|
Терентьев Игорь Герасимович
[17(29).1.1892, Павлоград Екатеринославской губ.—17.6.1937, Москва, в заключении]
— поэт, автор манифестов и деклараций, критик, драматург, режиссер.
Отец Терентьева, Герасим Львович,— полковник жандармерии, мать, Елизавета фон Дерфенден,— из рода прусских баронов.
В 1902 семья переехала в Харьков, где Терентьев окончил гимназию ив 1910 поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно учился в художественном училище.
В 1912-14 закончил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1916 приехал в Тифлис, где женился на Наталье Карпович. С апр. 1918 вошел в группу «41°», объединившую «левобережных» футуристов и утверждавшую «заумь как обязательную форму воплощения искусства» (Терентьев И. СС. С.418). 4 мая 1918 выступил в «Фантастическом кабачке» в Тифлисе (Тбилиси), где собирались поэты-футуристы, с программным сообщением: «А.Крученых грандиозарь» (опубл.: Тифлис, 1918). Эстетический фундамент футуризма Терентьева определил как отсчет времени в обратную сторону: «мирсконца» (А.Крученых грандиозарь. С.9), в художественной практике это выражалось в поисках новых приемов визуализации звукорядов. Другому мэтру группы «41°», входящему вместе с Крученых и Терентьевым в триумвират объединения, Терентьев посвятил книгу «Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича» (Тифлис, 1919). Терентьев принимал активное участие во всех формах художественной жизни объединения: публичные лекции и доклады, чтение стихов, вечера в «Фантастическом кабачке», публикации в одноименных альманахах и работа в издательстве «41°». В 1919 Терентьев выпустил в этом издательстве два дебютных сборника стихов: «Факт» и «Херувимы свистят». В них Терентьев, как и его коллеги по группе, экспериментирует на самых различных уровнях стихосложения: фонетике, ритмике, «сдвигологии», а также «работает» с графическим образом слова и его типографским воплощением. «...Буквы ле-та-ют, присаживаясь на квадрат, треугольник или суковатую поперечину» — так охарактеризовал Терентьев новую типографику (А.Крученых грандиозарь. С.7). Брюсов был разочарован тем, что все новации этой группы футуристов сводятся лишь к «исхищрениям типографским». В янв. 1922 Терентьев вместе с И.Зданевичем выехал в Константинополь. Там совместно с Ю.Терапиано он пытался создать отдел «41°». Однако уже в середине авг. Терентьев вернулся на родину, отказавшись ехать в Париж, где его ждал И.Зданевич. В апр. 1923 Терентьев переезжает в Москву к А.Крученых, где сотрудничает в журнале «ЛЕФ» и сатирическом журнале «Крысодав» (1923. №1,2).
В авг. 1923 Терентьев вновь переезжает в Петроград, где активно сотрудничает с К.Малевичем.
В 1924-25 руководит Фонологическим отделом ГИНХУКа (Государственного института художественной культуры). Это период творческого подъема, когда Терентьев мечтал создать радикальную футуристическую группу «левее ЛЕФа», в которой объединились бы «марксизм с заумью» и материальное с беспредметным.
В 1924-26 сблизился с группой обэриутов. Во 2-й половине 1920-х Терентьев перенес художественные эксперименты в области визуализации слова на сценическую площадку, полностью посвятив себя режиссерской деятельности. Весной 1924 Терентьев поставил в студии Шиманского антипасхальную агитку «Снегурочка» (пародия на пьесу А.Н.Островского). В сент. 1924 с Г.Аловым организовал «Красный театр», для которого написал пьесу «Джон Рид». Три различные версии этой пьесы Терентьев поставил на трех разных площадках (24 окт., 14 дек. 1924 и 18 сент. 1926). Творческий диапазон Терентьева-драматурга достаточно широк: от заумной пьесы «Иордано Бруно» (1924) до фактографических «Колхоз» (1927) и «Узелок». В начале 1926 создал экспериментальный Театр Дома Печати, где, среди прочего, поставил гоголевского «Ревизора» в заумной интерпретации. Спектакль был принят публикой неоднозначно — от скандала до триумфа. Реформатор театра, Терентьев один из первых применил интерактивный метод участия зрителей в происходящем на сцене. Поиски нового в этой области привели Терентьев от авторского спектакля к самодеятельному театру. Принципы антиаристотелевского театра сформулированы в статье «Самодеятельный театр» (1925).
В 1928 продолжил сотрудничество с С.Третьяковым в журнале «Новый ЛЕФ», где опубликовал статью «Антихудожественный театр» манифест театра факта.
С начала 1929 Терентьев работал в качестве режиссера на Украине (Харьков, Днепропетровск), ставил спектакли на украинском языке.
В 1931 Терентьев в первый раз арестован. Осенью 1932 Терентьев прибыл на строительство Беломорканала. Там из Повенецкой агитбригады он организовал «канальный» театр (агитбригаду им. С.Фирина).
В 1933 поставил спектакль «Шалман», соединявший идеи самодеятельного театра и реального шоу, в нем проходившие «перековку» в лагере воры и проститутки исполняли эпизоды из своей прошлой жизни. Терентьев досрочно освобожден в 1933, перебрался с Беломорканала на строительство канала Москва-Волга.
В 1970-е «в среде литераторов упорно ходила легенда, что Терентьев, не желая покидать лагерь, сменил фамилию и так и сгинул в ГУЛАГе бесследно» (Следственное дело Игоря Терентьева. С.533).
26 мая 1937 вновь арестован как участник контрреволюционной террористической организации в Дмитлаге. Расстрелян в Бутырской тюрьме.
Соч.:
СС. Bologna, 1988;
Мои похороны: Стихи, письма, следственные показания, документы. М., 1993;
А.Крученых грандиозарь. Тифлис, 1918;
Факт. Тифлис, 1919;
Херувимы свистят. Тифлис, 1919;
Куранты. Тифлис, 1919;
17 ерундовых орудий. Тифлис, 1919;
Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича. Тифлис, 1919;
Маршрут шаризны. Изумрудные подробности. Тифлис, 1919;
Трактат о сплошном неприличии. Тифлис, 1920.
Лит.:
Никольская Т. Забытый авангард. Wien, 1988;
Следственное дело Игоря Терентьева (1931) / публ. С.В.Кудрявцева; вступ. статья и прим. Н.А.Богомолова и С.В.Кудрявцева // Минувшее: исторический альм. М.; СПб., 1995. №8. С.533-608;
Бренер А. Интеллигентская культура и прецедент Терентьева // Терентьевский сборник. 1996. М., 1996;
Бирюков С. «Перегной теории». Игорь Терентьев — летучий теоретик авангарда // Терентьевский сб. М., 1998. Вып.2. С.9-12.
О.А.Кузнецова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|