблоки падают», по которой в 1969 он был принят в СП.
       В 1969-71 учился в Москве на Высших литературных курсах при СП СССР.
       Леонов вошел в литературу в 1960-е, в пору наивысшего расцвета «деревенской прозы», в одно время с В.Лебедевым, В.Беловым, Б.Можаевым, В.Солоухиным, Ф.Абрамовым, В.Распутиным, В.Перепелкой, Н.Рубцовым, мн. из которых стали близкими друзьями писателя. В это десятилетие Россия окончательно перестала быть крестьянской страной: численность городского населения резко превысила сельское. Драматизм перехода человека из сельского сословия в городское и стал стержневой темой творчества Леонова.
       Новое имя приветствовала литературная критика. Проза Леонов интересна «не столько социальной заостренностью, сколько вниманием прежде всего к личности человека, к интимным чувствам, к быту семейному» (А.Нинов). «При большой поэтичности есть и точность художника, и точность крестьянина» (В.Кетлинская). «Это абсолютно самобытный писатель» (Ю.Слепухин). «В бесхитростных сюжетах А.Леонова хорошо проглядываются житейские причины ухода современного человека из деревни в город и невозможности вернуться обратно, несмотря на душевную незаживающую рану» (Е.Старикова).
       «А здесь что же будет?» — вопрошают герои Леонова и отвечают: «Перемутился белый свет: нашинских туда в депутатки, ихних к нам, по кустам ягоду собирать» (рассказ «Ухан и Кряжик»). Пропасть между «нашинским» и «ихним» в сознании героев Леонова непреодолима. Эта трагическая нота пронизывает всю «взрослую» прозу Леонова: трилогию — «И остались жить», «По ветру пепел», «Долгие метели»; повесть «Наводнение», рассказ «Белый ворон» и др.
       В своей автобиографии Леонов пишет, как много значило для него родственное чувство русского слова: «...Я узнал, что орловско-курские говоры составили основу русского литературного языка. Я стал обращаться памятью ко многим житейским сценам, подслушанным разговорам старших, к брани соседок и мужиков, к ребячьим сговорам, играм, раздорам, к пословицам и поговоркам в работе и на разные случаи непогоды, удач и невезений, словом, оказалось, что я владею таким запасом языкового багажа, при котором можно изображать целые картины реальной человеческой жизни» (Автобиография).
       Память и воображение художника воскрешают круговорот времен в буднях глубинного русского села и города. В его произведениях, особенно ранних, ощутима радость бытия, полнокровное восприятие жизни, с годами наполняющееся, однако, все большей напряженностью и драматизмом. Ему дорога общность природного и человеческого мира. Работа на земле, крестьянская семья в ее внутренне слаженном и надежном единстве; отец, с которым связаны многие, самые корневые чувства и впечатления, детские и взрослые характеры и судьбы — все это показано у Леонова с большой естественностью, овеяно домашним ладом, духом родственной близости к людям, к вольной природе.
       Леонов показывает, что этой жизни грозят большие беды. Поэтому он, например, в книге «За поворотом перекресток» (1984) выступает воителем за лучшие судьбы обновляющейся русской деревни, за то, чтобы у старых пахарей были добрые наследники, понимающие суть жизни и честно работающие на земле. И какой легковесной, призрачной, но и дурманящей души и головы кажется на этом фоне всякая потребительская возня, несовместимая с неспешной и простой радостью главного мужицкого дела. В прозе последних лет взгляд писателя на судьбу деревни становится все более трагическим. Деревня окончательно распалась, жизнь людей земли все более подвержена превратностям разрушительного хода времени. И это ощущение грозной беды сопряжено в его прозе с необходимостью духовного противостояния распаду.
       Сюжеты творчества Леонова многообразны. В них отражены и нелегкое становление колхозной жизни, разорение церквей и искоренение в народе отеческой веры, военное лихолетье, послевоенная безотцовщина, вдовья участь, перипетии мирных армейских будней, «горькая» любовь, разложение личности и нравственности в условиях вседозволенности, и — слом советской цивилизации.
       Проза Леонова лирична, что достигается и описанием природы, которая всегда созвучна душевному состоянию героя: «Тонули в желтизне леса. Радовали красные переспелые рябины. Дроздами оглашались опушки. Пугливо кричали сороки. Падали с вершин деревьев листья, и перебегали тропинку мыши. В полях на полыни белели паутинки. Облаками заслоняло солнце — и вечерними тенями накрывало землю. Таяло слабое осеннее тепло; лица обвевало приближавшимся зимним холодом, неуютностью, напоминало о неустроенности, разладе жизни» (повесть «Австрийская коса»). Совсем иное звучание присуще детским книгам Леонов: «Юлькина пашня» (1973), «Отцовский помощник» (1974), «Своими руками» (1986) и др. В них автор «с большим тактом, без малейшей назойливости, от рассказа к рассказу раскрывает красоту труда, прививает детям любовь к ремеслам, к плотничанью, шитью, садоводству» (Ф.Абрамов), показывает устои семейного деревенского лада. Всем своим творчеством Леонов утверждает: «Без благодарной памяти о прошлом жить и неинтересно, и безнравственно, и опасно» (Е.Старикова).
       Он писал также стихи, притчи, сказки, памфлеты. Леонов не раз руководил творческими семинарами на конференциях молодых писателей, вел литературное объединение «Зарница» (г.Кингисепп), избирался в правление СП РСФСР.
       Всего им издано около 30 книг. По рассказу «Близненские женихи» на «Ленфильме» поставлен телефильм «Зареченские женихи». Детские книги Леонова неоднократно переводились на языки народов СССР. Рассказ «Кондырь» переведен на английский, рассказ «Глухая» — на несколько европейских языков. О творчестве Леонов в 1990-х читался университетский спецкурс «Russian Village Prose: The Radiant Past» (Princeton, New Jersey, USA).
       Архив Леонова передан в Орловский литературный музей.

