|
Трапезников Александр Анатольевич
[31.12.1953, Хабаровск]
— прозаик, критик.
Отец — офицер, начальник следственного отдела военной прокуратуры, мать —
педагог, юрист. Род Трапезниковых, среди членов которого священники, военные,
врачи, учителя, происходит из древнегреческого города Трапезунд.
С 1956 живет в Москве.
Окончил филологический факультет Московского областного педагогического
института им. Н.К.Крупской (1980) и Институт журналистского мастерства.
Несколько лет провел в Венгрии. Активно занимался спортом, имеет несколько
спортивных разрядов (бокс, легкая атлетика, шахматы и др.). Работал в
научно-исследовательских институтах, библиотеке, конструкторском бюро, на
часовом заводе; в издательствах «Просвещение» и «Граница»; в газете «Советский
спорт»; в журнале «Наш современник»; в литературной части МХАТа, в колледже.
Первая публикация прозы — несколько миниатюр — состоялась в газете «Московский
метрополитен» (28 дек. 1978). Трапезников печатался в газете «Литературная
Россия», «Завтра», «День литературы», «Литературная газ.», «Московский
литератор» и др.; в журналах «Москва», «Наш современник», «Октябрь», «Огонек»,
«Московский вестник», «Пограничник», «Смена», «Роман-газета», «Подъем»,
«Проза», «Литературная учеба»; в альманахе «Истоки» и др. Трапезников — автор
35 книг прозы и художественной публицистики.
Член СП России с 1994.
Сам писатель так характеризует свою творческую эволюцию: «юмористические
рассказы начала восьмидесятых годов; "деревенская проза"»; остросюжетные
повести начала девяностых; социально-криминальные романы; лирическая проза;
романы с православной тематикой... Отношу себя к писателям патриотического,
православного направления» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ РАН).
Произведения Трапезников отличает остросюжетность и некоторая брутальность
того, что происходит, как правило, с героями. Рассказы и повести Трапезникова
экзистенциальны по настрою и дают читателю мало надежды на благополучный исход.
Но в этом проявляется соответствие правде современной жизни. К.Кокшенева так
высказалась по поводу этой особенности прозы Трапезникова и его современников:
«В таком исходе (смерть героя), конечно, есть явная усталость литературы.
Хороший человек — герой прозы 90-х годов — терпит поражение в пространстве
рыночного, потребительского, хватательного земного мироустройства. Хороший
человек теперь пьет (герой прозы Паламарчука, Трапезникова, Козлова) и умирает
не за великую идею, не за светлое будущее, не за свободу и равенство — он
умирает за возможность оставаться "просто" человеком» (Кокшенева К. Революция
низких смыслов. С.84).
Во многих произведениях Трапезникова персонажи оказываются в тупиковых,
безвыходных ситуациях, своего рода «мышеловках». Так, в повести «Печальное
плавание» (Московский вестник. 1995. №2) фабула строится на том, что из двух
дезертирующих со службы солдат один, русский, оказывается в бегах случайно,
против воли, а второй, выходец из национальной республики, все планирует
заранее, но в решительный момент трусит и сдается. В построении сюжетных
коллизий, основанных на безвыходности, Трапезников отчасти отталкивается от
опыта писателей-экзистенциалистов, а также В.Богомолова и В.Быкова. Критик
Н.Переяслов предложил специальный термин, который соответствует, по его мнению,
прозе таких писателей, как Трапезников,— «авантюрреализм» (Проза. 2000. №1.
С.156).
Для произведений Трапезников характерно динамичное развитие сюжета,
психологически точные характеристики героев, юмор. Нередко в его прозе
присутствуют детективное, приключенческое, а также мистическое начала
(например, повесть «Особые услуги» — Московский вестник. 2003. №3). Остро и
выразительно выстроенный внешний ход событий не мешает автору касаться
глубинных вопросов человеческого существования, экзистенциальных и мистических
проблем, злободневных социально-нравственных моментов. Герои существуют в
нелегких условиях времени общественно-политических перемен, страдают и
мучаются, верят и отчаиваются, любят и ненавидят, но всегда сохраняют в себе
подлинные гуманистические качества, соответствие высшему предназначению
человека. Для большинства прозаических произведений Трапезникова характерно
пограничное состояние героев между жизнью и смертью. Это держит читателя в
напряжении, хотя иногда это представляется несколько навязчивым.
Особое место в прозе Трапезникова занимает историческая тема. Он участвовал в
проекте ОКТА-принт «Тамплиеры», создав роман «Великий магистр» (1996), написал
ряд книг, действие которых происходит в отдаленные времена. Историческая проза
Трапезникова, как правило, верна фактуре минувших эпох, но читается легко, как
современная проза. Он старается не архаизировать язык, склонен к стилистике
беллетристической литературы.
Трапезников известен и как новеллист. Сборники его малой прозы — «Третьего не
дано» (2000) и «Фигура умолчания» (2002) отличаются остросюжетностью, емкостью
прозаического слова, точностью деталей современой городской, главным образом
столичной, жизни.
Произведения Трапезников переведены на немецкий язык и изданы отдельной книгой
— «Der Knabe Jahrhundert» (Берлин, 1992).
Периодически выступает с полемическими статьями, посвященными жанру детектива
(Защита жанра // Литературная Россия. 1996. №38); «женской» литературе
(Беллетризерши // Проза. 2001. №2), современному литературному процессу
(Хоккей, гексоген и Поттер // Проза. 2002. №2). Трапезников — полковник Союза
казачьих формирований, член православной казачьей миссии.
Лауреат премии «Золотое перо Московии», награжден дипломами за лучшие
публикации в журнале «Наш современник» и «Советская женщина»; в 2001
номинировался на премию «Национальный бестселлер России», получил премию
журнала «Московский вестник» за 2003.
Живет в Москве.
Соч.:
Встречи. М., 1987;
Комментатор Троянской войны. М., 1988;
Бороться, чтобы побеждать. М., 1990;
Отдохнем на том свете. М., 1992;
Московские оборотни: роман. М., 1995;
Мышеловка: роман. М., 1996;
Игры идиотов: роман. М., 1997;
Проект «Мегаполис»: роман. М., 1996;
Завещание Красного Монарха. М., 1997;
Мне ли бояться!: повести. М., 1998;
Убит — подвинься! М., 1999;
Операция «Ноев ковчег». Тамбов, 2001;
Тень Луны. М., 2001;
Механический рай. М., 2001;
Здравствуй, я твоя С. М., 2001;
Убийственный пароход. М., 2001;
Великие русские путешественники. М., 2003;
Царские врата. М., 2003.
Лит.:
Латынина А. Ствол и крона // Литературное обозрение. 1986. №10;
Кокшенева К. Тоска по идеализму // Литературная Россия. 1995. №12;
Берберова Н. Курсив мой. М., 1996. С.623;
Лемешев Б. Приговор писателю Трапезникову // Журнал любителей детектива. 1997.
№3;
Гер-Маркарьян А. После боя // Литературная Россия. 1997. №29;
Переяслов И. Непляжное чтиво // День литературы. 2001. №10;
Кокшенева К. Революция низких смыслов: О современной русской прозе. М., 2001.
С.79-84;
Переяслов Н. О дефиците любви // Литературная газета. 2001. №37;
Гер-Маркарьян А. Страна художника — одиночество // Литературная Россия. 2002.
№1-2. С.4-5.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|