|
Куклин Лев Валерианович
[17.8.1931, Новозыбков, Брянской обл. — 22.6.2004, Петербург]
— поэт, прозаик, драматург, киносценарист, публицист.
Отец (умер в блокаду, в 1942) и мать — геологи-полярники, что предопределило и
выбор профессии Куклина, окончившего (1954) Горный институт в Ленинграде и
около 10 лет проработавшего геологом.
Первые публикации (стихи) — в пионерской печати. С публикации в сборнике
стихотворений школьников — учащихся студии литературного творчества
Ленинградского Дворца пионеров «Первые стихи» (1947) Куклин не без оснований
вел отсчет своего литературного стажа: романтические, еще не вполне
самостоятельные строки 16-летнего старшеклассника были «сделаны» вполне
профессионально.
Первый сборник стихов — «Соседям по жизни» (Л., 1958), как и последующие
(«Необходимость», 1961; «Рудник радости», 1964) был пронизан типичной для тех
лет «романтикой дальних дорог». Но для Куклина она не была данью моде, являлась
по-настоящему органичной: большинство стихов было привезено им из экспедиций,
посвящено «соседям по жизни», прежде всего коллегам-геологам — «чернорабочей
интеллигенции», по меткому определению автора. Стихи Куклина тех лет звучат
приподнято, подчас не лишены риторики («И пусть пионеры, играя зори / На наше
равняются поколенье!», «Здесь вырастет город, как мы мечтали», «Только
молодость, только руки, и четверть земного шара в руках!»), романтических
преувеличений («Помнишь? Это на северной станции было: / Запоздав на полгода к
нам почта пришла...»), что не мешало им пользоваться популярностью. Аудиторию,
в особенности молодежную, привлекал самый пафос открытия мира («Проверенные
походной судьбою, / принеся на подошвах пыль полумира, / наконец-то мы оба
вернулись с тобою, / ты — с Чукотки, я — с Памира»), привлекали живые
интонации, связанные с ними необычные ритмы стихов, броская афористичность,
неожиданные образы, резко выделявшиеся на общем аскетическом фоне тогдашней
поэзии: «Все перепуталось в этом просторе. / Не разберешь, где быль, а где
сказка. / Художник кисть окунает в море — / У него кончилась синяя краска.../
(«Утро на море»). Эти и подобные строки создавали Куклину репутацию поэта остро
оригинального, самобытного, даже экстравагантного.
В любовной лирике Куклин умел тонко передать юношескую диалектику чувств, их
максимализм и чистоту: «Она любила его так, / Что боялась ходить мимо. / Вслух
она сказала: "Дурак!", / А про себя: "Любимый!" / Губами она сказала: "Пусти!",
/ А сердцем: "Прижми сильнее!" / Но он уехал. Он все простил / И не простился с
нею...» В более поздних поэтических сб. (а всего Куклин издал более 50 книг
стихов и прозы) усилилось тяготение к традиционным ритмам, к более спокойной
повествовательности, но романтическое восприятие мира долго сохранялось, хотя и
становилось все более сложным. Многие стихи, как и прежде, рождались в
поездках, но теперь это были поездки литератора-профессионала (циклы стихов об
Англии, Франции, Японии, поэма о строительстве БАМа и т.д.).
В произведениях последних лет все отчетливее звучат ноты тревоги за судьбы
страны и мира, а подчас и разочарования в романтических идеалах и даже
«катастрофизма». Характерны названия некоторых стих, из книги «Сохранение огня»
(1994): «У края пропасти», «Плач по Родине», «Плач по великому городу», «Плач
по былому величию русской земли». «Ты и Богом теперь не прикрыта,— / Все
заступники, видно, слабы... / Сколько ж можно хлебать из корыта, / Из корыта
помойной судьбы?» — таким вопросом, обращенным к родной земле, завершается
последняя подборка поэта, предложенная им в журнале «Нева» и увидевшая свет уже
после смерти автора (2004. №8). Неким противовесом этим мотивам выступают такие
стихи, как «Иван Андреич плотничает», «Слово о русской печи», «Провинция»,
«Лен», цикл «Вечные люди» — о Пушкине, Бетховене, Чехове, Светлове. Надежда
все-таки остается, она — в людях, тружениках и созидателях, творящих и
мыслящих: «Среди качков в спортивных пиджачках, / Среди путан, которых слишком
много, / Мне так приятны девушки в очках... / Читают, видно, много... Слава
Богу!»
