AZ-libr.ру

информационный портал





Куклин Лев Валерианович [17.08.1931-22.06.2004]

Куклин Лев Валерианович
       [17.8.1931, Новозыбков, Брянской обл. — 22.6.2004, Петербург]
       — поэт, прозаик, драматург, киносценарист, публицист.
       Отец (умер в блокаду, в 1942) и мать — геологи-полярники, что предопределило и выбор профессии Куклина, окончившего (1954) Горный институт в Ленинграде и около 10 лет проработавшего геологом.
       Первые публикации (стихи) — в пионерской печати. С публикации в сборнике стихотворений школьников — учащихся студии литературного творчества Ленинградского Дворца пионеров «Первые стихи» (1947) Куклин не без оснований вел отсчет своего литературного стажа: романтические, еще не вполне самостоятельные строки 16-летнего старшеклассника были «сделаны» вполне профессионально.
       Первый сборник стихов — «Соседям по жизни» (Л., 1958), как и последующие («Необходимость», 1961; «Рудник радости», 1964) был пронизан типичной для тех лет «романтикой дальних дорог». Но для Куклина она не была данью моде, являлась по-настоящему органичной: большинство стихов было привезено им из экспедиций, посвящено «соседям по жизни», прежде всего коллегам-геологам — «чернорабочей интеллигенции», по меткому определению автора. Стихи Куклина тех лет звучат приподнято, подчас не лишены риторики («И пусть пионеры, играя зори / На наше равняются поколенье!», «Здесь вырастет город, как мы мечтали», «Только молодость, только руки, и четверть земного шара в руках!»), романтических преувеличений («Помнишь? Это на северной станции было: / Запоздав на полгода к нам почта пришла...»), что не мешало им пользоваться популярностью. Аудиторию, в особенности молодежную, привлекал самый пафос открытия мира («Проверенные походной судьбою, / принеся на подошвах пыль полумира, / наконец-то мы оба вернулись с тобою, / ты — с Чукотки, я — с Памира»), привлекали живые интонации, связанные с ними необычные ритмы стихов, броская афористичность, неожиданные образы, резко выделявшиеся на общем аскетическом фоне тогдашней поэзии: «Все перепуталось в этом просторе. / Не разберешь, где быль, а где сказка. / Художник кисть окунает в море — / У него кончилась синяя краска.../ («Утро на море»). Эти и подобные строки создавали Куклину репутацию поэта остро оригинального, самобытного, даже экстравагантного.
       В любовной лирике Куклин умел тонко передать юношескую диалектику чувств, их максимализм и чистоту: «Она любила его так, / Что боялась ходить мимо. / Вслух она сказала: "Дурак!", / А про себя: "Любимый!" / Губами она сказала: "Пусти!", / А сердцем: "Прижми сильнее!" / Но он уехал. Он все простил / И не простился с нею...» В более поздних поэтических сб. (а всего Куклин издал более 50 книг стихов и прозы) усилилось тяготение к традиционным ритмам, к более спокойной повествовательности, но романтическое восприятие мира долго сохранялось, хотя и становилось все более сложным. Многие стихи, как и прежде, рождались в поездках, но теперь это были поездки литератора-профессионала (циклы стихов об Англии, Франции, Японии, поэма о строительстве БАМа и т.д.).
       В произведениях последних лет все отчетливее звучат ноты тревоги за судьбы страны и мира, а подчас и разочарования в романтических идеалах и даже «катастрофизма». Характерны названия некоторых стих, из книги «Сохранение огня» (1994): «У края пропасти», «Плач по Родине», «Плач по великому городу», «Плач по былому величию русской земли». «Ты и Богом теперь не прикрыта,— / Все заступники, видно, слабы... / Сколько ж можно хлебать из корыта, / Из корыта помойной судьбы?» — таким вопросом, обращенным к родной земле, завершается последняя подборка поэта, предложенная им в журнале «Нева» и увидевшая свет уже после смерти автора (2004. №8). Неким противовесом этим мотивам выступают такие стихи, как «Иван Андреич плотничает», «Слово о русской печи», «Провинция», «Лен», цикл «Вечные люди» — о Пушкине, Бетховене, Чехове, Светлове. Надежда все-таки остается, она — в людях, тружениках и созидателях, творящих и мыслящих: «Среди качков в спортивных пиджачках, / Среди путан, которых слишком много, / Мне так приятны девушки в очках... / Читают, видно, много... Слава Богу!»
       Важной областью творчества Куклина явилось создание песен. За четверть века сотрудничества с композиторами им было написано более 250 произведений в этом жанре, в т.ч. такие популярные, как «Голубые города», «Качает, качает, качает...», «Что у вас, ребята, в рюкзаках...» и другие. Песни Куклина получали отличия на всесоюзных и международных конкурсах, переводились на многие языки. Им выпущен также ряд поэтических книжек для детей.
       Среди прозаических произведений Куклина, обращенных в основном к юношеству, заслуживают быть отмеченными повести «Порядок на борту» (Л., 1975), «Нам в сорок третьем выдали медали...» (Аврора. 1985. № 5), «Пара дуэльных пистолетов» (Искорка. 1987. № 1-2), «Любовь Оксаны Лунько» (Семья и школа. 1991. № 5-6), сборник рассказов «Динамитный патрон» (1984). В книге «Год лошади» (СПб., 1999) собраны работы писателя в жанре фантастики.
       Перу Куклин принадлежат сценарии нескольких художественных и документальных фильмов, наиболее известный — «Его звали Роберт» (в соавторстве с Ю.Принцевым, поставлен «Ленфильмом» в 1967), либретто опер и мюзиклов.
       За годы работы в литературе Куклина опубликовал более 150 очерков (в т.ч. книгу очерков «Корабли начинаются с имени» — Л., 1982), критических и литературоведческих статей, среди которых выделяется работа о незаслуженно забытом В.Шершеневиче — «...но ведь я поэт - чего ж вы ждали?» (Вопросы литературы. 1991. №9-10). Полемическая статья «Гидропонная поэзия», посвященная творчеству И.Бродского (Нева. 2001. №1), вызвала негативную реакцию ряда литераторов — см., например, резкую отповедь А.Рубашкина (Ося, Иосиф, Иосиф Александрович... // Звезда. 2001. №5).
       Куклин выступал также как составитель ряда сб. и антологий, среди которых наиболее значительны «Кибернетический Пегас. Наука и фантастика в русской и советской поэзии» (Л., 1989), «XX век в эпиграммах от А до Я» (СПб., 2002), «Мысли в рассрочку» (Собрание афоризмов. Т.I) и «Мысли взаймы» (Собрание афоризмов. Т. II) (СПб., 2004).

