Железников Владимир Карпович [26.10.1925]

Железников Владимир Карпович
       [26.10.1925]
       — прозаик.
       Родился в Прибалтике в семье профессионального военного. Учился в артиллерийском училище. После войны окончил Литературный институт в Москве.
       Первая книга Железников — «Советской страны пионер» — вышла в 1959. Но гораздо больше известны стали «Разноцветная история» (1960) и «Хорошим людям — доброе утро» (1961).
       Рассказы и повести обеих книг веселые; неприхотливые, немного наивные. В них преобладает оптимистический взгляд на жизнь: человек рождается для добрых дел, носители добрых начал — дети. Эти произведения адресованы в основном младшим школьникам. Большинство же книг Железникова написаны для читателей-подростков, и герои их — подростки 12-13 лет.
       Повесть «Чудак из шестого "Б"» (1962) стала первой частью более обширного произведения «Жизнь и приключения чудака». Но именно первая часть стала популярной. Она же легла в основу сценария фильма «Чудак из 6 "Б"». За сценарий Железников был награжден Государственной премией СССР (1974). Главный герой повести — 12-летний Борис с трудно запоминающейся фамилией Збандуто. Он добрый; искренний, немного невезучий человек. Он наделен чертами рыцаря и этим напоминает Дон Кихота. Сюжет повести — попытка героя быть пионервожатым в младшем классе. Книга написана с теплым юмором, хотя далеко не все в ней смешно: нелегко добиться взаимопонимания со сверстниками, нелегко защищать младших, может оказаться, что добрые помыслы дают плохие результаты. Вторая часть («Женитьба дяди Шуры») более жесткая по настроению. Гораздо труднее, чем со сверстниками, общаться с взрослыми. Искренность, душевная доброта и желание всем помочь не гарантируют немедленной победы справедливости и того, что все будут счастливы. Напротив, жизнь как-то странно запутывается. Надо уметь все вытерпеть.
       Заметно, как постепенно меняется основное настроение книг Железникова. Примиряющие нотки уходят, обнаруживается сложность жизни, многоликость героев. Рядом живут взрослые и дети, в человеческих судьбах писателя интересуют отношения людей, разных по возрасту. По мнению И.Мотяшова, разница в возрасте создает иногда «барьер взаимного непонимания, своего рода сердечной глухоты, отчего в жизни детей и взрослых возникают драмы, которых можно было бы избежать» (Мотяшов И.— С.4). Непросто найти общий язык с другими. В борьбе с эгоизмом и душевной черствостью герои пытаются преодолеть преграды, разделяющие людей. Идеальное общение основано на внимании и уважении к личности др. человека.
       Велика и ответственность взрослых за детей. Герой повести «Путешественник с багажом» (1963), мальчик-подросток, находясь проездом в Москве, пытается увидеть своего отца, живущего здесь. Встреча происходит, но радости не несет.
       В основу некоторых повестей Железникова («Последний парад», «Таня и Юстик», опубликованы в 1969) легли воспоминания детства и юности. Важной темой здесь является связь времен и поколений. Сам автор объяснял ее так: «События этих повестей происходят сегодня, но они обращены в прошлое и крепко связаны с ним. <...> Необходимо, чтобы героическое прошлое старшего поколения <...> жило также и в памяти тех, кто не видел этого прошлого. Разный возраст — это разный жизненный опыт и разное время, прожитое человеком,— оно во многом определяет его внутренний мир. Но познание прошлого и внимание к настоящему создает непрерывную связь времен, которую мы называем преемственностью поколений» (Повести. С.3).
       Несколько иначе раскрываются проблемы подросткового возраста в повести «Каждый мечтает о собаке» (1966). Перед героями встают сложные вопросы: что такое справедливость, как различать добро и зло и главное — как разобраться в том, какой ты сам. «Мне представляется очень важной тема внутреннего подвига души и тема борьбы за свое "я"» (Ухожу из детства. С.4). (Позже тема повторится в повести «Чучело», 1981 г.) Название повести символично: каждый мечтает о верном, преданном друге. Очень болезненно подростки реагируют на предательство, порой готовы видеть его там, где его нет. Что испытывает герой, когда от него отворачивается коллектив? Другая проблема повести — лидерство. Весь класс подчиняется сильной воле одного, которого единодушно признают самым умным и справедливым. Из желания заслужить расположение лидера подросток способен на дурные поступки. В повести нет победного финала, решающего все проблемы. Сложная, подчас запутанная жизнь продолжается.
       Самая известная повесть Железникова — «Чучело». За сценарий к фильму «Чучело» автор награжден Государственной премией (1986). Подростковый мир представлен во всей его жестокости, несправедливости, мстительности; причем все деяния совершаются под лозунгом борьбы с предательством и участники их считают себя поборниками справедливости. Главная героиня повести, Ленка Бессольцева, простодушна, откровенна, доверчива, в этом ее прелесть и сила. Класс ополчается против Ленки, устраивает травлю, в которой участвуют и те, кто знают, что девочка не виновата. Подростку от преследования своих ровесников нет защиты у взрослых. Учительница занята только собой и своим счастьем, она забыла о девочке, которая рассчитывала на ее помощь. В финале раскрывается правда, класс и учительница потрясены случившимся, своим эгоизмом и жестокостью. Главные герои преподносят урок благородства, они уезжают, оставляя городу, где их обидели, коллекцию картин. Примирительные ноты финала («Чучело, прости нас!») не изменяют общей жестокой картины жизни. Этическое задание повести — воспитать в читателе сердечность, внимание к людям, не обязательно родным. М.Прилежаева видит значение и смысл повести в том, «что, взяв в основу сюжета драматический эпизод, показав разбушевавшуюся ребяческую стихию, когда неуправляемые рассудком выплескиваются наружу злые эмоции, писатель задумывается и зовет подумать читателя, как осилить в себе злое и пробудить светлое» (Прилежаева М.— С.415).
       Автор изображает подростков в таких ситуациях, когда надо самостоятельно решать, делать выбор, постигать жизнь. Накапливая опыт духовного и нравственного взросления, герои уходят из детства.
       Параллельно Железников работает для детского театра, пишет пьесы «Пропал мальчик?!» (1965), «Война в доме священника» (1968), «Мы вызываем Гайдара» (1969), «Игра мотыльков» (1975), «Бойкот» (1979), «История Мальчиша-Кибальчиша»(1986).
       В 1990-е Железников пишет «Зверинец» (1997), «Маленькая принцесса» (1997), сценарий для фильма «Русский бунт» по пушкинской «Капитанской дочке».
       В 2001 — «Чучело-2, или Игра мотыльков», автор опять обращается к теме любви, верности, измены и предательства.
       Книги Железникова издавались в Болгарии, Германии, Польше, Чехословакии, Югославии, Японии. Рассказы публиковались в Венгрии, Алжире, США, Монголии.

Соч.:
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1986;
       Жизнь и приключения чудака. М., 1974;
       Повести. М., 1975;
       Ухожу из детства: повести. М., 1983;
       Чучело-2, или Игра мотыльков. М., 2001.

Лит.:
       Фадеева Е., Буткова М. Рассказы о книгах В. Железникова и И. Дубова. М., 1972;
       Мотяшов И. Мечта о друге // Железников В.К. Повести. М.: Детская литература, 1975;
       Прилежаева М. Послесл. // Железников В.К. Ухожу из детства: повести. М.: Молодая гвардия, 1983.

Н.К.Данилова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:26 UTC