|
Ромашов Борис Сергеевич
[18(30).6.1895, Петербург - 6.5.1958, Москва]
— драматург.
Родился в семье актеров. Отец — Сергей Максимович Ромашов — в 29 лет умер от
чахотки. Мать — Екатерина Васильевна, «очень энергичная женщина, образованная
всесторонне, актриса и музыкантша», выступавшая под псевдонимом Мещерская —
переехала в Киев, где работала в театре Соловцова.
«С ранних лет я имел непосредственное отношение к театру, исполняя разные
детские роли в спектаклях, и мечтал стать актером»,— вспоминал Ромашов. В годы
учебы в 1-й Киевской гимназии Ромашов участвовал в любительских спектаклях,
занимался живописью. К этому времени относятся первые литературные опыты — в
основном стихи. Окончив гимназию в 1915, Ромашов поступил на юридический
факультет Московского университета, но «учился в нем мало и нерадиво».
Одновременно с учебой Ромашов работал в профессиональном театре, где много
играл («Время моей профессиональной работы в театре охватывает с небольшими
перерывами 1916-1921 гг.»). Кроме работы в театре Ромашов посещал различные
литературные кружки, занимался журналистикой: писал театральные рецензии и
фельетоны в стихах.
В 1920 Ромашов стал актером и режиссером 1-го Советского театра в Пятигорске,
открыл свою драматическую студию, работал в газете «Терек». В это же время
Ромашов написал свои первые пьесы: «Сон гражданина Обухова» — сатирическую
комедию и «Банкет Капитала» — агитгиньоль, которые нигде не пошли. На Кавказе
Ромашов встретился с А.В.Луначарским, которому послал свои пьесы и стихи.
Луначарский посоветовал Ромашову ехать в Москву и заниматься драматургией и
журналистикой.
В 1922 Ромашов переехал в Москву. Работал как рецензент, был заведующим
театральным отделом «Известий», режиссером и завлитом в театре «Комедия (бывший
Корш)».
В 1925-27 Ромашов был режиссером Театра Революции, где шли его пьесы.
Первая увидевшая сцену пьеса Ромашова — «Федька-есаул» — была написана по
заданию Главполитпросвета в 1923. В дек. 1924 драма была показана Студией
Малого театра. Пьеса была посвящена Гражданской войне. Сам драматург говорил о
ней: «Мне приходилось бывать в станицах в эти годы, и моих наблюдений
накопилось достаточно, чтобы передать виденное и слышанное в драматической
форме». «Ликвидация добровольческих банд на юге России и победа Красной Армии,
классовые противоречия, ярко вскрытые Гражданской войной, богатое казачество и
батраческие силы — вот стержень на котором построено содержание пьесы
Ромашова», — писал один из рецензентов. Пьеса Ромашов оказалась среди первых
советских пьес о современности.
В 1925 в Театре Революции была поставлена сатирическая комедия Ромашова
«Воздушный пирог». В бытовой комедии о нэпе Ромашов вывел на сцену новых для
театра персонажей: «разных дельцов-бизнесменов, копировавших американских
капиталистических воротил и спекулянтов». Современная злободневная пьеса
пользовалась большим успехом — за короткое время она была представлена более
150 раз.
Следующая сатирическая комедия Ромашова «Конец Криворыльска» (1926) была
написана специально для Театра Революции. Драматург хотел «показать в пьесе
борьбу нового со старым и победу нового. Недаром в конце старый Криворыльск
переименовывается в Ленинск».
Последней пьесой Ромашова для Театра Революции оказалась комедия «Матрац».
«Хотелось написать комедию с элементами народного фарса, — вспоминал Ромашов —
Но мне не удалось ее "добить", доделать до конца». Постановка пьесы оказалась
неудачной.
В течение всей работы в Театре Революции устремления драматурга, с юных лет
приверженца традиционного театра, сталкивались со стилем режиссуры учеников и
соратников Вс.Мейерхольда, которые ставили его пьесы. Постановки, режиссерские
и художнические решения его пьес вызывали постоянное недовольство Ромашова.
После неуспеха «Матраца» отношения Ромашова с Театром Революции были разорваны.
В феврале 1929 на сцене Малого театра была показана новая пьеса Ромашова —
драма «Огненный мост», пьеса об интеллигенции и революции. Спектакль
пользовался большим успехом — в репертуаре театра он держался 10 лет. Ромашов
стал постоянным драматургом Малого театра, для него театр стал «подлинно вторым
университетом, большой серьезной школой». В тридцатые годы в Малом театре были
поставлены пьесы Ромашова «Смена героев» (1930), «Бойцы» (1934), «Родной дом»
(1938).
В 1940-45 Ромашов для Театра железнодорожного транспорта написал комедии «Со
всяким может случиться» (поставлена в 1940) и «Знатная фамилия» (поставлена в
1945 г.).
В 1947 Малый театр поставил пьесу Ромашова «Великая сила». Пьеса была удостоена
Сталинской премии 1-й степени и посвящалась «борьбе с космополитизмом», «борьбе
за приоритет советской науки». 20 лет (1938-58) Ромашов преподавал в
Литературном институте, руководил семинаром по драматургии. Постепенно усилиями
Ромашова был создан факультет драматургии.
В историю советской драматургии и театра Ромашов вошел прежде всего как
комедиограф, автор «Воздушного пирога» и «Конца Криво-рыльска» — первых бытовых
сатирических комедий в советском театре. По определению своего друга,
постановщика многих его пьес на сценах Москвы и Ленинграда Н.В.Петрова, Ромашов
был, прежде всего «требовательный и великолепно знающий театральную машину,
профессионал — технолог — мастер».
Соч.:
Пьесы. М., 1954;
Звезды не могут погаснуть: Из неизданного. М., 1966.
Лит:
Вместе с вами. Борис Сергеевич Ромашов [Биографическо-документальные материалы
писателя]. М., 1964.
О.И.Козлова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|