Соч.:
       Яблоки падают. Л., 1968;
       Ходят девки. М., 1971;
       Птичий сторож. Л., 1971;
       Юлькина пашня. Л., 1973;
       Отцовский помощник. Л., 1974;
       Веселый листопад. Л., 1975;
       Долгие метели. Л., 1975;
       Сани-самоходы. Л., 1976;
       И остались жить. М., 1976;
       Переступень белый. Л., 1978;
       Медовые кладовые. Л., 1979;
       Наводнение. Л., 1980;
       Птицы перелетные. Л., 1983;
       Где живет «ау»? Л., 1983;
       За поворотом перекресток. Л., 1984;
       Повести. Л.,1984;
       Чей совет дороже? Л., 1985;
       Своими руками. Л., 1986;
       Музыка дьявола. Л., 1989;
       Обет молчания. Л., 1990;
       Лесной поп. СПб., 1992;
       Незабытые песни. СПб., 1992.
       Высокий порог. Орел; СПб., 2005.

Лит.:
       Дробышев В. Обещающее начало // Литературная газета. 1968. 9 окт. С.5;
       Горышин Г. Нынче на Орловщине // Звезда. 1968. №10. С.205;
       Соловьев В. Недалеко от Москвы // Новый мир. 1969. №1. С.230;
       Кетлинская В., Нинов А., Слепухин Ю. [О прозе А.Леонова] // Аврора. 1969. №1;
       Проценко В.М. Современная повесть о деревне. К проблеме народного характера // Русская литература. 1970. №2;
       Старикова Е. Социологический аспект современной деревенской прозы // Вопросы литературы. 1972. №7. С.22-24;
       Кутузов Е. Потребность соучастия // Аврора. 1976. №5. С.64;
       Логвинов А. Истоки жизни // Наш современник. 1973. №2. С.190;
       Пантелеймонов Н. Алексей Леонов и его герои // Повести ленинградских писателей. Л., 1974;
       Ковачев В.А. Проблемы русской советской литературы // Некоторые вопросы развития деревенской прозы. Л., 1976;
       Путилова Е. Сила земного притяжения // О литературе для детей. Л., 1983. Вып.26;
       Абрамов Ф. Чем живем-кормимся. Л, 1986. С.377-379;
       Акимова А., Акимов В. Семидесятые-восьмидесятые: Проблемы и искания современной детской прозы. М., 1989;
       Kathleen F. Parthe. Russian Village Prose: The Radiant Past. Princeton; New Jersey, 1992.

В.М.Акимов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:52 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"