|
Ауслендер Сергей Абрамович
[18(30).9.1886 (по др. сведениям — 25.9(7.10).1886), Петербург — 3.1.1943; в
заключении]
— прозаик драматург, критик.
Отец писателя был выходцем из купцов, мать — из дворянской семьи, уроженка
Ярославской губ., сестра известного поэта и прозаика М.А.Кузмина. Окончив в
1906 7-ю петербургскую гимназию, Ауслендер учился на историко-филологическом
факультете Петербургского университета (курса не завершил). Печататься начал в
1905 (рассказы «Кровь», «Из дневника гимназиста»).
С 1906 сотрудничал в модернистских журналов «Золотое руно», «Весы», с 1909 — в
«Аполлоне». Ауслендер считался одним из лучших прозаиков-стилизаторов начала XX
в. Он придавал большое значение этому жанру, занимавшему место где-то на
границе серьезной литературы и легкой беллетристики. «История всего
человечества,— считал Ауслендер,— дала нам неисчерпаемое богатство
разнообразнейших форм и красок. Художник волен пользоваться всеми» (Золотое
руно. 1908. № 3-4. С.120).
В 1908 в Москве вышел его первый сборник «Золотые яблоки», который составили
исторические рассказы из эпохи итальянского Возрождения, французской революции
(«Бастилия взята», «Вечер у господина де Севираж», «Месть Джироламо Маркезе» и
др.). Критик Ю.Айхенвальд, отметив «простой, но изысканный и немногословный
стиль» новелл Ауслендера, писал, что художник грациозно скользит «по событиям
отжившей эпохи, и она воскресает под нежной и прозрачной дымкой, в намекающих
очертаниях, далекая и близкая одновременно» (Русская мысль. 1908. №5. Отд. III.
№6. С.69-97). М.Гершензон обратил внимание на умение автора «выразить полноту
жизни самой фабулой» (Вестник Европы. 1908. №7. С.340). Андрей Белый отозвался
о прозе Ауслендера уничижительно-сурово: «Все прикрыто беспредметным
изяществом: стилизованная вуаль, а под ней — убожество мысли, чувства,
творчества» (Весы. 1908. №6. С.69). Сам Ауслендер так определял жанр рассказов,
вошедших в сборник: «новеллы из занятной книги любовных и трагических
приключений». Действительно, почти все его новеллы-стилизации пронизаны
романическими интригами. Он ценил в своих героях и героинях готовность
подчиниться стихии чувств и желаний, изящество страстных жестов, мечтательность
и отвагу. Ауслендер уделял пристальное внимание такому канону избранного им
жанра, как событийная насыщенность и занимательность. Быстрая смена эпизодов,
таинственность, туманные намеки — неотъемлемые черты его повествовательной
манеры.
Когда в 1912 вышел второй сборник прозы Ауслендера («Рассказы»), М.Кузмин
отметил, что эта книга явила «цельного, оригинального и серьезного писателя,
имеющего свой слог, свои пристрастия и старающегося сознательно, упорно и
любовно расширять свой диапазон» (Аполлон. 1912. №3-4. С.103). Материал для
новых рассказов-стилизаций («Ставка князя Матвея», «Туфелька Нелидовой», «Ганс
Вреден» и др.) Ауслендер черпал уже из отечественной истории. Во вступлении к
циклу рассказов «Петербургские апокрифы», составившему основную часть книги,
автор писал: «Прими, любезный читатель, несколько историй, навеянных грезами о
славном, веселом, жестоком и необычайном Петербурге минувшего. То, что вычитал
в старых книгах с пожелтевшими страницами, то, что пригрезилось в странные часы
сумерек, то, что рассказали мне безмолвные свидетели великих тайн,— соединил я
в этих историях...» Имитируя литературный язык прошлого, Ауслендер во всем
остальном домысливал, фантазировал, импровизировал. Мифологичность
представлений о загадочном Петербурге как бы уравновешивалась достоверностью
стиля. Произведения 2-й части книги, написанные в символико-реалистической
манере (повесть «У фабрики» и др.), во многом автобиографичны.
Среди прозаических вещей Ауслендера заслуживает внимания роман «Последний
спутник» (1913), в котором воссоздан литературный быт Москвы и Петербурга эпохи
Серебряного века; среди героев легко узнаются такие известные писатели, как
В.Брюсов, М.Кузмин и др.
В 1920-е Ауслендер сочинял в основном историко-революционные и приключенческие
повести для юношества: «Много впереди» (1924), «Случай на море» (1925), «Черный
вождь» (1925), «Колька Ступин» (1924) и др.
В 1937 Ауслендер был репрессирован.
Соч.:
Золотые яблоки: рассказы. М., 1908;
Рассказы. СПб., 1912. Кн. II; СС Т. 1-5, 7. М., 1928.
Месть Джироламо Маркезе. Ганс Вреден // Новый журнал. 1995. №2. С.93-108.
Лит.:
Автобиография // Писатели. Автобиографии и портреты совр. русских прозаиков.
М., 1928;
Шолок Э. Живые документы первых пореволюционных лет: О творчестве С.Ауслендера
// Детская литература. 1968. №3;
Шубин Э.А. Художественная проза в годы реакции // Судьбы русского реализма
начала века. Л., 1972;
Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме стилизации в русской прозе начала XX в. //
Hungaro-Slavica. 1978. Bdpst, 1978. С. 389-402;
Быстров В., Ясенский С. В поисках утраченного времени // Новый журнал. 1995.
№2. С.88-90.
В.Н.Быстров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|