|
Ясинский Иероним (Жером) Иеронимович
[18(30).4.1850, Харьков — 31.12.1930, Ленинград]
— прозаик, поэт, публицист.
В числе польских предков Ясинского по отцу, который был адвокатом,— киевский митрополит и духовный писатель Варлаам Ясинский. Племянником отца был Якуб Ясинский — польский сатирик и сподвижник генерала Костюшко. Мать — дочь полковника М.С.Белинского, героя Бородинской битвы. С 11 лет Ясинский начинает писать стихи. Его гимназические годы проходят в Киеве, Нежине и Чернигове (1863-68). Параллельно с литературой Ясинский интересуется естественными науками, увлекается химией и рисованием. В 1868-71 Ясинский учится на естественном факультете Киевского университета. «Литературной колыбелью» Ясинского стала газете «Киевский вестник» (статья «Разрушение сословных перегородок», сент. 1870), а также газета «Киевский телеграф», где были опубликованы его ранние очерки, стихи, заметки науч. содержания.
В 1871 в связи с женитьбой на учительнице музыки В.П.Ивановой Ясинский оставляет Киевский университет и впервые приезжает в Петербург. Здесь он знакомится с братьями Курочкиными, Минаевым, Некрасовым, позднее — с Ап.Майковым, Достоевским, Тургеневым, Плещеевым, Минским, Салтыковым-Щедриным, Гончаровым, Гаршиным, Надсоном; с художниками Репиным, Шишкиным, Крамским, Мясоедовым и др. Работает секретарем «Азиатского вестника», но, не найдя постоянной работы, осенью 1872 уезжает в Чернигов, где поступает на службу в акцизное управление и приступает к редактированию «Губернского земского сборника». В «Петербургском листке» под различными псевдонимами (всего их было у Я. более 30: Максим Белинский, М.Чуносов, И.К.Гордик, Кифа, Орест Ядовиткин, Старый беллетрист и др.) он публикует ряд своих ранних рассказов.
В 1877 брак с В.П.Ивановой распался, и Ясинский вместе со своей гражданской женой переводчицей М.Н.Астрономовой-Дубровиной ненадолго уезжает в Москву, где работает в журнале «Будильник», в еженедельной «Газете» Гатцука. Переехав в дек. 1877 в Петербург, Ясинский включается в работу журнала «Природа и охота» и «Слово». В первом из них в качестве автора и редактора Ясинский публикует свои рассказы, рефераты, переводы и научного обозрения. В журнале «Слово» пишет статьи о химии, физике, этнографии, астрономии. Если в первое десятилетие своего творчества Ясинский проявил себя прежде всего как талантливый популяризатор науки, то к концу 1870-х о нем заговорили как о способном писателе. Ясинский начинает активно публиковаться в «Новом обозрении», «Вестнике Европы», «Отечественных записках». В рассказе «Начистоту» (1880) в образе нигилиста Сергеева Ясинский воссоздал черты казненного в Одессе Д.Лизогуба, которого он знал лично. Новелла «Ночь» (1880) и рассказ «Наташка» (1881), рисующий тяжелую судьбу нищей девушки, вынужденной идти на панель, закрепляют за Ясинским репутацию писателя демократической ориентации. С первых сборников Ясинского «Шесть рассказов» (1881), «Повести и рассказы» (1882), а также повестей «Всходы» (1882), «Болотный цветок» (1883) проявилась склонность писателя к психологизму и бытописательству, к изображению коллизий страсти и долга, личности и судьбы в босяцкой («Киевские рассказы», 1885), крестьянской (роман «Искра Божия», 1882) или же провинциальной и городской разночинной интеллигентской среде (повесть «Бунт Ивана Ивановича», 1882, рассказ «Исповедь» и др.).
Близкое знакомство с организатором убийства Александра II Самойловым (Н.Кибальчичем) заставило Ясинский пересмотреть свои либеральные взгляды. Если до 1 марта 1881 революция ему казалась «во всех нарядах привлекательна», то после 1 марта, когда ожидаемого всеобщего подъема масс не получилось, он приходит к выводу, что политико-экономические идеи народников мало чего стоят перед силой подлинного, «чистого искусства». В киевской газете «Заря» (1884. №179. 11 авг.), излагая свою новую эстетическую программу, он призывает очистить искусство от политических, общественных и позитивистских тенденций. Платформа Ясинского, открыто поддержанная Н.Минским, становится первым публичным манифестом раннего русского символизма (модернизма).
Со второй половины 1880-х творчество Ясинский приобретает все более антидемократическую направленность. Под влиянием анархических взглядов П.А.Кропоткина Ясинский все дальше отходит от народовольческих симпатий юности и идей социал-демократии, склоняясь к той форме революционности, которая призывала к преображению общества бескровными средствами. Рассказы и романы Ясинского «Иринарх Плутархов» (1886), «Старый друг» (1887), «Великий человек» (1888), «Первое марта» (1900), «Под плащом Сатаны» (1911) и другие носили уже ярко выраженный охранительный, антинигилистический характер. Стараясь встать на «независимую» платформу, свободную от либералов, народников и оппортунистов, в «Биржевых ведомостях» ежедневно, в течение семи лет, Ясинский (под псевд. Независимый) публикует беседы с читателями о вреде пьянства, воровства, суеверий и т.п. С 1903 «Собрания бесед Независимого» выходят отдельными выпусками. Ясинский редактирует газету «Биржевые ведомости» (1896-1902), журнал «Ежемесячные сочинения» (1900-03), «Почтальон» (1903-09), «Беседа» (1903-07), «Живописец», «Провинция», литературный ежемесячник «Новое слово» (1908-14). По случаю 40-летия литературной деятельности Ясинского 8 янв. 1911 Л.Андреев, обращаясь к юбиляру, писал: «Красоте ваших седых волос, красоте ума и сердца вашего низко кланяюсь. Светло и радостно проведите сегодняшний день. Не люди, а сама жестокая жизнь, побежденная талантом вашим, склонившись, приветствует вас громогласно» (Исторический вестник. 1911. №2. С.704).
