AZ-libr.ру

информационный портал





Кржижановский Сигизмунд Доминикович [11.02.1887-28.12.1950]

Кржижановский Сигизмунд Доминикович
       [30.1(11.2).1887, Киев — 28.12.1950, Москва]
       — прозаик, драматург, переводчик, литературовед.
       Родился в польской католической семье.
       В 1913 окончил одновременно юридический и филологический факультеты Киевского университета. Увлекался философией. Дебютировав в печати в 1910, отсчет своей писательской биографии вел с рассказа «Якоби и "якобы"» (Зори. 1919. №1 [под псевд.]).
       С 1922 и до смерти жил в Москве, истории которой посвятил цикл очерков «Московские вывески» (Тридцать дней. 1925. №3-5) и повесть в письмах «Штемпель: Москва» (Россия. 1925. №5). В дальнейшем тема Москвы будет неотъемлемой частью прозы Кржижановского.
       Уже в первых произведениях проявились особенности его писательской манеры, сформулированной самим Кржижановским так: «Обращаться с понятиями, как с образами, соотносить их, как образы».
       Используя классические литературные сюжеты, писатель переосмысляет их и пытается постичь особенности своего времени.
       Так, в повести «Возвращение Мюнхгаузена» (1927), написанной в манере Свифта и Гоголя, он отказался как от приключений, так и от политической сатиры. Его Мюнхгаузен — философ, фантаст, мечтатель, фехтующий против истины, «парирующий факты фантазмами».
       В повести «Воспоминания о будущем» (1927) — своеобразном отклике на трагически сгущающуюся атмосферу советского общества — главный герой Макс Штерер при помощи изобретенного им «время-реза» переносится на несколько десятилетий вперед (до 1951) и видит картины «светлого будущего»: «Нищие, кровью и гневом потравленные года, когда гибли посевы и леса, но восставал лес знамен, они мнились мне голодной степью, я проходил сквозь них, как сквозь пустоту, не зная, что... что в ином настоящем больше будущего, чем в самом будущем».
       1920-40-е были самыми плодотворными в жизни писателя: написаны повести «Странствующее "странно"» (1924), «Клуб убийц букв» (1926), «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки» (1927); подготовлены 2 редакции состоящей из 29 новелл книги «Сказки для вундеркиндов» (1922,1927) и несколько сб. рассказов («Чем люди мертвы», «Чужая тема» и др.).
       Несмотря на то, что в 1939 он был принят в СП, Кржижановский так и не смог опубликовать ни одного из этих произведений и в 1940 прекратил писать прозу. «Затиск» (его любимое слово) побеждал.
       Проза писателя начала пробиваться к читателю только в конце 1980-х, уже после смерти художника.
       «Малоречивость, умение расправиться с темой в двух-трех словах» — так определил Кржижановский стиль эпохи в статье «Поэтика заглавий» (1925). Этим стилем он сам владел в совершенстве.
       Его излюбленный жанр — новелла, в которой стремительно развивается сюжет, повествование отличается парадоксальностью, насыщенностью культурологическими образами и неожиданными финалами. Реальность Кржижановского всегда субъективна: это не столько реальность фактов и событий, сколько мир рефлектирующего сознания.
       На страницах книг Кржижановского мир знаков и символов (имена, числа, понятия, теории) живет своей, вполне самостоятельной и часто независимой от человека жизнью («Жизнеописание одной мысли», «Разговор двух разговоров», «Страна нетов», «Катастрофа»).
       Это отражается и на стилистическом уровне: образность, метафоричность (сродни той, что любили Е.Замятин, Ю.Олеша, Б.Пильняк), парадоксальность построения фразы, неологизмы — отличительные особенности стиля Кржижановского.
       Однако при всей своей фантастической странности художественный мир писателя подчиняется строгим законам логики: «Фантастический сюжет — метод: сначала берут в долг у реальности, просят у нее позволения на фантазию, отключение от действительности; в дальнейшем погашают долг перед кредитором-природой сугубо реалистическим следованием фактам и точной логикой выводов»,— утверждал Кржижановский в «Записных тетрадях».
       Герой Кржижановского — всегда своеобразный двойник, alter ego автора, в каждом произведении пускающийся на поиск истины. Причем процесс поиска подчас важнее результата.
       Перу Кржижановского принадлежат также несколько десятков неопубликованных пьес, инсценировок и либретто.
       Более благополучна судьба его переводов произведений Б.Шоу, А.Мицкевича, Ю.Тувима.
       Невозможность публикации собственного художественного творчества спровоцировала высокоэрудированного автора на литературоведческую деятельность. Им написано более 50 статей о творчестве Пушкина, Чехова, А.Островского, Шекспира, Шоу, ряда советских драматургов (в т.ч. о драматургии Л.Леонова), до сих пор не утративших своей новизны и оригинальности. Часть из них была опубликована в журналах «Интернациональная литература», «Литературный критик», «Театр» и др.

Соч.:
       СС: в 3 т. СПб., 2001-03;
       Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / вступ. статья и прим. В.Перельмутера. М., 1989;
       Возвращение Мюнхгаузена: Повести. Новеллы. Воспоминания о Кржижановском. М., 1990;
       Сказки для вундеркиндов: Повести, рассказы. М., 1991;
       Страны, которых нет: Статьи о литературе и театре. Записные тетради. М., 1994.

Лит.:
       Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. №3;
       Топоров В.Н. Минус-пространство С.Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995;
       Фельдман Д.М. Канонада по канонам // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып.7.

Н.Ю.Буровцева



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"