|
Алексеев Михаил Николаевич
[29.11.1918, с. Монастырское Баландинского у. (ныне Калининского р-на) Саратовской губ.]
— прозаик, публицист, критик, журналист.
Родился в крестьянской семье «среднего достатка». Алексеев рано лишился родителей. Мать умерла от голода в 1933, отец — в заключении в 1934. После окончания в 1936 местной школы-семилетки Алексеев поступил в Аткарское педучилище, из которого через 2 года был призван в армию (служил в Иркутске).
В 1940, перед демобилизацией, Алексеева послали на 2-месячные курсы младших политруков.
Алексеев — участник Великой Отечественной войны, которая застала его в украинском г.Сумы. «На фронт пошел 3 июля 1941 года,— вспоминает Алексеев,— а Победа ждала меня у Златой Праги 9 мая 1945 года».
В 1942 Алексеев вступил в ряды ВКП(б). На Курской дуге Алексеев — заместитель командира артиллерийской батареи по политчасти.
В годы войны Алексеев стал профессиональным журналистом: с 1942 его очерки, статьи, рассказы печатались на страницах армейских и фронтовых газетах.
В 1945 Алексеев писал приключенческие повести: «Конец Меченого волка», «Привидения древнего замка» и «Коричневые тени».
До 1950 Алексеев находился за границей в составе Группы советских войск.
С 1950 по 1955 работал редактором Военного издательства в Москве. Начав службу рядовым солдатом, Алексеев демобилизовался осенью 1955 в звании полковника.
С 1951 член СП СССР.
В 1955-57 был слушателем Высших литературных курсов при Литературном институте им. А.М.Горького. В 1965 стал секретарем правления СП РСФСР, а в 1967 вошел в правление СП СССР.
С 1968 по 1990 занимал пост главного редактора журнала «Москва».
Алексеев вошел в большую литературу как писатель-баталист. Его первый роман «Солдаты» (книга 1 — 1951; книга 2 под названием «Пути-дороги» — 1952-53), работу над которым Алексеев начал вскоре после Победы и первые главы которого появились в газете Центральной группы войск «За честь Родины» в дек. 1947, был посвящен изображению Великой Отечественной войны. В многочисленных рецензиях отмечалось, что в этом крупном, правдивом произведении убедительно показаны истоки победы над фашизмом и величие духа советского солдата Уже 1-я книга романа «Солдаты» в 1952 была выдвинута на соискание Сталинской премии.
В 1950-е едва ли не все творчество Алексеев оказалось сосредоточенным на раскрытии темы Советской Армии в самых разных ее аспектах — события на фронте, мирные солдатские будни, армейская жизнь и учеба в послевоенный период, боевые, патриотические традиции, заботы военных журналистов и т.д. При этом Алексеев пробовал свои силы в различных жанрах сборник рассказов «Наш лейтенант» (1955), «Жили-были два товарища...» (1958), повесть «Наследники» (1957), повесть в документальных новеллах «Дивизионка» (1959), очерки и другие.
С начала 1960-х Алексеев стал писать о деревне. В этом переходе от военной темы к «деревенской» прозе не было, однако, ничего неожиданного. Ведь в солдатах Алексеев легко угадывались сельские жители — «землепашцы, только по случаю войны надевшие защитную форму», ибо «так издревле на Руси повелось: в мирное время крестьянин пашет землю, в лихолетье меняет орало на меч, идет защищать Отечество» («Будете нас читать и в XXII веке»). Свою роль сыграли и общие закономерности в развитии русской литературы 1960-х, повернувшейся лицом к деревне, а также выход в свет 2-й книги романа М.А.Шолохова «Поднятая целина». Деревенский уклон в значительной мере стимулировался происхождением Алексеев, постоянной связью писателя с «малой» родиной, где он часто бывал.
