|
Груздева Нина Васильевна
[15.11.1936, д. Денисовская Харовского р-на Вологодской обл.]
— поэтесса.
Родившись в крестьянской семье, детство провела в деревне. В семье любили петь,
мать сама подбирала к любимым стих, мелодии.
В 1943 на фронте погиб брат Василий. Единственной в семье дочери пришлось много
работать, помогать в крестьянском хозяйстве родителям. В голодные годы Груздева
тяжело заболела, болезнь сказалась спустя многие десятилетия.
В 1950-е после окончания школы трудилась счетоводом, заведующей избой-читальней
в колхозе «Россия» Харовского р-на Вологодской обл., библиотекарем в Пундугской
средней школе.
С 1962 по 1968 работала литературным сотрудником газеты УВД Вологодского
облисполкома. В эти годы Груздева поступила в областной педагогический
институт, но с 3-го курса ушла, перейдя в Литературный институт им. М.Горького,
который успешно окончила в 1970.
Ее литературная судьба начиналась очень удачно. Первые свои стихи она
публиковала в районной газете «Призыв», затем в областных газетах «Красный
Север» и «Вологодский комсомолец». В годы учебы в Литературном институте о
творчестве Груздевой высоко отзывались Вас.Фёдоров, И.Сельвинский и
С.Наровчатов, ставили ее в один ряд с известными советскими поэтессами тех лет.
Груздева печаталась в журнале «Огонек», «Сельская молодежь», «Молодая гвардия»,
в газете «Литературная Россия», в альманахе «День поэзии».
В 1968 в Архангельске вышел ее небольшой сборник стихов «Тропинка». Груздева
дружила с поэтами Н.Рубцовым, С.Чухиным, Б.Примеровым, которые также по
достоинству оценивали яркую лирическую силу ее творчества. Песни на ее стихи
исполнялись известными эстрадными певицами.
В творчески напряженном поле лирики 1960-х голос Груздевой звучал самобытно
благодаря особой отзывчивости и теплоте интонации, природному чувству слова.
Стих поэтессы нес в себе доверчивость и наивность, признательность за мужскую
любовь и за минуты счастья. Он был интимен и глубоко лиричен. Но когда с
началом «перестройки» слово современников породило взрыв чувств и эмоций,
выплеснулось митинговым хором, а с ним и нетерпимостью, грубой площадностью,
для поэтессы наступил период длительного молчания. Ее имя исчезло из периодики,
в издании книг отказали сразу в двух издательствах. О Груздевой словно забыли,
хотя она, работая в вологодских газетах, продолжала писать стихи. Такое
молчание продолжалось два десятилетия: «Все кончено. Ни звука, ни строки...
Теперь пора задуматься настала» (Звезда. Вологда. 1998. С.5). Связано такое
молчание, как считает сама поэтесса, было с тем, что она продолжала упорно
писать любовную лирику и только ее. Должно было пройти время внутреннего
разлада и сумятицы в душах читателей, чтобы стихи Груздевой, писавшиеся ею все
эти годы, зазвучали в полный голос и по-настоящему тронули сердца читателей.
Перелом в судьбе поэтессы наступил в середине 1990-х, когда она выпустила за
свой счет небольшим тиражом книгу стихов «Твое имя». Следом тут же вышла вторая
ее книга «Воскресение». Имя Груздевой быстро приобрело популярность, она начала
выступать со своими стихами в различных аудиториях. Б.Шишаев писал о том
периоде в творчестве поэтессы: «Радуюсь я тому, что Груздева, несмотря на
долгие годы непризнания ее творчества, невзирая на боль, которую испытывает
любой поэт, обреченный на забвение, осталась верной своей сути, не
приспособилась к "веянию новых ветров", не предала однажды выбранную ее сердцем
тему — великую тему любви» (Российский писатель. 2003. №23). «Звезда Нины
Груздевой взошла»,— констатировал критик В.Бараков (Вологодские новости. 2003.
13-19 авг.). Поэтессу с большим запозданием, но зато единодушно принимают в СП
России.
В 1997 в Москве в Центральном доме литераторов с большим успехом прошел ее
авторский вечер.
В 1998 вышел сборник стихотворений Груздевой «Звезда», а в 2001 книга избранных
стихотворений «Часы песочные».
Творчество поэтессы оказалось востребованным именно в те годы, когда в обществе
образовался дефицит на душевное тепло, на сострадание к ближнему, на чистую и
искреннюю любовь, на отношения людей, не затронутые меркантилизмом. Короткие и
философически емкие стихотворения Груздевой пронзительно трогают душу,
отзываются в ее самых затаенных уголках. Ей присуща лирическая афористичность в
кажущейся простоте слога, обращение к вечным вопросам и ценностям земного бытия
человека, эмоциональная взволнованность и светлый дар жизненного оптимизма. Ее
творчество возникло, как пишет критик А.Шорохов, на фоне «пустоты
растиражированных некогда "поэтично-романтичных" отношений мужчины и женщины»
(Шорохов А. Вологда литературная // Слово о слове. М., 2003. С.162). На
обывательскую пошлость Груздева отвечает чистым и ясным стихом. На аморальность
и безнравственность массовой культуры следует реакция традиционно
целомудренного отношения к жизни и любви. На эстетически убогие и худосочные
произведения коммерческой литры поэтесса отвечает ярким народным словом,
имеющим тысячелетнюю глубину и прозрачность.
В 2003 Груздева стала лауреатом Всероссийской литературной премии им.
Н.М.Рубцова «Звезда полей», в 2004 — дипломантом Всероссийского конкурса
«Золотое перо».
Соч.:
Тропинка. Архангельск, 1968;
Твое имя. Вологда, 1995;
Воскресение. Вологда, 1995;
Звезда. Вологда, 2001;
Песочные часы. Вологда, 2001.
Лит.:
Вакомин С. Золотое письмо Нины Груздевой // Остров. 1998. №5;
Дорогань О. Не погуби мелодию в душе // Российский писатель. 2003. №9;
Шишаев Б. Разумение сердцем // Русский Север. 2003. №65.
В.В.Дементьев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|