Соч.:
       Какого цвета луг?: стихи. Л., 1967;
       Кто работает для вас?: песни. Л., 1967;
       Цирк зверей. Л., 1968;
       Зеленая планета: Новая книга стихов. Л., 1969;
       Антенна: Книга новых стихов. Л., 1970;
       Дядя Бим и дядя Бом: Веселые стихи для детей. Л., 1971;
       Дедушкин праздник: рассказ. Л., 1971;
       Кто сильней?: стихи. Л., 1971;
       Ни пуха, ни пера!: песни. Л., 1972;
       Имя-отчество: стихи. Л., 1974;
       Кто как одет? М., 1975;
       Зов: стихи. М., 1977;
       Я верю: Стихотворения, песни. Л., 1977;
       Путешествие по квартире: стихи. Л., 1977;
       Когда мы станем взрослыми: стихи. Л., 1979;
       Ромашки на кармашках: повесть. М., 1979;
       Горожане: Книга новых стихов. Л., 1980;
       Операция «Снег»: рассказы. Л., 1984;
       Моя анкета: Стихотворения разных лет. Л., 1984;
       Прямой взгляд: стихи. Л., 1986;
       Диалог: Стихотворения разных лет. Л., 1988;
       Несколько школьных «почему?»: Раздумья о воспитании. П., 1989;
       Автострада: Книга новых стихотворений. Л., 1991;
       Стружки лирики: стихи. СПб., 1997;
       Эпиграммы и шутки. СПб., 1997;
       Микроэпохалки: эпиграммы, иронизмы, шутки. СПб., 1999;
       Сочинения в трех томах: Т.I: Стихи конца века. Т.II: Мысли моего века. Т.Ill: Рассказы конца века. СПб., 2002.

Лит.:
       Куклин Лев Валерианович // Писатели Ленинграда: Биобибл. справочник. Л., 1982. С.177;
       Фрадкина Е. Лев Многоликий // Нева. 1999. №9. С.233-235;
       Иордаке Э. Языковладельцы // Нева. 2002. №2. С.212-217;
       Фоняков И. Стихи конца века // Нева. 2004. №2. С.208-209;
       Никольский Б. Прощальное слово // Нева. 2004. №8. С.104.

И.О.Фоняков



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:06 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"