Роман «Вишневый омут» (1961), построенный на материале дореволюционной деревни и насыщенный трагическими коллизиями и мотивами, борьбой добра и зла, света и тьмы, несет в себе большой поэтический заряд. Через все произведение проходит образ сада, символизирующего собой красоту родной земли и творческие начала жизни. В главном герое «Вишневого омута» Михаиле Харламове писателю удалось воплотить многие черты русского национального характера. За эту книгу, пользующуюся неослабевающей любовью читателей, Алексеев была присуждена в 1966 Государственная премия РСФСР им. М.Горького.
«Деревенская» линия была продолжена Алексеев и в повести в новеллах «Хлеб — имя существительное» (1964). Перед читателями оживает современная деревня в лицах; многие из героев являются людьми с «чудинкой»: дед Капля, Меркидон Люшня, однорукий Зуля, необычный летописец Иннокентий Данилов и др. Широко используя лирические, трагические, комические и сатирические краски, Алексеев показывает красоту, мужество и выносливость народной души. Несколько странное название повести (первоначальное название «Журавушка») было подсказано писателю его философствующим земляком Петром Борисовичем Коротиным, который в начале 1960-х, беседуя с Алексеев, заметил: «Хлеб — имя существительное, поскольку мы существуем, пока едим хлеб насущный, а все остальное — прилагательное» (Только в деревне // Коммунист. Саратов. 1965. №275. 21 нояб. С.4).
В повести «Карюха» (1967), отличающейся художественным совершенством и обладающей особой силой эмоционального воздействия, Алексеев показывает трудную жизнь отделившейся крестьянской семьи, едва ли не главной в которой предстает беспородная лошадь Карюха. К своему мастерству создавать колоритные, крупные человеческие характеры писатель прибавил редкое умение изображать «характеры» животных (кроме кормилицы Карюхи, в произведении весьма выразительно нарисована ее породистая, красивая дочь Майка, которую — на беду всей семьи — зарезали волки). Повествование ведется от имени ребенка, что придает этому остродраматическому произведению, прозвучавшему как поэма о человечности, особую окраску. Рисуя с большой художественной убедительностью суровую, трагическую действительность русской деревни 1920-х (ведь гибель кормилицы-лошади — огромное потрясение в крестьянской семье), Алексеев сумел создать одно из лучших своих произведений, которое подкупает и задушевностью интонаций, и богатым народным языком, и тонкой передачей поэзии детства, и глубоким пониманием сложных человеческих взаимоотношений, и объективным анализом прошлого.
Военные и невоенные произведения Алексеев дополняют друг друга. В романе же «Ивушка неплакучая» (книга 1 — 1970; книга 2 — 1974) происходит слияние двух главных тем прозаика — военной и деревенской. Автор дает широкую картину народной жизни от предвоенной поры до середины 1960-х. Через судьбы жителей приволжского с.Завидово Алексеев показывает судьбу страны, на долю которой выпало так много испытаний. Центральной в романе является сюжетная линия, связанная с Феней Угрюмовой — первой в Завидове солдатской вдовой с маленьким сыном на руках. Несомненной худож. удачей автора стал и образ Федора Знобина. Роман «Ивушка неплакучая», характеризующийся скрупулезным социальным и психологическим анализом, яркой образностью (и вместе с тем простотой и прозрачностью языка) и обладающий подлинно эпическим дыханием, был отмечен в 1976 Государственной премией СССР.
Изображению довоенного периода посвящен роман «Драчуны» (1981). Сюжетной основой произведения, над которым писатель начал работать в 1977, стало описание многолетней вражды, родившейся из детских потасовок. В «Драчунах» Алексеев впервые рассказал о голоде 1933: «Это была полностью запретная тема. Но она жила во мне, терзала. Я, выпустивший столько книг, не рассказал о самом главном для моих земляков, для всего народа! О самой большой беде. 33-й год — это был геноцид, никто еще не назвал истинной цифры погибших» («Будете нас читать и в XXII веке»). Этот «геноцид» остался «самой ужасной отметиной» в памяти Алексеев: «Многие мои родные и товарищи по школе померли у меня на глазах, многих из них закапывали в землю там, где их настигла голодная смерть...» ([Автобиография]. С.37).
