|
Кржижановский Сигизмунд Доминикович
[30.1(11.2).1887, Киев — 28.12.1950, Москва]
— прозаик, драматург, переводчик, литературовед.
Родился в польской католической семье.
В 1913 окончил одновременно юридический и филологический факультеты Киевского
университета. Увлекался философией. Дебютировав в печати в 1910, отсчет своей
писательской биографии вел с рассказа «Якоби и "якобы"» (Зори. 1919. №1 [под
псевд.]).
С 1922 и до смерти жил в Москве, истории которой посвятил цикл очерков
«Московские вывески» (Тридцать дней. 1925. №3-5) и повесть в письмах «Штемпель:
Москва» (Россия. 1925. №5). В дальнейшем тема Москвы будет неотъемлемой частью
прозы Кржижановского.
Уже в первых произведениях проявились особенности его писательской манеры,
сформулированной самим Кржижановским так: «Обращаться с понятиями, как с
образами, соотносить их, как образы».
Используя классические литературные сюжеты, писатель переосмысляет их и
пытается постичь особенности своего времени.
Так, в повести «Возвращение Мюнхгаузена» (1927), написанной в манере Свифта и
Гоголя, он отказался как от приключений, так и от политической сатиры. Его
Мюнхгаузен — философ, фантаст, мечтатель, фехтующий против истины, «парирующий
факты фантазмами».
В повести «Воспоминания о будущем» (1927) — своеобразном отклике на трагически
сгущающуюся атмосферу советского общества — главный герой Макс Штерер при
помощи изобретенного им «время-реза» переносится на несколько десятилетий
вперед (до 1951) и видит картины «светлого будущего»: «Нищие, кровью и гневом
потравленные года, когда гибли посевы и леса, но восставал лес знамен, они
мнились мне голодной степью, я проходил сквозь них, как сквозь пустоту, не
зная, что... что в ином настоящем больше будущего, чем в самом будущем».
1920-40-е были самыми плодотворными в жизни писателя: написаны повести
«Странствующее "странно"» (1924), «Клуб убийц букв» (1926), «Материалы к
биографии Горгиса Катафалаки» (1927); подготовлены 2 редакции состоящей из 29
новелл книги «Сказки для вундеркиндов» (1922,1927) и несколько сб. рассказов
(«Чем люди мертвы», «Чужая тема» и др.).
Несмотря на то, что в 1939 он был принят в СП, Кржижановский так и не смог
опубликовать ни одного из этих произведений и в 1940 прекратил писать прозу.
«Затиск» (его любимое слово) побеждал.
Проза писателя начала пробиваться к читателю только в конце 1980-х, уже после
смерти художника.
«Малоречивость, умение расправиться с темой в двух-трех словах» — так определил
Кржижановский стиль эпохи в статье «Поэтика заглавий» (1925). Этим стилем он
сам владел в совершенстве.
Его излюбленный жанр — новелла, в которой стремительно развивается сюжет,
повествование отличается парадоксальностью, насыщенностью культурологическими
образами и неожиданными финалами. Реальность Кржижановского всегда субъективна:
это не столько реальность фактов и событий, сколько мир рефлектирующего
сознания.
На страницах книг Кржижановского мир знаков и символов (имена, числа, понятия,
теории) живет своей, вполне самостоятельной и часто независимой от человека
жизнью («Жизнеописание одной мысли», «Разговор двух разговоров», «Страна
нетов», «Катастрофа»).
Это отражается и на стилистическом уровне: образность, метафоричность (сродни
той, что любили Е.Замятин, Ю.Олеша, Б.Пильняк), парадоксальность построения
фразы, неологизмы — отличительные особенности стиля Кржижановского.
Однако при всей своей фантастической странности художественный мир писателя
подчиняется строгим законам логики: «Фантастический сюжет — метод: сначала
берут в долг у реальности, просят у нее позволения на фантазию, отключение от
действительности; в дальнейшем погашают долг перед кредитором-природой сугубо
реалистическим следованием фактам и точной логикой выводов»,— утверждал
Кржижановский в «Записных тетрадях».
Герой Кржижановского — всегда своеобразный двойник, alter ego автора, в каждом
произведении пускающийся на поиск истины. Причем процесс поиска подчас важнее
результата.
Перу Кржижановского принадлежат также несколько десятков неопубликованных пьес,
инсценировок и либретто.
Более благополучна судьба его переводов произведений Б.Шоу, А.Мицкевича,
Ю.Тувима.
Невозможность публикации собственного художественного творчества спровоцировала
высокоэрудированного автора на литературоведческую деятельность. Им написано
более 50 статей о творчестве Пушкина, Чехова, А.Островского, Шекспира, Шоу,
ряда советских драматургов (в т.ч. о драматургии Л.Леонова), до сих пор не
утративших своей новизны и оригинальности. Часть из них была опубликована в
журналах «Интернациональная литература», «Литературный критик», «Театр» и др.
Соч.:
СС: в 3 т. СПб., 2001-03;
Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / вступ. статья и прим.
В.Перельмутера. М., 1989;
Возвращение Мюнхгаузена: Повести. Новеллы. Воспоминания о Кржижановском. М.,
1990;
Сказки для вундеркиндов: Повести, рассказы. М., 1991;
Страны, которых нет: Статьи о литературе и театре. Записные тетради. М., 1994.
Лит.:
Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. №3;
Топоров В.Н. Минус-пространство С.Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал.
Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995;
Фельдман Д.М. Канонада по канонам // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып.7.
Н.Ю.Буровцева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|