События конца 1917 в России Ясинский встретил восторженно. «Выбитый из седла Февральской революцией,— вспоминал писатель,— я был посажен в седло Великим Октябрьским переворотом» (Роман моей жизни. С.328).
В 1919 Ясинский публикует поэму «Последний бой» и ряд поэтических сборников — «На земле. Стихотворения (1870-1919)», «Воскреснувшие сны», «Книга любви и скорби».
С 1918 Ясинский по приглашению А.В.Луначарского работает в Пролеткульте, в «Издательстве Совета рабочих и красноармейских депутатов», редактирует «Красный огонек» (1918), «Пламя» (1919), пишет для детей научно-фантастические рассказы. Наиболее значимую часть литературного наследия Ясинского составили его автобиографические романы «Жар-птица» (1904), «Крепостники» (1916) и фактологически насыщенная книга воспоминаний «Роман моей жизни» (1926). Тяжело больной и давно отошедший от активной литературной жизни писатель, когда-то известный на всю Россию, умирал в безвестности, время своим ускоряющим «железным потоком» наступало на прошлое. Даже трехстрочный некролог в подвале «Литературной газете» о кончине Ясинского был напечатан с неточностями. Писатель скончался не на 84-м году жизни, как написано в некрологе, а на 80-м, и не 1-го янв. 1931, а днем раньше (см.: Литературная газета. 1931. №4(100). 4 янв. С.3).
Критик А.Измайлов, отмечая заслуги Ясинского, считал, что писатель привнес в русский роман «короткую, энергичную, быструю фразу Гюго» (Помрачение божков и новые кумиры. М., 1910. С.154). «Художественный талант Ясинского,— по мнению Акима Волынского,— жгучий, острый и широко интеллигентный — лишь временами дает себя чувствовать произведениями, достойными его богатых сил» (Борьба за идеализм. СПб., 1900. С.301). Наряду с П.Д.Боборыкиным и Вас.И.Немировичем-Данченко Ясинский был одним из самых читаемых и плодовитых русских писателей. Рецензией, публикацией, добрым словом он всячески помогал молодым писателям различной литературной оринтации — К.Фофанову, В.Короленко, Л.Андрееву, В.Брюсову, К.Бальмонту, сестрам Лохвицким, 3.Гиппиус, Н.Гумилеву и многие другие. Ясинский являлся связующим звеном между реалистическим и новым символико-модернистским течением русской литературы.
Творчество Ясинский — калейдоскопическая портретная галерея психологических типов и умственных исканий русского интеллигента конца XIX — начала XX в. И одновременно это попытка объективного изображения «среднего русского человека, пронесшего <...> чувство правды и нелицеприятного отношения к действительности, какая бы она ни была» (Роман моей жизни. С.3).
Соч.:
Полное собрание повестей и рассказов: в 4 т. СПб., 1888;
Собрание романов: в 3 т. СПб., 1888-89;
Люди и нелюди: рассказы. СПб., 1904;
Этика обыденной жизни. СПб., 1898;
Критические статьи. СПб., 1904;
Ординарный профессор. СПб., 1897;
Воскреснувшие сны: Стихотворения (1874-1919). Пг., 1920;
Втуненко. Граф. Гриша Горбачев // Писатели чеховской прозы. Избранные произведения писателей 80-90-х годов: в 2 т. М., 1982. Т.1. С.342-397;
Пожар // Спутники Чехова. М., 1982. С.200-213;
Автобиография // Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей / сост. Ф.Ф.Фидлер. М., 1911;
Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.; Л., 1926.
Лит.:
Михайловский И.К. Дневник читателя // Михайловский Н.К. ПСС СПб., 1909. Т.VI. С.528-531;
Измайлов А.И. И.Ясинский // Литературный Олимп. М., 1911. С.397-414;
Г.Л.И. [Глинский Б.Б.) Торжественное чествование И.И.Ясинского. По случаю 40-летия его литературной деятельности // Исторический вестник. 1911. №2. С.624-709;
Алтаев Ал. Памятные встречи. М., 1955;
Ясинская 3.И. В.Брюсов и И.Ясинский // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973;
Муратов А.В. Проза 1880-х годов // История русской литературы. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). Л., 1983. Т.4. С.34-36;
Бакшеева В.В. Творчество И.И.Ясинского в литературном процессе 80-х годов XIX века:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1984;
Абашина М.Г. Массовая литература 1880-х — начала 1890-х годов (И.И.Ясинский, В.И.Бибиков): Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1992;
Милюков Ю.Г. И.И.Ясинский // Русские писатели, XIX век: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П.А.Николаева. М., 1996. Ч.2. С.444-446.
В.С.Фёдоров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|