|
Короленко Владимир Галактионович
[15(27)7.1853, Житомир — 25.12.1921, Полтава]
— прозаик, публицист, критик, общественный деятель.
Отец писателя, Галактион Афанасьевич, был уездным судьей, известным кристальной
честностью. Короленко унаследовал от него юридическую жилку, заметную во всех
его общественных выступлениях. Отец умер в 1868, оставив семью без средств к
существованию. Влиянию матери, Эвелины Иосифовны (урожденная Скуревич), дочери
польского шляхтича, Короленко был обязан впечатлительностью и религиозным
чувством.
Детство писателя прошло в Житомире и Ровно, куда семья переехала в 1866.
Юго-Западный край отличался национальной и конфессиональной пестротой
населения. В семье Короленко «мирно уживались, <...> две религии, две
национальности и три языка» (Мякотин В.А. В.Г.Короленко. М., 1922. С.4). Дети
знали русский, польский и украинский язык, посещали православный и католический
храмы и часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. Веротерпимость
и абсолютная корректность Короленко в отношении к национальному вопросу были
заложены в детстве.
Одним из важнейших гимназических впечатлений Короленко стала встреча с
В.В.Авдиевым, определенным в 1869 в ровенскую гимназию преподавателем русского
языка и словесности. Короленко отмечал впоследствии, что след этого человека
остался в его душе «переплетенным почти со всеми элементами <...> умственного и
духовного роста» (РБ. 1908. №2. С.189). Во многом благодаря Авдиеву Короленко
нашел свою настоящую родину, «...и то была уже не Польша, не Украина, не
Волынь, не Велико-россия, а великая область русской мысли и русской литературы»
(Там же).
В 1871, окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и
подал прошение о приеме в технологический институт. Выбор объяснялся тем, что
аттестат реальной гимназии (а классической в Ровно не было) не давал права
поступать в университет. Короленко намеревался подготовиться за год к экзамену
по классическим языкам и перейти на юридический факультет. Нужда заставляла
перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт,
раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. Материальные
трудности вынудили Короленко в 1874 перебраться в Москву, где он был принят на
первый курс лесного отделения Петровской академии. Там по совету В.Н.Григорьева
он впервые познакомился со статьями идеологов народничества П.Л.Лаврова и
Н.К.Михайловского. В Москве Короленко посещал собрания революционно настроенной
молодежи. Весной 1876 за подачу коллективного прошения от имени 79 студентов
(речь шла о недовольстве полицейскими порядками в академии) Короленко был
исключен на год и выслан в Вологодскую губ., но уже в дороге получил разрешение
проживать с родственниками в Кронштадте под надзором полиции.
В 1877 Короленко вновь становится студентом — и опять безуспешно.
7 июня 1878 состоялся скромный публицистический дебют Короленко: в газете
«Новости», гдеон работал корректором, была напечатаназаметка «Драка у Апраксина
двора». В февр. 1879 Короленко передал в «Отечественные записки» свое первое
художественное произведение — рассказ «Эпизоды из жизни искателя», отвергнутый
М.Е.Салтыковым-Щедриным с формулировкой «...зелено очень». Г.А.Вялый отметил в
«Эпизодах...» влияние«сентиментального» народничества в духе Н.Н.Златовратского
(Вялый Г. — С.25).
Приобретенная однажды репутация «опасного агитатора и революционера» осталась у
Короленко на всю жизнь. В марте 1879 Короленко вместе с братом Илларионом был
арестован по ложному подозрению в связях с подпольным изданием «Земли и воли» и
выслан в Вятскую губ. В октябре — новая ссылка, в Березовские Починки «за
сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние». Знакомство с
реальной жизнью починковских обитателей заставило Короленко усомниться в
романтических представлениях о народе: «Я понял,— писал Короленко в "Истории
моего современника",— что судьба занесла меня не в чудесную страну какого-то
особенного духа и особой народной правды, а просто я попал в глубину прошлого
на несколько столетий».
8 марте 1880 в Вышневолоцкой политической тюрьме, по пути в очередную ссылку,
Короленко написал очерк «Чудная» (впервые Прогресс. 1892. 19 февр.-18 марта
(Нью-Йорк); в России: РБ. 1905. №9; под заглавием «Командировка»). Произведение
еще в рукописи было высоко оценено Г.И.Успенским. В «Чудной» Короленко впервые
создал ситуацию, повторившуюся затем во многих его произведениях: столкновение
героев, обладающихразличными, порой враждебными позициями — политическими,
конфессиональными, культурными, социальными (в данном случае жандарма Гаврилова
и революционерки Морозовой). Герой в такой ситуации оценивается писателем по
его способности понять другого, найти возможность контакта, поставить
человеческие (в основе христианские) ценности выше всего остального.
