|
Сырнева Светлана Анатольевна
[26.10.1957, д.Русско-Тимкино Уржумского р-на Кировской обл.]
— поэт.
Окончила филологический факультет Кировского государственного педагогического
института им. В.И.Ленина (1978). Преподавала русский язык и литературу в
сельской школе (1978-79).
С 1979 сотрудница, а затем главный редактор районной газете в Уржуме Кировской
обл. (до 1985); работала корреспондентом областной молодежной газете
«Комсомольское племя» в Кирове (1985-86), лифтером (1986-92), корректором
(1993-98), с 1998 по 2000 — методист Кировского отделения СП России. В
настоящее время консультант Комитета по печати и информации Кировской области.
Член СП России (с 1991), секретарь правления СП России, член общественного
совета журнала «Наш современник».
По признанию Сырневой, «складывать» собственные стихи она начала как только
научилась писать на бумаге («Любимые дети Державы». С.131). Первое
стихотворение Сырневой опубликовано в 1967 в районной газете «Кировская искра»,
когда поэту едва исполнилось 10 лет. Неоднократно принимала участие в областных
совещаниях и фестивалях молодых поэтов, где в 1988 стихи Сырневой получили
высокую оценку поэта Н.Старшинова. С этого времени стихи Сырневой печатаются в
центральных литературных журналов и коллективных сборниках и антологиях, самые
значительные из которых — «Лучшие стихи 1991 года» и «Любимые дети Державы»
(2002).
Критики рассматривают творчество Сырнева в ряду «национально обозначенной
современной русской поэзии, ориентированной на традиционные ценности»
(Баранова-Гонченко Л. Поймите лишь, каких носители вы сил. С.7), т.е. в числе
поэтов, напряженно рефлектирующих над современным драматичным моментом русской
истории и русской жизни, остро переживающих утрату прежних ценностей,
переосмысление национального прошлого.
В 1998 вышел третий по счету сборник стихотворений, в заглавие которого
вынесена одна из традиционных национальных метафор, неоднократно освященная
русской литературой и философской традицией,— «Страна равнин» — образ, значимый
и для предыдущих книг Сырневой («Ночной грузовик», 1989, «Сто стихотворений»,
1994).
По мнению Дм.Ильина, в поэзии Сырневой запечатлено русское национальное
мироощущение на пороге кризиса, вселенской катастрофы, что ставит ее творчество
в один ряд с поэзией С.Есенина — «родоначальника этой поэтической линии», затем
продолженной Н.Рубцовым. Лирическая пронзительность обозначает и исходные
нравственно-философские ориентиры творчества Сырневой, и его место в истории
русской поэзии. «Здесь мы имеем весьма своеобразную форму литературной
преемственности: не в темах, не в идеях, не в стиле, а в степени переживания,
душевной боли, в за предельности чувств как реакции русской совести и таланта
на мировую катастрофу XX в., проходящей своей главной трещиной через сердце
России» (Ильин Дм.— С.212). Лирическая пронзительность Сырневой — это особое
пограничное состояние бытия и человеческой души, которое не находит своего
прямого, «вербального» выражения в творчестве поэтессы, на него косвенно
указывают сквозные мотивы — молчания, «бездонности», «пустоты», иногда не
называемые прямо, а создаваемые лирической композицией, в частности, через
организацию лирического пространства с помощью системы противопоставлений,
которые служат фиксированию поэтического пространства в центре бытийной
катастрофы: «На обочине — сена воз. Поле, полдень и пустота. А налево пойдешь —
колхоз, / а направо пойдешь — погост. Ты постой посреди, постой, / одинешенек,
словно кол. / Поле полнится пустотой не услышат, хоть волком вой» («На обочине
— сена воз», «Втоптано в землю было жнивье» и др.).
Безысходность и отчаяние, которыми проникнуты многие стихотворения Сырневой,
предстают как некие константы национального мироощущения. «Безысходность эта
чисто русского свойства. Она от святости души и вечной неустроенности бренного
тела, неустроенности жизни, от невозможности что-либо изменить в этом мире»
(Казаков В. Достоверность чувства // Литературная Россия. 1999. №14. 9 апр.
