|
Вяткин Георгий Андреевич (псевдонимы В., Г.В., Г.Вин)
[13(25).4.1885, Омск - 24.10. 1941, в заключении]
— поэт, прозаик, критик.
Родился в семье рядового сибирского казака. Окончил учительскую семинарию в
г.Томске, год служил сельским учителем. Об этом — очерк «На ниве народной. Из
записок сибирского учителя» (Сибирские вопр. 1906. №3).
В 1902 Вяткин поступил в Казанский учительский институт, но курса не окончил.
Был исключен из института «за неблагонадежное поведение». Возвратившись в
Томск, работал в газете «Сибирская жизнь» (здесь он дебютировал ранее как поэт:
стих. «Не грусти, утомленный страданием», 1900, 9 янв.) репортером,
фельетонистом, рецензентом, секретарем редакции.
В начале 1900-х Вяткин активно печатался в журнале «Сибирский наблюдатель»,
«Молодая Сибирь» и др., с 1905 — в столичной периодике: журнале «РБ», «Русская
мысль», «Современный мир», «Современник», «Вестник Европы», «Журнал для всех»,
«Русские записки», «Летопись», «Путь», «Луч просвета» и др. За открытую
революционную направленность стихов Вяткин не раз подвергался обыскам и
арестам.
В 1905 был привлечен к суду по статье 129 Уложения о наказаниях («призыв к
ниспровержению существующего строя»).
Ранние романтические стихи Вяткина, отразившие общественные настроения кануна и
свершения русской революции 1905-07, вошли в сборник «Стихотворения» (Томск,
1907), который посвящен П.Ф.Якубовичу, и «Грезы Севера. Думы. Настроения.
Сказки» (Томск, 1909). В ранней поэзии Вяткина, по тональности близкой поэзии
позднего народничества, звучат смутные призывы к жертвенной борьбе на
общественном поприще.
Вяткин переписывался с Буниным, Горьким. Общественный подъем кануна первой
русской революции нашел отражение и в литературно-критических статьях Вяткина:
статья о пьесе М.Горького «На дне» (Сибирский наблюдатель. 1903. №6).
В 1905 Вяткин весьма резко писал о поэзии 3.Н.Гиппиус и К.Д.Бальмонта,
усматривая в их стихах «проявление ультра-декаденса», «бред извращенной души,
извращенного разума» (Там же. 1905. №1-2. С.193). Парадокс, но позднее в стихах
критиковавшего «ультрадекаданс» Вяткина начинают преобладать, особенно в
сборнике «Под северным солнцем» (Томск, 1912), образы и мотивы символистской
поэзии.
Это почувствовал М.Горький, писавший Вяткину: «Вы еще не самостоятельны, Вы как
будто не решаетесь пойти своим собственным путем, на Ваших стихах чувствуется
влияние Бальмонта... С другой стороны, на Вас заметно влияние мрачной философии
Достоевского, а Вы воепеваете страдание как нечто положительное...» (Горький и
Сибирь. 1961. С.105). В то же время Горький положительно оценивал стихи В.
проникнутые «чувством бодрости, любви к жизни, к человеку» (Там же. С.106).
Е.Ватман обращал внимание на «ясную одухотворенность» поэзии Вяткина, «светлый
призыв к жизни», «душевную свежесть» (Сибирская неделя. 1914. №5-8. С.32).
Программным можно назвать следующее стих.: «Мир безбрежно велик, бесконечно
чудесен, / Бесконечно и вечно красив... / Как вы можете жить без цветов и без
песен, / В городах, не у рек, не у нив? / <...> Как вы можете жить так уныло и
скучно / Задыхаясь от стонов и слез? / Сколько звезд! Вы считали их, бедные
люди, / Сколько звезд в голубой вышине? / Как вы можете жить, не мечтая о чуде,
/ О далекой, не здешней стране».
Дореволюционная проза Вяткина — повести, очерки и рассказы «Глухаревцы»
(Сибирские вопр. 1906. №4), «Обитель г-жи Патрашкиной» (Луч просвета. 1912. №
1), сб. «Золотые листья» (Пг., 1917) — вписывается в русло чеховской традиции.
Преобладающим мотивом произведений Вяткина является судьба маленького человека,
неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.
В Первую мировую войну Вяткин 2 года пробыл на фронте в составе санитарных
организаций Всероссийского союза городов. Трагедию войны он попытался осмыслить
в цикле стихов «Война» (частично вошли в сборник «Опечаленная радость», Пг,
1917).
С лета 1917 Вяткин служил в комиссариате Северного фронта в Пскове. Октябрьскую
революцию он не принял. Возвратившись летом 1918 в Сибирь, сблизился с эсерами,
печатался в их газете, за что был судим омским ревтрибуналом в 1920 после
ликвидации колчаковщины и лишен избирательных прав. Ранее Вяткин близко сошелся
с сибирским писателем А.Е.Новоселовым, также поддерживавшим идеи партии эсеров.
В основанном Новоселовым издательстве «Мой край» Вяткин издал сборник пейзажной
лирики — «Алтай» (Омск, 1917). В нем доминируют бодрые настроения, приятие
полноты жизни.
С 1921 Вяткин систематически выступал в советской печати.
В 1923 он был восстановлен в правах. В этом же году вышел в свет сборник «Чаша
любви. Лирика». (Ново-Николаевск, 1923). Автобиографический роман «Открытыми
глазами» (Сибирские огни. 1936. №4-5) рассказывает о трудных путях русской
интеллигенции в годы революции.
Роковую роль в судьбе Вяткина сыграло его сближение с эсерами. Он был незаконно
репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Соч.:
Алтайские сказки. Сибкрайиздат, 1926;
Стихи. Новосибирск, 1959;
Открытыми глазами: Избранное. Омск, 1985.
Лит.:
Ватман Е. Вяткин. Страничка из современной поэзии и современных исканий //
Сибирская неделя. 1914. №5-8. С.26-34;
Гейлит К. Заметки о сибирской детской литературе // Сибирские огни. 1933. №5-6.
С.150-156;
Хейсин И.С. Страницы прошлого. Воспоминания о литературной Сибири // Ангара.
1959. №2;
Горький и Сибирь: сб. Новосибирск, 1961;
Беленький Е.И. Творчество Вяткина // Беленький Е.И. Писатели моей земли.
Новосибирск, 1967;
Раппопорт Е. Его знал Бунин // Ангара. 1968. №6;
Беленький Е.И. Всему живому брат и друг... // Алтай. 1975. №3;
Топоров А.М. Воспоминания. Барнаул, 1970. С.11-18;
Трушкин В.П. Пути и судьбы. Иркутск; Очерки русской литературы Сибири. Т.1,
Новосибирск, 1982;
Писатели земли Омской / сост. Л.А.Пукшанская. Омск, 1984.
В.Н.Запевалов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|