Проблемы, поднятые в «Чудной», свидетельствовали о начале серьезного
мировоззренческого кризиса, разрешение которого произойдет уже в следующей,
самой длительной и тяжелой ссылке — в якутской слободе Амга, где Короленко
оказался в 1881 за отказ от присяги на верноподданство новому императору.
Приведение ссыльных к присяге было формальностью. Но Короленко, как во многих
других случаях, не смог поступить против совести: «Я испытал лично и видел
столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности
самодержавию не могу»,— написал он в заявлении об отказе от присяги.
3 года последней ссылки были заполнены активной деятельностью, в т.ч. и
литературной. Здесь был собран материал для многих позднейших произведений,
написаны рассказы «Убивец» (1885), «В дурном обществе» (1885), более известный
в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья», а также
святочный рассказ «Сон Макара» (1885), в котором отразилось новое «настроение»
Короленко, сознательный отказ от революционной карьеры и отход от иллюзий
«романтического» народничества. Позитивный вывод амгинского кризиса: «Любить
этот народ — не в этом ли наша задача?» — отразился в сюжете произведения.
Потерявший человеческий облик Макар преображается и обретает дар речи на Высшем
суде, когда появляется сын старого Тойона (Тойон — по-якутски Бог), т.е.
Христос, и обращается к крестьянину со словами любви.
В конце 1884, по окончании срока ссылки, Короленко приехал в Нижний Новгород,
где провел самый счастливый и плодотворный период жизни (1884-96). Он
становится популярным писателем, сотрудничает со многих периодическими изданий:
журнал «Северный вестник», «Русская мысль», «РБ», газета «Русские ведомости»,
«Волжский вестник».
В 1886 и 1892 выходят сборник его «Очерков и рассказов».
На сибирских впечатлениях основаны рассказы «Соколинец» (1885), «Федор
Бесприютный» (в 1-й ред.: «По пути», 1888), «Черкес» (1888), в которых
Короленко продолжил разработку народной темы. Глубокий интерес Короленко к
духовной жизни народа, к его религиозным верованиям нашел отражение в
рассказах: «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), очерках «На Волге»
(1889), «На затмении» (1887) и «В пустынных местах» (1890). В этом ряду стоит и
рассказ «Река играет» (1892), герой которого безалаберный, но добродушный и
искренний перевозчик Тюлин оказывается ближе и понятнее автору, чем надменные
сектанты «уреневцы». В художественном творчестве появилась и новая
проблематика. Углубился интерес к философским вопросам. Герой повести «Слепой
музыкант» (1886) испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел.
Символика произведения строится на «потемках души» (Батюшков Ф.— С.50), на
извечном стремлении человека к непознанному. В рассказе «Ночью» (1888) ребенок,
чувствующий тайну рождения и смерти, оказывается, по мнению Короленко, мудрее и
ближе к истине, чем логично рассуждающий студент-медик. В «фантазии» «Тени»
(1891) нерассуждающая вера Елпидия, скептицизм Сократа и мистические прозрения
Ктезиппа представлены как последовательные, бесконечно повторяющиеся этапы
движения человека к Истине.
В июле-сент. 1893 Короленко вместе с С.Д.Протопоповым совершил путешествие в
Америку на Всемирную выставку в Чикаго, посетив по дороге Швецию, Данию,
Великобританию и Францию. Америка еще в 1870-х была идеалом революционеров,
страной будущего, где решены проблемы, стоящие перед Россией, поэтому поездка
была особенно интересна писателю. Впечатления отразились в очерках «Драка в
доме (Парламент в Англии)» (1894), «В борьбе с дьяволом (Армия спасения)»
(1895), «Фабрика смерти (Бойня в Чикаго)» (1896) и др. На американском
материале был написан рассказ «Без языка» (1895), где Короленко ставит героев
произведения, попавших в Америку, в свою излюбленную ситуацию, когда от
способности человека к адаптации, к пониманию чужого языка и чужой культуры
зависит не только его судьба, но и жизнь др. людей. Американская тема в
творчестве Короленко имеет прежде всего «русское содержание»: «Только здесь
чувствуешь сердцем и сознаешь умом, что наш народ, темный и несвободный,—
все-таки лучший по натуре из всех народов!» — писал он из Чикаго 15/27 авг.
1893 (Избранные письма. Т.1. С.109).