С.7).
Унаследованный от поэзии Блока образ России серых изб и расхлябанных дорог
получает в творчестве Сырнева не только лирическую, но философскую и
феноменологическую трактовку. Организующие зрительную перспективу стихотворений
типичные черты русского пейзажа и русского ландшафта предстают как феномены
чистого созерцания, самодостаточные, существующие как бы помимо авторской
рефлексии и даже как будто вне словесного оформления («В очи — ночь, прикладом
ветер в спину», «Пригород, парк, припорошенный падшей, сухой...», «Прогулки с
дочерью»). Они не выходят за пределы своей предметности, но вместе с тем
указывают на какое-то исконное и извечное состояние русской жизни: «В грязной
реке отразится, тверез, / Весь беспорядок крутого угора / Ржавые трубы, обрубки
берез, / Полуразрушенный купол собора» («Прогулки с дочерью»).
А.Смоленцев определяет эту сторону художественного метода Сырневой как «умное
зрение»: «Здесь показано самое простое и самое глубокое, что может быть
показано в искусстве,— прямое видение мира художником, не умствование о
видимом, а самый процесс видения, процесс умного зрения» (Смоленцев А. Умное
зрение // Литературная Россия. 2001. №40. 5 окт.).
Применительно к творчеству Сырневой можно говорить не только о созерцании как
доминирующей форме авторского присутствия, но и об иррациональном вчувствовании
в предмет изображения, которое высвечивает и обнаруживает неразрывную духовную
и душевную связь между объектом и субъектом лирического изображения, незримое
за пределами видимого: «Многострадальной земли мерзлота! / Ты не годишься для
праздных гуляний; / Чуть прикоснулась душа — и снята / Гипсовым слепком с твоих
очертаний. / Запечатлеет, глупа и нежна, / Трактор в трясине, да избы убоги. /
Что с нее взять, если после она / Ищет повсюду своих аналогий!» («Прогулки с
дочерью»).
Поэтический мир Сырневой — это мир предметных и непредметных сущностей.
Последний обнаруживает себя через метафоры сердца, души, тайной ноши,
завещанного клада, сокровенного места, резко противопоставленные в
метафорическом строе стихотворения холоду, неуюту, пустоте и неустроенности
внешнего мира, «самовластному ходу мировых стихий», «гибельной пучине» («Выйду
из дому. Плачет пурга», «В полночь, когда разольется река», «Кто обманом, кто
злом, кто честным трудом»). Они точнее всего раскрывают писательскую и
гражданскую позицию Сырневой, стержнем которой является вера в Россию
(В.Кожинов), но могут быть «прочитаны» и в экзистенциальном ключе.
Другую тематическую линию поэзии Сырневой составляют стихотворения, предельно
насыщенные предметными деталями, в целом создающими атмосферу провинциального
города с его замкнутостью, неподвижностью и скрытым драматизмом («Август»,
«Провинциальный город», «Прогулки с дочерью», «Маленький город, не делай, не
надо, пойми...»).
Сырнева — лауреат премии «Традиция» СП России (1996), Малой литературной премии
(1997), Пушкинской литературной премии «Капитанская дочка» (2002).
Соч.:
Ночной грузовик. Киров, 1989;
Сто стихотворений. Киров, 1994;
Синь и золото: стихи // Наш современник. 1997. №10;
Страна равнин: стихи. Киров, 1998;
Глаголев: роман в стихах // Лепта. 1997. №38.
Лит.:
Баранова-Гонченко Л. Сохранившая знамя // Завтра. 2001. №49. С.7;
Она же. Поймите лишь, каких носители вы сил // Любимые дети Державы: Русская
поэзия на рубеже веков. М., 2002;
Она же. Поэзия как стратегия, или Ключи от Совья // День литературы. 1999. №11;
Ильин Дм. Лирическая пронзительность: (Размышления по поводу поэзии С.Сырневой)
// Наш современник. 1997. №3;
Кожинов В. Россия как цивилизация и культура // Наш современник. 2000. №7.
И.Ю.Силачёва
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|