Глубокое прочтение романа «Драчуны» (одной из самых страшных книг XX в.) было предложено известным критиком М.П.Лобановым, чья статья «Освобождение» (1982) породила горячие споры и послужила толчком к переосмыслению как процесса коллективизации, так и произведений, повествующих о жизни деревни конца 1920-х — начала 1930-х. Роман «Драчуны», вызвавший широкий общественный резонанс (Алексееву писали со всех концов страны: «Ни на одну свою книгу я не получал столько отзывов, как на "Драчуны"» — («Будете нас читать и в XXII веке»)) и выдвигавшийся на соискание Ленинской премии (и не получивший ее из-за «крамольной» статьи М.П.Лобанова), стал не только крупным художественным явлением, но и заметной вехой на пути постижения предвоенной истории.
В 1990 Алексеев написал «ностальгическую повесть» «Рыжонка» (опубл. в 1991), рассказывающую историю старой коровы — ровесницы лошади Карюхи. Произведения Алексеев, построенные на автобиографическом материале («Карюха», «Драчуны» и «Рыжонка»), обладают известным единством и потому могут рассматриваться как своеобразная трилогия.
Война по-прежнему не отпускает писателя, которого после «Вишневого омута», «Хлеба — имени существительного», «Карюхи», «Ивушки неплакучей», «Драчунов» и «Рыжонки» критики по традиции причисляют к «деревенщикам» и рассматривают в одном ряду с такими представителями «деревенской» прозы, как Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.А.Солоухин, Е.И.Носов, В.Г.Распутин и другие. «Полвека и каждый Божий день живет во мне война со всеми ее подробностями...» — признается Алексеев (Полвека и каждый день. С.86). Как участник Сталинградской битвы писатель просто не мог не обратиться к созданию документально-автобиографического романа «Мой Сталинград» (Книга 1 - 1993; книга 2 - 1998), замысел которого он вынашивал долгие годы. В своем повествовании, далеком от канонов классического романа и начатом более 30 лет назад, Алексеев стремится «рассказывать только о том, чему был сам свидетель, и о тех, кого знал хорошо по службе в одной воинской части, по совместным боям в междуречье Дона и Волги летом и осенью 42-го и зимой 43-го, при этом соблюдая железную установку: ничего не придумывать, не досочинять» (Мой Сталинград // Мой Сталинград; Наследники; Дивизионка; Биография моего блокнота. М., 1995. С.9). Образ рассказчика цементирует это «бессюжетное» произведение, высоко оцененное и читателями, и собратьями по перу, и критиками (см., например: Борзунов С.М. Великая Сталинградская // Книжное обозрение. 2000. №18-19. 1 мая. С.21).
В 1993 Алексееву за 1-ю книгу «Моего Сталинграда» была присуждена премия «Отечество».
Основные публицистические и критические выступления Алексеев собраны в книге «Слово встрою» (1975).
В течение многих лет Алексеев был дружен с М.А.Шолоховым, с которым он познакомился в 1958 и который в свое время лестно отозвался о его романе «Вишневый омут». Страницы, посвященные Шолохову (Алексеев писал о нем в разные годы и по разным поводам), относятся к числу лучших страниц Алексеева как очеркиста, критика и мемуариста.
