AZ-libr.ру

информационный портал





Фатьянов Алексей Иванович [05.03.1919-13.09.1959]

Фатьянов Алексей Иванович
       [5.3.1919, с. Малое Петрино, ныне Вязниковский р-н Владимирской обл.— 13.9.1959, Москва]
       — поэт-песенник.
       Всего написал около 200 песен, работал с композиторами В.Соловьевым-Седым, Б.Мокроусовым, А.Новиковым, Н.Богословским, М.Блантером, С.Кацем, И.Дзержинским и др. Рос в с. Малое Петрино (ныне г. Вязники).
       В 1929 семья переехала в Подмосковье. В 1937 на Дальнем Востоке давал гастроли Театр Красной Армии. Фатьянов был еще не артист, а ученик театральной школы, но театр взял его с собой.
       В 1938 окончил ГИТИС (Государственный институт театрального искусства).
       В 1940 Фатьянов — в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа, ведущий концертной программы и чтец ансамбля.
       Великая Отечественная война застала ансамбль в авиационном гарнизоне в Брянской обл. За 25 дней войны ансамбль дал 54 концерта. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни, неистощимы его вдохновение и работоспособность. На передовых позициях Брянского фронта хорошо встречают поэму Фатьянов «Скрипка бойца», его песню «Сходит с линкора моряк» (музыку написал баянист ансамбля А.Рыбалкин). Фатьянов просит отправить его на фронт — его оставляют в ансамбле В начале 1942 артисты выступили перед воинами прославленной Панфиловской дивизии. Это был последний фронтовой концерт Фатьянова — после разгрома фашистов под Москвой ансамбль был направлен в войска Южно-Уральского округа. На берегу реки Урал произошла встреча Фатьянова и В.Соловьева-Седого, который вспоминал: «Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах — красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню "Гармоника". Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором. Еще больше мне понравился автор. Чувствовалась в нем богатырская сила...» (Хентова С. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде. Л., 1984. С.94). Командование военного округа поручило Фатьянову и В.Соловьеву-Седому написать песню для воинов-уральцев. «Южно-Уральская» сразу стала любимой песней, и сводный полк, отправлявшийся на фронт, прошел с ней по г.Чкалову под духовой оркестр.
       Содружество Фатьянова и Соловьева-Седого уже в 1942 дало 2 песни — «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Музыка к песне «Соловьи» была написана в один присест. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню. Маршал Г.К.Жуков назвал «Соловьев» среди трех лучших песен Великой Отечественной войны. После «Соловьев» последовали песни «Ничего не говорила» (1943), «Давно мы дома не были...», «Где ж ты, мой сад?» (1944). Среди песен 1945, победного года «Далеко родные осины» и знаменитая песня о Ленинграде — «Наш город»: «В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего». Солдаты признавали своими песни Фатьянова, переписывали их тексты из армейских газет: «Они с нами шли в годы войны по лесам, полям и болотам, помогали нам жить, воевать, работать, поддерживали нас в трудную минуту...» (Когда весна придет. С.70).
       После войны Фатьянов создает такие замечательные песни, как «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «В городском саду», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым...», «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета», «Путевая-дорожная». Тема авиации в творчестве Фатьянова началась еще во время войны, он написал несколько песен о летчиках и затем с успехом пишет для кинофильма о летчиках «Небесный тихоход» песни — «Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты». К спектаклю «Свадьба с приданым» написал песни «Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами». Особенно популярной стала песня «Когда весна придет» из фильма «Весна на Заречной улице». Для фильма «Дом, в котором я живу» написал песню «За Рогожской заставой». Для кинофильма «Иван Бровкин» были написаны песни «Ромашка моя», «Сердце друга», «Шла с ученья третья рота», для кинофильма «Бровкин на целине» — песня «Степи оренбургские».
       Сердечно встречали песни Фатьянова его современники. М.Луконин вспоминал: «Как мы пели "Соловьи, соловьи!" А как замечательно пел он сам — помню слезы на глазах у Александра Твардовского» (Там же. С.61). Фатьянов обладал душой нежной и широкой — это и сказалось в его песнях, в тайне их обаяния, в волшебстве воздействия на слушателей. Феноменальна песенность лирического склада Фатьянов: «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки» (Там же. С.49). К этим словам М.Матусовского можно добавить, что образно-напевные тексты сами подсказывали композиторам оптимальные мелодии, оставалось лишь запечатлеть их на нотном листе. Природную одаренность дополняла постоянная работа над словом, при внешней непритязательности текстов Фатьянова они — плод большого мастерства, «поисков в области ритма с всевозможными затактами, паузами, неожиданными сдвигами и перенесениями ударений в области строения песенной строфы, запева и припева, новых свежих и оригинальных рифм» (Там же. С.50). Творчество Фатьянова — еще одно свидетельство неизбывной песенной силы России: «Ему не везло — при жизни у него вышла только маленькая книжечка стихов во Владимирском издательстве. Его часто кусали в газетах и журналах... Но ему чертовски везло, он родился в рубашке,— он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах» (Ошанин Л. Как создавалась песня. М., 1967. С.170).
       Земляки много сделали для увековечения памяти поэта — его имя присвоено школе, в которой он учился, улица в Вязниках, где он жил, также носит ныне его имя. «Ну кто сказал о том, что нет Фатьянова? Поэты в песнях продолжают жить!» (Когда весна придет. С.17).

Соч.:
       Избранное. М., 1985;
       Соловьи. М., 1960;
       Это все Россия: стихи и песни. Владимир, 1962;
       Соловьи, соловьи: Песни и стихи. Тула, 1977;
       Когда весна придет. Ярославль, 1979;
       Однополчане: стихотворения и поэмы. М., 1980;
       Как песня молодой: книга стихов. М., 1985;
       Чудное мгновенье. М., 1988. Т.2. С.393-395;
       Соловьи [и др. стихи] // Гимн любви. М., 1991. Т.1. С.417-418;
       Я не хочу судьбу иную...: Стихи и песни. М., 1999.

Лит.:
       Миронер Ф., Хуциев М. Песни в строю // Искусство кино. 1960. №2;
       Ваншенкин К. Из книги «Наброски к роману» // Юность. 1972. №2;
       Парыгин В. Будто встретился с другом военной поры // Октябрь. 1979. №5;
       Матусовский М. Книга, которую можно спеть // Знамя. 1981. №8;
       Железнов П. Наставники и друзья. М., 1982. С.222-227;
       Малышева Т. Алексей Фатьянов: Страницы жизни, страницы творчества. М., 1984;
       На крылечке твоем: О песнях А.Фатьянова. Ярославль, 1990;
       Бобров А. «Когда весна придет, не знаю...» // Советская Россия. 1994. 29 марта;
       Сидоровский Л. «Пусть солдаты немного поспят...» // 24 часа. 1995. №17;
       Петрова В. Алексей Фатьянов // Фатьянов А. Я не хочу судьбу иную...: Стихи и песни. М., 1999. С.337-340;
       Русакова Е.В. Памяти Алексея Ивановича Фатьянова // Русский вестник. 1999. №41.

В.А.Шошин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"