|
Жаров Александр Алексеевич
[31.3(13.4).1904, д.Семёновская Московской губ.— 7.9.1984, Москва]
— поэт.
Родился в деревне, расположенной на знаменитом Бородинском поле. Родители — крестьяне, отец вернулся с Первой мировой войны с контузией и Георгиевским крестом. После окончания 3-классной сельской школы в с.Бородино учился в Можайском реальном училище за казенный счет (благодаря военным заслугам отца).
После Октябрьской революции 13-летний Жаров организовал в реальном училище культпросветкружок, в 1918 кружок превратился в комсомольскую ячейку.
В 1919 Жаров был уже 1-м секретарем уездного комитета комсомола в Можайске, участвовал в создании бригад по ликвидации неграмотности в сельской местности.
Жаров руководил отделом печати Московского губкома комсомола, был делегатом III съезда РКСМ.
В 1921 поступил на факультет общественных наук МГУ, где семинар поэтики вел В.Брюсов, ставший первым поэтическим учителем Жарова.
В 1921 в Москве брошюрой были изданы стихи «Слово о Поволжье».
С 1921 г. печатается в комсомольской прессе, в «Правде» и «Рабочей газете». Собирает частушки, сам пишет их, выпускает сборник частушек «Красная тальянка» (1923).
Одной из самых ранних творческих удач можно считать песню Жарова «Взвейтесь кострами, синие ночи...». Она впервые была спета на большом пионерском сборе в Сокольниках в 1922 у пионерского костра; текст песни был издан отдельной листовкой и большим тиражом распространен по стране; 18-летний автор сразу стал известным поэтом.
В 1920-е выходят сборник стихов Жарова «Красная гармошка» (1923), «Ледоход» (1923), «Первомай» (1925), «Сердце горит» (1925).
В 1925 выходит 2-е изд. «Ледохода» с предисл. А.В.Луначарского.
В течение 1921-27 издается 18 поэтических книг Жарова. Его стихи поэтизируют жизнь, зовут молодежь в неизведанные дали, утверждают реальность нового мира: «Имя мое — легион! Имя мое — комсомолец!» (Жаров А. Ледоход. М., 1925. С.46). Поэтичны и сами названия книг: «Здравствуй, жизнь!» (1925), «Весенний день» (1929), «Стихи о любви» (1929).
Второй раз поэт «проснулся знаменитым» в 1926, когда «Комсомольская правда» опубликовала его поэму «Гармонь», ее читала буквально вся страна, перепечатывали местные газеты. В колоритных образах автор передавал быт, жизнь, работу, мечты молодежи 1920-х. Конфликт поэмы — между старым и новым в жизни деревни и всей страны, он разрешается моральной победой комсомольской молодежи. В поэме как бы соединились юношеский лиризм автора с романтическим образом гармони, который воплотил в себе лиризм народной души: «Гармонь, гармонь, родимая сторонка, поэзия российских деревень!» Стих поэмы напевен, отмечен близостью к народному творчеству, автор улавливает и новые интонации в фольклоре, используя современную народную песню. Внимание автора к фольклору, сам образ гармони, пришедшей из глубины веков, вызвали широкую дискуссию: одни увидели в поэме ненужную поэтизацию старины, их оппоненты — последнее слово поэзии.
Жаров был одним из основателей в 1922 литературной группы «Молодая гвардия», редактором газеты «Юношеская правда» и журнале «Комсомолия»; при поддержке Жарова в них были опубликованы первые рассказы М.Шолохова «Родинка» и «Бахчевник». Работает с начинающими авторами в литературных объединениях журналов «Смена» и «Октябрь», в «Кабинете рабочего автора», в «Литературной бригаде» «Комсомольской правды».
В конце 1920-х Жаров становится поэтом-фельетонистом, печатающимся под псевдонимом «Дядя Сарай».
Работа в Подмосковном угольном бассейне, детальное ознакомление с процессом производства вызвали к жизни сборник «Стихи и уголь» (1931).
В 1930-е Жаров посещает Днепрострой, шахты Донбасса, строительство Сталинградского тракторного и Уралмаш-завод, пишет поэмы «Комсомолец», «Варя Одинцова» и др., утверждает победное движение вперед: «Не хилыми, не дряблыми / Пойдем на штурм веков» (Жаров А. Сегодня. М.; Л., 1930. С.31).
С начала Великой Отечественной войны батальонный комиссар, журналист Жаров находился на фронте.
К осени 1941 редакция журнала «Краснофлотец» командирует своего старшего инструктора Жаров на Северный флот. 2 недели Жаров проводит на п-ве Рыбачий, где фашисты так и не смогли перейти государственную границу. В качестве руководителя литературного отдела журнала «Краснофлотец» Жаров работал на Черноморском флоте. На быстроходных катерах ходил в разведывательные рейсы, на бомбардировщиках морской авиации летал в тыл врага, по живым впечатлениям писал корреспонденции, стихи, заметки для флотских и армейских газет. В эти годы были созданы поэмы «Богатырь» (1942) — о подвиге матроса Ивана Сивкова, «Керим» (1942) — о героическом подводнике Магомете Гаджиеве, «Борис Сафонов» (1944) — об известном летчике.
Песни военной темы на стихи Жарова стали песенной классикой: «Заветный камень», «Грустные ивы», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?» Написанная в 1943 г. песня «Заветный камень» (композитор Б.Мокроусов) сразу же стала широко популярной. Оба автора песни начинали войну в Севастополе, о сражениях за Севастополь и была сложена песня: «Взошел на утес черноморский матрос, / Кто Родине новую славу принес. /Ив мирной дали / Идут корабли / Под солнцем родимой земли».
Романтическая приподнятость, юношеская сердечность, мелодичность стиха, близость к фольклорной интонации — эти черты свойственны лучшим произведениям Жарова «Песни негасимой юности» — так точно названо предисловие к одной из книг поэта.
Соч.:
СС: в 3 т. М., 1980-81;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1954;
Взвейтесь кострами!: Стихи и песни. М., 1964;
Заветный камень: Стихи, поэмы, песни. М., 1967;
Гармонь: поэма. М., 1978;
Весне навстречу: Стихи и поэма. М., 1984;
Где ты, утро раннее?: Стихотворения, поэмы, песни. 1921-1984. М., 1985.
Лит.:
Матусовский М. Об Александре Жарове // Жаров А. Стихи. М., 1964. С.3-10;
Осокин В. Песни негасимой юности // Жаров А. Взвейтесь кострами! М., 1964. С.229-285;
Мусьяков Л. Писатели на флоте в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С.189-201;
Шкерин М. Александр Жаров. М., 1980;
Сергеева М. Имя мое — комсомолец! // Огонек. 1984. №16.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|