У Алексеева всегда была определенная и активная гражданская позиция. Он поставил свою подпись под известным письмом-статьей «Против чего выступает "Новый мир"?», помещенным на страницах «Огонька» в 1969 (за что укоры в его адрес раздаются по сей день). Будучи главным редактором «Москвы», Алексеев в начале «перестройки» полностью опубликовал в этом журнале «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, бросив вызов тогдашним идеологам (прежде всего академику А.Н.Яковлеву). Алексеев не скрывает своей горечи по поводу развала Советского Союза и бездумного переписывания отечественной истории. Он не раз открыто говорил и писал о непродуманности проводимых в России реформ, смело критиковал тех политических деятелей, которые проявили близорукость и непатриотичность. Алексеев был потрясен трагическими событиями, разыгравшимися в Москве в окт. 1993: «Когда Ельцин расстреливал на моих глазах Верховный Совет, я написал ему открытое письмо для публикации в "Литературной газете"» («Будете нас читать и в XXII веке»). Спустя 3 года на основе этого открытого письма Б.Н.Ельцину Алексеев написал острую и нелицеприятную статью «Гарант», напечатанную в «Советской России» (1996. №72. 25 июня. С.3) и «Правде» (1996. №92. 26 июня. С.4).
Не оставляют Алексеев и крупные творческие замыслы. Свое 85-летие писатель встретил работой над новым автобиографическим романом «Оккупанты», отдельные главы которого уже появились в печати (см.: Завтра. 2002. №19. Май. С.7; Завтра. 2003. №18. Апр.-май. С.7; Литературная газета 2003. №18.14-20 мая. С.15, и др.). Судя по ним, а также по беседам с писателем, его новое произведение тесно связано с документально-автобиографическим повествованием «Мой Сталинград» и естественно «вытекает» из него. По словам Алексеев, в «Моем Сталинграде» и «Оккупантах» «основным и единственным повествователем является автор, он же и постоянно действующее лицо в ряду бесконечного ряда других сменяющихся лиц, несущих собственные имена» (За горами, за долами... // Завтра. 2002. №19. Май. С.7).
В последние годы на Саратовщине был организован «Алексеевский фестиваль», устраивались литературные чтения, посвященные творчеству Алексеева, проводился конкурс на лучшее школьное сочинение по произведениям писателя, вручалась литературная премия им. М.Н.Алексеева, демонстрировались все фильмы, снятые по романам и повестям Алексеева.
По произведениям Алексеева поставлено 6 фильмов. Некоторые киносценарии были написаны самим Алексеевым. Особой популярностью пользуются фильмы «Журавушка» (1968) — по мотивам повести «Хлеб — имя существительное» (реж.— Николай Москаленко, исполнители главных ролей — Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Армен Джигарханян, Римма Маркова) и «Русское поле» (1971) — по мотивам романа «Ивушка неплакучая» (реж.— Николай Москаленко, в главных ролях — Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Леонид Марков, Инна Макарова и др.).
Алексеев перевел на русский язык отдельные произведения украинского писателя Олеся Гончара и молдавского писателя Иона Чобану.
В 1978 Алексеев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и медалями.
Творчество Алексеев высоко ценилось такими разными мастерами слова, как М.А.Шолохов, Л.М.Леонов, Олесь Гончар, Н.Н.Асеев, А.С.Иванов, И.Ф.Стаднюк, Н.Е.Шундик и др.
Соч.:
СС: в 8 т. М., 1987-90;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1972;
Избранные соч.: в 3 т. М., 1998;
Русское поле: киноповесть// Сельские страницы: сб. М., 1972. С. 356-409;
СС: в 6 т. М., 1975-77;
Избранные произведения: в 3 т. М., 1981;
Карюха: повесть. Драчуны: роман. Рыжонка: ностальгическая повесть. М., 1994;
«У меня было два Сталинграда...» / беседу вел Ю.Грибов // Красная звезда. 1995. №18. 26 янв. С.4;
[Автобиография] // Писатели России. Автобиографии современников. М., 1998. С.35-40;
Сеятель и хранитель: Писатель Михаил Алексеев в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. 1998. № 56. 14 мая. С.4;
Мой Сталинград: роман / послесл. С.М.Борзунова. М., 2000;
«Наше поколение нагло ограбили» / беседу вел Виктор Кожемяко // Правда. 2003. №95. 22-25 авг. С.1-3.
