AZ-libr.ру

информационный портал





Рубинштейн Александр Петрович [28.09.1906-05.10.1993]

Штейн (настоящая фамилия Рубинштейн) Александр Петрович
       [15(28).9.1906, Самарканд — 5.10.1993, Москва]
       — драматург, сценарист, мемуарист.
       Родился в семье служащих. Детство и юность Штейна прошли в Средней Азии, где он приобщился к революционным событиям. В годы Гражданской войны служил в отряде ЧОН (частей особого назначения), воевал против басмачей. Тогда же начал публиковать свои заметки в газете бухарской группы войск Туркестана и в «Правде Востока». Важную роль в судьбе Штейна сыграли его приезд в Петроград в 1923, учеба в ЛГУ и активная журналистская работа, в т.ч. главным редактором ленинградского театрального журнала. «Искусство и жизнь» (1935-40). Служба во время Великой Отечественной войны старшим политруком на линкоре «Октябрьская революция» и спецкором центральной газете «Красный флот» в блокадном Ленинграде навсегда связали Штейна с жизнью военных моряков, предопределили темы и сюжеты многих его пьес. Журналистика, флот и театр сформировали писательский облик Штейна и обусловили его индивидуальные черты как драматурга.
       Первые пьесы Штейна — «Нефть» (1929) и «Утопия» (1930), созданные совместно с братьями Тур и Я.Горевым, были не более чем драматизированными газетными очерками. Но уже в первой самостоятельной пьесе «Талант» (1934) проявились, хотя еще и не в полной мере, свойственные Штейну-драматургу интеллектуальное начало и умение строить психологически сложный характер. Работа над киносценариями «Балтийцы» (1936, совместно с А.Зеновиным) и «Штурм» (1939, совместно с А.Файнциммером) подвела Штейн к благотворной, но рискованной теме кронштадтского контрреволюционного мятежа 1921, воплощенной им в пьесе «Весной двадцать первого» (1939). Спустя четверть века он вернулся к этой теме, переработал пьесу, создав новый ее вариант под названием «Между ливнями» (1964). Автор счел необходимым ввести в пьесу образ В.И.Ленина и посредством его внутренних монологов усилить драматизм исторической ситуации, полнее раскрыть социальные корни кронштадтского мятежа. Однако пьеса была осуждена официальной критикой тех лет, не удовлетворенной прежде всего тем, что вождь показан «в своей кремлевской квартире, в полном одиночестве, вне круга своих соратников, вне общения с трудовым народом», лишь «произносит большие монологи наедине с собой» (Ответственность художника. Об одной неудачной пьесе // Театр. 1964. №9. С.16).
       В годы Великой Отечественной войны Штейн написал киносценарии «Подводная лодка Т-9» (1943) и неожиданную для него самого комедию «Крестовский остров» («Добро пожаловать», 1943, совместно с 3.Аграненко). Этот период не оставил в творческой биографии Штейна значительных произведений, но он дал драматургу такой запас жизненных наблюдений и такой заряд творческой энергии, которого ему хватило на долгие годы после войны. С этим связано пробуждение интереса писателя к славной истории русского флота. Пьеса «Флаг адмирала» (1950, Сталинская премия 1951) и созданный на ее основе фильм «Адмирал Ушаков» (1952) сделали имя Штейна как одному из ведущих советских драматургов. Художественное исследование истории русской революции он продолжил в пьесах «Пролог. Картины из времени революции 1905 года» (1952), «Между ливнями». Написанная в конце первого послевоенного десятилетия «Гостиница "Астория"» (1956) стала одной из наиболее известных пьес Штейна, своего рода «визитной карточкой» драматурга. В ней отразились не только живая память о прошедшей войне, но и исторический взгляд на нее с позиции человека, обогащенного знанием фактов, открывшихся позднее, в переломную эпоху второй половины 1950-х.
       Острое чутье журналиста, присущее Штейну, определило и другую особенность его творчества — постоянный интерес к современности, к злободневным ее проблемам, стремление запечатлеть жизнь в ее быстротечности. Порою это увлекало Штейна на ошибочный путь, как, например, в пьесе «Закон чести» (1948) и созданном на ее основе фильме «Суд чести» (1948, Сталинская премия 1949), втянувшими писателя в кампанию борьбы с космополитизмом. Но в большинстве пьес Штейна о современности его стремление к актуальности и остроте коллизий, к открытой публицистичности и тенденциозности давало позитивные творческие результаты. Так, пьеса «Персональное дело» (1954), несмотря на заведомую облегченность конфликта, отмеченную критикой (Щеглов М.— С. 689), сыграла своеобразную и заметную роль в истории борьбы нашей литературы за подлинно демократические принципы жизни. Сила эмоционального протеста против несправедливости, творимой по отношению к главному герою пьесы коммунисту Хлебникову, как ни странно, заставляла читателей и зрителей на какое-то время забыть о ее недостатках. По выражению одного из рецензентов, «публицистический заряд пьесы оказался сильнее ее художественных достоинств» (Огнев В. Искусство жизнестроения // Театр. 1956. №3. С.74).