Нижегородский период был временем активной общественной и публицистической
деятельности Короленко. Этой деятельностью Короленко «утверждал особое значение
интеллигента в жизни: <...> интеллигента-гражданина, ведущего борьбу с разного
рода злоупотреблениями и неправдами» (Батюшков Ф.— С.53). К. начал с попыток
ввести в обыкновение посещение публикой земских дворянских и городских
собраний, а также их огласку в прессе. Используя печатное слово, Короленко
вынес на суд общественного мнения злоупотребления акционерного общества
«Дружина». Сильный общественный резонанс в России получило дело
Александровского дворянского банка, начатое благодаря частному расследованию
Короленко и Н.Ф.Анненского.
В 1891 Короленко принял активное участие в организации бесплатных столовых для
голодающих. Впечатления этого времени легли в основу книги очерков «В голодный
год» (1893). Одной из самых громких общественных акций писателя стала защита
мултанских вотяков, обвиненных в ритуальном убийстве. В мултаиском процессе
участвовали многие видные русские юристы, такие, как А.Ф.Кони и
Н.П.Карабчевский, но основная заслуга в оправдании вотяков приписывалась
общественным мнением именно Короленко. Ему было предоставлено последнее слово
на заключительном судебном заседании в Мамадыше. Вотяки были оправданы.
Несмотря на это, в прессе долго еще обсуждались детали процесса, высказывались
сомнения относительно справедливости окончательного решения. Полностью правота
Короленко подтвердилась в 1927, когда были установлены имена истинных убийц.
В 1895 Короленко стал соиздателем журнала «РБ», идейное направление которого
определялось прежде всего Н.К.Михайловским.
В 1896 Короленко переехал в Петербург и стал основным редактором отдела
беллетристики. Ежегодно ему приходилось прочитывать и обрабатывать от 100 до
500 рукописей. В отделе «Хроника внутренней жизни» появились его обширные
обзоры на внутриполитические темы, написанные совместно с Анненским под
криптонимом О.Б.А. Много хлопот было связано с участием в заседаниях
Литературного фонда и другими общественными функциями. На собственное
литературное творчество оставалось слишком мало времени. Тем не менее летом
1900 Короленко совершил длительную поездку в Уральск, где собирал материал для
давно задуманного романа «Набеглый царь» о Емельяне Пугачеве. Результатом стал
цикл очерков «У казаков» (1901).
В сент. 1900 Короленко переехал в Полтаву, где уже обосновалась его семья. За
ним была сохранена должность члена редколлегии и руководителя
беллетристического отдела «РБ». Более спокойный образ жизни писателя в Полтаве
не замедлил сказаться на творчестве: в 1901 в «РБ» были опубликованы рассказы
«Мороз» — о человеке, казнившем в себе подлую человеческую природу, а также
«Последний луч» и «Государевы ямщики», основанные еще на сибирских
впечатлениях, а в 1903 — «Не страшное», в котором К. затронул неожиданную для
себя тему о роковом переплетении трагического и обыденного.
Полтавский покой длился недолго. В 1905 Короленко начал тесно сотрудничать с
либеральной газетой «Полтавщина». В окт.-нояб. здесь вышел цикл его статей
«Письма к жителю городской окраины», в котором выразился основной пафос
публицистики писателя: «...нужно стремиться стать гражданами и своего города и,
главное, также всего своего отечества».
В 1906 Короленко встал на защиту крестьян с.Сорочинцы, в котором свирепствовала
карательная экспедиция Филонова. В статье «Сорочинская трагедия» (1907)
Короленко не защищал бунтарей и не призывал к революционным потрясениям — он
требовал лишь соблюдения законности.
Одним из ярчайших образцов публицистики Короленко стал очерк «Бытовое явление»
(1910), направленный против смертной казни. Произведение вызвало сочувственный
отклик Л.Н.Толстого.
В 1905 Короленко начал работу над главной книгой своей жизни «История моего
современника» (впервые полностью: Полное посмертное СС. Т.1-5).
Автобиографичность «Истории...» не помешала ей стать летописью целого
поколения. «Со стороны художественно-публицистического анализа души ребенка и
юноши <...> воспоминания Короленко могут быть поставлены рядом с "Детством" и
"Отрочеством" Л.Н.Толстого. Яркостью изображения эпохи, а равно глубиной и
значительностью ретроспективных размышлений они напоминают "Былое и думы"
Герцена»,— писал Д.Н.Овсянико-Куликовский (Вестник Европы. 11910. №9. С.59).