Важной областью творчества Куклина явилось создание песен. За четверть века
сотрудничества с композиторами им было написано более 250 произведений в этом
жанре, в т.ч. такие популярные, как «Голубые города», «Качает, качает,
качает...», «Что у вас, ребята, в рюкзаках...» и другие. Песни Куклина получали
отличия на всесоюзных и международных конкурсах, переводились на многие языки.
Им выпущен также ряд поэтических книжек для детей.
Среди прозаических произведений Куклина, обращенных в основном к юношеству,
заслуживают быть отмеченными повести «Порядок на борту» (Л., 1975), «Нам в
сорок третьем выдали медали...» (Аврора. 1985. № 5), «Пара дуэльных пистолетов»
(Искорка. 1987. № 1-2), «Любовь Оксаны Лунько» (Семья и школа. 1991. № 5-6),
сборник рассказов «Динамитный патрон» (1984). В книге «Год лошади» (СПб., 1999)
собраны работы писателя в жанре фантастики.
Перу Куклин принадлежат сценарии нескольких художественных и документальных
фильмов, наиболее известный — «Его звали Роберт» (в соавторстве с Ю.Принцевым,
поставлен «Ленфильмом» в 1967), либретто опер и мюзиклов.
За годы работы в литературе Куклина опубликовал более 150 очерков (в т.ч. книгу
очерков «Корабли начинаются с имени» — Л., 1982), критических и
литературоведческих статей, среди которых выделяется работа о незаслуженно
забытом В.Шершеневиче — «...но ведь я поэт - чего ж вы ждали?» (Вопросы
литературы. 1991. №9-10). Полемическая статья «Гидропонная поэзия», посвященная
творчеству И.Бродского (Нева. 2001. №1), вызвала негативную реакцию ряда
литераторов — см., например, резкую отповедь А.Рубашкина (Ося, Иосиф, Иосиф
Александрович... // Звезда. 2001. №5).
Куклин выступал также как составитель ряда сб. и антологий, среди которых
наиболее значительны «Кибернетический Пегас. Наука и фантастика в русской и
советской поэзии» (Л., 1989), «XX век в эпиграммах от А до Я» (СПб., 2002),
«Мысли в рассрочку» (Собрание афоризмов. Т.I) и «Мысли взаймы» (Собрание
афоризмов. Т. II) (СПб., 2004).
Соч.:
Какого цвета луг?: стихи. Л., 1967;
Кто работает для вас?: песни. Л., 1967;
Цирк зверей. Л., 1968;
Зеленая планета: Новая книга стихов. Л., 1969;
Антенна: Книга новых стихов. Л., 1970;
Дядя Бим и дядя Бом: Веселые стихи для детей. Л., 1971;
Дедушкин праздник: рассказ. Л., 1971;
Кто сильней?: стихи. Л., 1971;
Ни пуха, ни пера!: песни. Л., 1972;
Имя-отчество: стихи. Л., 1974;
Кто как одет? М., 1975;
Зов: стихи. М., 1977;
Я верю: Стихотворения, песни. Л., 1977;
Путешествие по квартире: стихи. Л., 1977;
Когда мы станем взрослыми: стихи. Л., 1979;
Ромашки на кармашках: повесть. М., 1979;
Горожане: Книга новых стихов. Л., 1980;
Операция «Снег»: рассказы. Л., 1984;
Моя анкета: Стихотворения разных лет. Л., 1984;
Прямой взгляд: стихи. Л., 1986;
Диалог: Стихотворения разных лет. Л., 1988;
Несколько школьных «почему?»: Раздумья о воспитании. П., 1989;
Автострада: Книга новых стихотворений. Л., 1991;
Стружки лирики: стихи. СПб., 1997;
Эпиграммы и шутки. СПб., 1997;
Микроэпохалки: эпиграммы, иронизмы, шутки. СПб., 1999;
Сочинения в трех томах: Т.I: Стихи конца века. Т.II: Мысли моего века. Т.Ill:
Рассказы конца века. СПб., 2002.
Лит.:
Куклин Лев Валерианович // Писатели Ленинграда: Биобибл. справочник. Л., 1982.
С.177;
Фрадкина Е. Лев Многоликий // Нева. 1999. №9. С.233-235;
Иордаке Э. Языковладельцы // Нева. 2002. №2. С.212-217;
Фоняков И. Стихи конца века // Нева. 2004. №2. С.208-209;
Никольский Б. Прощальное слово // Нева. 2004. №8. С.104.
И.О.Фоняков
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|