|
Чаянов Александр Васильевич
[ 17(29).1.1888, Москва — 3.10.1937, Алма-Ата]
— прозаик.
Родился в московской разночинной семье. Отец — из крестьян Владимирской губ. Мальчиком он работал на одной из ткацких фабрик Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г.Вятки, была в первой группе женщин, допущенных к учебе в Петровской земледельческой и лесной академии, окончила ее. Она оказала большое влияние на формирование вкусов, литературных и художественных пристрастий Чаянова.
Начальное образование Чаянова было домашним. С детства он владел основными европейскими языками. Продолжил образование в одном из лучших московских реальных училищ — частном училище К.П.Воскресенского. В 1906 поступил в Петровскую академию, как по традиции москвичи называли Московский сельскохозяйственный институт. По замечанию одного из студентов академии, она «не давала ни чиновной, ни денежной карьеры. Лучшим в ней элементом были те из окончивших среднюю школу, которые шли сюда или ради ее революционной репутации, или для изучения естественно-исторических и общественных наук...».
На 2-м курсе определились научные интересы Чаянова. Он занялся земельными науками. В кружке общественной агрономии (КОА), одним из активных членов которого он был, вырабатывались его «взгляды и мировоззрение, вылившиеся в построение кооперативного идеала и новой теории крестьянского хозяйства, организационно-производственной». О значимости идей Чаянова для нашего времени написано многими специалистами. В своей теории развития крестьянского хозяйства Чаянова, как заметил его первый биограф Вл.Муравьев, «исходил из тщательного изучения и глубокого уважения объективных внутренних законов существования и деятельности крестьянского хозяйства... отрицал сам принцип попыток насилия над объективными законами...».
В предреволюционные годы Чаянов был крупнейшим ученым в области организации сельского хозяйства. Он читал курсы лекций в Петровской академии, Московском университете, университете Шанявского. Его привлекали для консультаций и работы общественные и государственные организации, связанные с сельским хозяйством. Он выдвигался на должность товарища министра во Временном правительстве. После Октябрьской революции Чаянов создал Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, был его директором, занимал различные руководящие посты в Центросоюзе, ездил советником на Генуэзскую конференцию. Некоторые работы Чаянова использовались Лениным, когда он писал статью «О кооперации».
Во второй половине 1920-х взгляды Чаянова и его школы объявили антимарксистскими. В 1929 на конференции аграрников-марксистов в Москве Чаянова обвинили в стремлении реставрировать капитализм в СССР. 21 июля 1930 Чаянов был арестован в президиуме ВАСХНИЛ. Одновременно арестовали и многих его друзей — видных экономистов Н.Д.Кондратьева, А.Н.Минина и др. Чаянову предъявили обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии». Вел дело Агранов, который, используя различные способы психологического давления, вынудил Чаянова оговорить себя. В марте 1931 после судебного процесса по делу «контрреволюционной организации "Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)"», на котором «кулацко-эсеровская группа Кондратьева-Чаянова» обвинялась в намерении организовать кулацкие восстания, Чаянов был приговорен к 5 годам тюремного заключения и отправлен в Суздальскую тюрьму.
После 4-летнего заключения Чаянов был сослан в Алма-Ату, где работал в сельскохозяйственном институте. Осенью 1937 он снова был арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян в тот же день.
Как незаконно репрессированный Чаянов был реабилитирован в 1956. Обвинения по делу ТКП «за отсутствием события или состава преступления» — т.е. после признания их полностью ложными — были сняты с Чаянова постановлением Верховного Суда СССР 16 июля 1987.
Круг интересов Чаянов не замыкался рамками профессиональной и связанной с ней общественной деятельности. В юности увлекшись коллекционированием икон и гравюр, он изучал историю искусства и коллекционирования, написал несколько работ на эту тему: «Московские собрания картин сто лет назад» (1917), «Старая западная гравюра» (1926) и др. Чаянов и сам занимался гравированием по дереву.
Постоянно входила в его круг интересов история Москвы. В обществе «Старая Москва», членом которого он был, Чаянов сделал ряд докладов о топографии Москвы. По истории и топографии Москвы Чаянов читал лекции в университете Шанявского и Московском университете, опубликовал работы «История Миусской площади» (1918) и «Петровско-Разумовское в прошлом и настоящем» (1925).
Литературное творчество наравне с другими занятиями было частью образа жизни Чаянова. Писать он начал рано, вероятно, еще в реальном училище. В годы учебы в Петровской академии входил в один из московских литературных кружков, но в какой — неизвестно. В 1912 был издан сборник стихов Чаянова «Лелина книжка». Сборник Чаянов послал В.Брюсову.
В дальнейшем Чаянов писал прозу. В 1918-28, во время его наиболее напряженной профессиональной и общественной деятельности, он под псевдонимом «ботаник X» опубликовал 5 повестей: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), «Венецианское зеркало, или Удивительные похождения стеклянного человека» (1923), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, описанные по семейным преданиям» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» (1928). Все они вышли в издании автора, за его счет.
В 1920 Чаянов опубликовал под именем И.Кремнева повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Эта книга была опубликована Госиздатом и, по некоторым воспоминаниям, вышла по указанию Ленина. Ее открывало предисловие В.В.Воровского, который замечал: «...эта утопия — явление естественное, неизбежное и интересное... Она имеет те преимущества, что написана образованным вдумчивым человеком... Он пишет искренно то, во что верит и чего желает; это придает его утопии бесспорный интерес». «Путешествие...» — не столько утопия в привычном понимании, сколько изложение взглядов Чаянова на будущее России, на устройство процветающей крестьянской страны. Это взгляды человека, убежденного в том, что крестьянское дело должно быть «действительно мощным социальным движением, а не предприятием только!».
Остальные свои повести сам Чаянов относил к жанру романтических. При этом они не являются просто подражанием сочинениям XIX в.
Они также не стилизации и уже тем более не пародии. В повестях Чаянова, независимо от времени их действия, разворачивается характерный романтический конфликт — схватка героя с судьбой, попытка человека освободиться от власти неведомых и чуждых ему сил, не подчинить свою жизнь их вмешательству. В десятилетие, когда создавались повести Чаянова, этот «романтический» конфликт приобрел новую и опасную оптимистическую актуальность.
Соч.:
Венецианское зеркало: повести / вступ. статья и примеч. В.Б.Муравьева М., 1989 (Из наследия)
Лит.:
Муравьев В.Б. Творец московской гофманиады // Чаянов А.В. Венецианское зеркало М, 1989,
Кабанов В.В. Александр Васильевич Чаянов // Вопросы истории. 1988. №6;
Кабанов В.В. Краткий биографический очерк [о Чаянове] // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство.
Избранные труды. М., 1989;
Балязин В.Н. Профессор Александр Чаянов. М, 1990
О.И.Козлова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|