Короленко известен и как литературный критик. В воспоминаниях и статьях о
писателях: «О Глебе Ивановиче Успенском» (1901), «Антон Павлович Чехов» (1904),
«Лев Николаевич Толстой: Статьи первая и вторая» (1908), «Всеволод Михайлович
Гаршин» (1910) и др. первостепенен психологический анализ личности автора,
который во многом определяет отношение к его творчеству.
В статьях 1917 «Падение царской власти: Речь к простым людям о событиях в
России» (май) и «Война, отечество и человечество: Письма о вопросах нашего
времени» (авг.) Короленко выступил как популяризатор демократических идей и
понятий о патриотизме. Отношение писателя к событиям 1917 определенно
выразилось в статье «Торжество победителей» (дек.), изобличающей лицемерие и
нравственную несостоятельность представителей новой власти.
Во время Гражданской войны Короленко пришлось защищать не идеи и принципы, а
отдельные человеческие жизни. Он проводил дни и ночи в хождениях по карательным
учреждениям воюющих сторон, призывая к соблюдению хотя бы элементарных норм
права, протестуя против широко распространившейся практики бессудных расстрелов
и казней в административном порядке.
Короленко неоднократно выступал с острой критикой большевизма, однако и к
попыткам реставрации самодержавия относился скептически: «...теперь на русской
почве стоят лицом к лицу две утопии. <...> Утопии реакционной противостоит
другая утопия — большевистского максимализма» (Из дневников 1917-1921 гг. //
Память. М., 1977; Париж, 1979. С.395). Собственные представления Короленко о
началах, на которых могла бы возродиться Россия, изложены в крупных
публицистических циклах 1919-20.
В 1919 был закончен очерковый цикл «Земли! Земли!» (1922), посвященный
основному вопросу российских реформ и революций. Напоминая об истории
земельного вопроса в России, Короленко предостерегал от «неразумных крайностей»
при его решении.
В 1920, после встречи с наркомом народного просвещения А.В.Луначарским,
Короленко по просьбе последнего написал 6 писем, в которых выразил свое
отношение к происходящему. «Письма к Луначарскому» (1922) стали духовным
завещанием писателя. Настаивая на постепенном, «органическом» характере
общественного развития, Короленко утверждал, что в России не было предпосылок
для социальной революции, а происшедший политический переворот не имел с ней
ничего общего. Он призывал уйти с пути насилия, объективно оценить ситуацию в
стране и приступить к тяжелой и долгой работе по созданию условий для реального
эволюционного развития общества. «Правительства погибают от лжи...— писал
Короленко — Может быть, есть еще время вернуться к правде». В России «Письма к
Луначарскому» были впервые опубликованы в 1988 и вызвали огромный общественный
резонанс.
Современники не раз отмечали уникальность моральной личности Короленко, называя
его «нравственным гением», праведником русской литературы. Однако и творческая
индивидуальность писателя по-своему уникальна. В творчестве Короленко соединил
вещи, казалось бы, несовместимые: сильное религиозное чувство и пытливый
интерес к естественным наукам, страстность публициста и сдержанность
бытописателя, темперамент поэта и аскетизм фактографа. «Междуполярность»
характеризует авторскую точку зрения в большинстве произведений писателя. Не
утверждение какой-либо идеи, но стремление найти пути к гармонии разных идей и
представлений определяет специфику позиции писателя.
Соч.:
Полное посмертное СС: в 50 т. Харьков; Полтава, 1922-29. Т. 1-5, 7, 8, 13,
15-22, 24, 50-51;
СС: в 10 т. М., 1954;
СС: в 5 т. Л., 1989-91;
История моего современника. М., 1965;
Избранные письма: в 3 т. М., 1932-36;
Была бы жива Россия! Неизвестная публицистика 1917-1921 М,2002.
Лит.:
Иванов И.И. Поэзия и правда мировой любви. СПб., 1900;
Шаховская Н.Д. В.Г.Короленко. М., 1912;
Батюшков Ф.Д. В.Г.Короленко как человек и писатель. М., 1922;
Беренштам В.В. В.Г.Короленко как общественный деятель и в домашнем кругу.
Берлин, 1922;
Вялый Г.А. В.Г.Короленко. 2-е изд, перераб., доп. Л., 1983,
Негретов П.И. Летопись жизни и творчества В.Г.Короленко. 1917-1921. М., 1990.
Comtet M. Vladimir Galactionovic Korolenko (1853-1921): L'homme et I'oevre: En
2 v. Lille-Paris, 1975.
С.Я.Гуськов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|