Лит.:
Михаил Николаевич Алексеев / сост. В.М.Акимов // Русские советские писатели. Прозаики: биобибл. указатель. П., 1959. Т.1. С.42-47;
Шишов В.Н. Михаил Алексеев: критико-биографический очерк. Саратов, 1968;
Далада Н.Ф. Бессонница Мира...: О творчестве Михаила Алексеева. М., 1969;
Канашкин В.А. Труженики войны и мира (Военная проза Михаила Алексеева) // Научные труды Краснодарского педагогического института. 1969. Вып.116. С.160-176;
Канашкин В.А. Биография родной земли и человеческие судьбы (Михаил Алексеев. «Вишневый омут», «Карюха», «Хлеб — имя существительное») // Научные труды Краснодарского педагогического института. 1969. Вып.116. С.177-193;
Канашкин В.А. На стрежне: Проза Михаила Алексеева // Кубань. 1971. №5. С.98-106;
Архипов В.А. Герой и его земля // Молодая гвардия. 1972. №1. С.280-302;
Сурганов Вс.А. Тяга земная: Заметки о творчестве М.Н.Алексеева // Звезда. 1974. №2. С.203-209;
Овчаренко А.И. Земля — цветущий сад: Художественный мир М.Алексеева // Наш современник. 1975. №1. С.172-184;
Елкин А.С. Земля и грозы: Очерк творчества М.Алексеева. М., 1976;
Анурова А.К. Произведения Михаила Алексеева на тему деревни (К проблеме положительного героя в советской литературе): автореферат кандидатской дисератации М., 1977;
Сурганов Вс.А. Сад на огненном ветру (Штрихи к портрету Михаила Алексеева) // литература и современность. М., 1978. Сб.16. С.294-307;
Далада Н.Ф. Горькая любовь: [статьи]. М., 1978. С.3-17;
Леонов Б.А. Земное притяжение // Молодая гвардия. 1978. № 5. С.268-277;
Борзунов С.М. Высокой мерой правды. М., 1980;
Борзунов С.М. Корень жизни: очерк. М., 1980;
Михайлов О.Н. Выстраданное слово: О прозе М.Алексеева // Наш современник. 1981. №7. С.70-77;
Мельников В. В трудную годину // Литературное обозрение. 1982. №7. С.42-44;
Овчаренко А.И. От Горького до Шукшина. М., 1982. С.252-295;
Лобанов И.П. Освобождение // Волга. 1982. №10. С.145-164;
Борзунов С.М. Михаил Алексеев: Встречи. Книги. Размышления. М., 1983;
Молдавский Дм.М. Утверждение эпоса // Молодая гвардия. 1985. №8. С.256-271;
Мыреева А.И. Изображение характера и жанровое движение в творчестве М.Алексеева 60-х годов // Типологическое изучение литературного процесса: сб. трудов. Пермь, 1987. С.136-144;
Леонов Б.А. Утверждение. М., 1988. С.242-266;
Борзунов С.М. Михаил Алексеев: Личность, творчество, размышления. М., 1988;
Эхо: Из писем Михаилу Алексееву [по поводу его романа «Драчуны» / комм. Д.Ольшанского, А.Воскресенского // Литературное обозрение. 1988. №12. С.76-79;
Тер-Макарьян А. Живой свет: Михаилу Алексееву — 80 лет // Литературная Россия. 1998. №18-19. 1 мая. С.11:
Лобанов М.П. На передовой: Опыт духовной автобиографии // Наш современник. 2002. №4. С.145-169;
Шикина Л. Он живет на окраине // Литературная газета. 2003. №17. 30 апр.- 6 мая. С.6;
Сила добра // Советская Россия. 2003. №48. 6 мая;
[Михаилу Алексееву — 85 лет: подборка материалов] // Завтра. 2003. №18. Апр.-май. С.7;
Платова Г. Юбиляр с большой буквы // День литературы. 2003. №5. Май. С.3.
П.В.Бекедин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|