|
Бианки Виталий Валентинович
[30.1(11.2).1894, Петербург — 10.6.1959, Ленинград]
— прозаик.
Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение
физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь
связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний.
Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы,
научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех
«бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак,
сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».
С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский
писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те
годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство
сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки
сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное
восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном
художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее
научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).
Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год»,
которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая
энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как
раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем — «Новый Робинзон»), первое отдельное
издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми
материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и
воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных
изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала,
но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения,
подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей
газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки
читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а
продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где
читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела,
получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это,
наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими
героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).
Любимый жанр Бианки — жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное
определение — «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим
основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных
сюжетов: Колобок у него, к примеру,— ежик («Лесной колобок — колючий бочок»),
вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов,
попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят
вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки
сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного,
развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его
исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в
которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает
лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок,
впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы
природы и секреты ее обитателей.
Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и
психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и
переход к более крупным формам — сказочной повести, например робинзонада
«Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические
рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель.
Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий
из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В
статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе
всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице,
даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество
Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для
Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось
противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.
Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в
г.Уральск, позже — в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых,
путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира»
(опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).
Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в
литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты»
принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель
Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки,
развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.
Соч.:
Лесные были и небылицы. Л., 1957;
Повести и рассказы. Л., 1959;
Рассказы и сказки. Л., 1960;
Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;
Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.
Лит.:
Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М.,
1958;
Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;
Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;
Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей.
Л., 1967. Вып.12. С.167-196;
Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса,
1993.
А.А.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|