       Несомненной вехой на творческом пути Штейн стала и драматическая повесть «Океан» (1960). В ней удачно соединились изображение любимой писателем среды военных моряков с публицистической остротой и жизненностью коллизии. Желание лейтенанта Часовникова после 6 лет службы уйти из флота наталкивается на решительное сопротивление командира корабля Платонова. Сберечь способного военного специалиста для флота — значит сохранить в нем личность. Таков истинный смысл борьбы за духовное выздоровление Часовникова, которая ведется в пьесе. При этом позиции героев не только словесно аргументированы, но и подкреплены смелыми, неординарными поступками. Ни одна из пьес Штейна не ставилась так широко по всей стране и не вызывала такого обилия печатных откликов, как «Океан». По мнению драматурга А.Салынского, наиболее талантливое воплощение пьеса получила в 1961 на сценах БДТ им. М.Горького (реж. Г.А.Товстоногов) и Центрального театра Советской Армии (реж. А.Дунаев).
       Ряд пьес Штейна посвящен изображению частной, семейной жизни, где доминируют столкновения нравственного порядка, непростые, порой прихотливые человеческие взаимоотношения, в т.ч. между старшим и молодым поколениями: «Вдовец» (1966), «Аплодисменты» (1967), «Ночью без звезд» (1974), «Черный гардемарин» (1980), «Он и она» (1984) и др. Эти пьесы, отмеченные любовью к человеку, стремлением выявить моральные стимулы его поступков, вызывали неизменный интерес у театров и зрителей, иногда порождая острые дискуссии (см., например: Кораллов М. К спорам о «Вдовце» // Театр. 1967. №1). Штейн не чурался и комедийного жанра, хотя и не проявил особой привязанности к нему. Наиболее известная его комедия — «Весенние скрипки» (1959), пьеса о жителях нового района Москвы, написанная в поэтической, мажорной интонации.
       Особое место в творчестве Штейна занимает созданная им в 1970-е драматическая трилогия «Художник и революция»: пьесы «У времени в плену» (1969) — фантазия на темы Вс.Вишневского, «Поющие пески» (1971) — по мотивам произведений Б.Лавренева, «Версия» (1975) — об А.Блоке и его пути к революции. Написанные в жанре литературно-биографической драмы, эти пьесы, однако, не претендуют на портретное сходство персонажей с реальными историческими лицами, а отличаются своим, авторским видением их духовного и творческого облика. Факты биографии писателей, художников революции, переплетаются здесь с судьбами героев их произведений. В таком повороте традиционного жанра критика усматривала новаторство драматурга (Зайцев Н.— С.201). К.Симонов считал, что в трилогии Штейна с особой очевидностью проявилось «лирическое, в чем-то даже исповедальное начало» (Предисл. // Избранное: в 2 т. Т.1. С.6). Логическим ее продолжением явилась автобиографическая пьеса Штейна «Жил-был я...» (1977), воспроизводящая события революционной юности героя с высоты более чем полувекового движения истории.
       Попыткой осмыслить пройденный путь, запечатлеть черты бурного исторического времени являются и мемуарные книги Штейна: «Повесть о том, как возникают сюжеты» (1964), «Второй антракт» (1975), «Небо в алмазах» (1976), «Наедине со зрителем» (1982), «Непридуманное» (1985). На страницах этих книг, демонстрирующих, по словам А.Анастасьева, «редкий дар памяти» их автора, оживают портреты многих литературных и театральных людей, с которыми сводила писателя жизнь, раскрывается творческая и сценическая история его произведений, его понимание театральной эстетики, особенностей зрительского восприятия и т. д.

Соч.:
       Киносценарии. М., 1950;
       Пьесы / вступ. статья Н.Охлопкова, прим. С.Дуниной. М., 1962;
       Повесть о том, как возникают сюжеты: в 2 кн. М., 1981;
       Наедине со зрителем / вступ. статья А.Анастасьева. М., 1982;
       Избранное: в 2 т. / предисл. К.Симонова. М., 1988.

Лит.:
       Щеглов М. Реализм современной драмы // Литературная Москва. 1956. Сб.2;
       Вишневская И. Александр Штейн // Театр. 1976. №9;
       Зайцев И. Драматург революционной темы // Нева. 1980. №5;
       Салынский А. Маленький рассказ о большом драматурге // Театр. 1986. №9.

В.П.Муромский



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"