Ясенский Бруно [17.07.1901-20.10.1941]

Ясенский Бруно (русское имя Виктор Яковлевич Ясенский)
       [17.7.1901, местечко Климентов Радомской губ., Польша — 20.10.1941, в заключении]
       — прозаик, поэт.
       Русское имя возникло после переезда в СССР в 1929. Родился в семье врача, отец лечил крестьян преимущественно без оплаты и в округе прослыл чудаком. Ясенский печатался с 1918. Окончил Краковский университет. Первый сборник стихов на польском языке — «Сапог в петлице». В 1922 начинает переводить стихи В.Маяковского и С.Есенина. В поэме «Песня о голоде» (1922) призывает к социальной революции. В 1924 издает сборник стихов «Земля влево», становится литературным редактором львовской коммунистической газете «Народная трибуна», переводит на польский язык В.И.Ленина, произведения В.Маяковского, И.Эренбурга, Б.Пильняка, А.Мариенгофа, печатает их в «Рабочей трибуне». Публикуетво Львове свою первую повесть «Ночи Изольды Морган».
       Был связан с польским авангардизмом и футуризмом, от футуристических стихов эволюционировал к «скупой простоте» народной эпопеи «Слово о Якубе Шеле». Эта поэма посвящена крестьянскому восстанию в Галиции в 1846, но она перекликалась с современной польской действительностью. Героика крестьянского восстания передана в стихах ритмически разнообразных и богато инструментованных, при этом красочность и много-звучность образов обусловлены самой сущностью произведения, драматизмом народного движения. С народной поэзией органично созвучны и оригинальные сравнения автора, например: «И, как черных злой арендатор, / Заграбастает землю закат». По мнению А.Гидаша, «Слово о Якубе Шеле» «смело можно считать вершиной» поэтического творчества Ясенского, «одним из прекраснейших творений польской поэзии» (Слово о Якубе Шеле. М., 1962. с.9). Поэма в 1926 была завершена и затемиздана во Франции.
       После прихода к власти в Польше Пилсудского и разгрома «Рабочей трибуны» Ясенский в 1925 был вынужден эмигрировать во Францию. В Париже, будучи рабочим автозавода, вступает во Французскую коммунистическую партию, организует рабочий театр, собирает материал для романа о жизни польских горняков во Франции. На подмостках французских рабочих театров десятки раз ставится и пользуется большим успехом пьеса Ясенского «Галицийская жакерия». Ясенский пишет стихи: «Город» (1921), «Марш краковских повстанцев» (1923), «Марсельеза» (1924), «Заложники», «Французским пролетариям» (1927) и др. В ответ на антисоветский памфлет П.Морана «Я жгу Москву» Ясенский за 3 месяца создает свой первый «международный» роман «Я жгу Париж». Его публикация в газете «Юманите» явилась поводом для высылки автора из Франции, он был арестован и в наручниках доставлен на границу. Вернулся во Францию нелегально и был арестован снова.
       22 мая 1929 по приглашению советского правительства приехал в СССР, который стал его второй родиной, где роман «Я жгу Париж» уже был издан необычайно большим по тому времени тиражом в 140000 экземпляров.
       Уже в начале пути Ясенский тяготел к международной, глобальной тематике, он обладал удивительной способностью усваивать языки, осваивать национальные культуры различных народов, писал по-польски, по-французски и по-русски, переводил с немецкого, протестовал против разгрома украинских школ и культурных организаций в Польше, имел отношение к процессам развития белорусской литературы, пропагандировал культуру Таджикистана. В Москве Ясенский редактирует польский журнал «Культура масс», в 1930 на Всемирном конгрессе революционных писателей в Харькове избран редактором журнала «Интернациональная литература».
       С 1930 пишет на русском языке, печатает статьи в «Правде», «Известиях», «Литературная газета», журнал «Новый мир», «Октябрь» и др. На русском языке пишет стихи «Пролог к поэме», «Песня рабочих заводов Шнейдер-Крезо», «Железные крыши и окна квартир...», «Тост». В этих стихах «поют голубые арыки Ташкента», «плещется ночью беспечный Тифлис», автор вспоминает «отчаянный город — Владивосток», «город лихой и чубатый наш Киев», «любимый журчащий мой Сталинабад», он свидетельствует: «В Советской стране каждый камень мне дорог. / По ней исходил я немало дорог...»
       В 1931 Ясенский написал пьесу-гротеск на современную западную социал-демократию «Бал манекенов». В 1932 выпустил в Москве драматическую поэму «Галицийская жакерия», которая ставилась во Франции. В Москве был инсценирован роман «Я жгу Париж». Ясенский работал в Оргкомитете по подготовке I съезда советских писателей, был его делегатом, затем стал членом правления СП СССР. Принимая участие в поездках по стране, в 1930 в первый раз прилетел в Среднюю Азию как член правительственной комиссии по размежеванию Таджикистана и Узбекистана.
       В составе делегации Таджикистана участвовал в работе VIII Чрезвычайного съезда Советов.
       Таджикистан вдохновил Ясенского на создание его наиболее значительного произведения — романа «Человек меняет кожу» (1932-33). Автор увлечен своеобразием жизни восточной республики, по его словам, «советское среднеазиатское солнце имеет весьма целебные свойства». В событиях этого романа находит воплощение страстное желание его автора «сегодня, а не завтра изменять мир». Автор захвачен пафосом строительства в пустыне, он прослеживает эволюцию первого таджикского инженера Уртабаева, рост Керима, который становится вожаком комсомольцев и героем стройки. Важным идейно-психологическим открытием Ясенского явились и образы зарубежных инженеров (американец Кларк и др.), которые, приехав учить, учатся сами — ударным темпам стройки у новатора Уртабаева.
       Роман сложен по композиции. Это роман-диспут, он обильно насыщен идеологической полемикой, в повествование включены документы, присутствуют элементы детективного жанра. Роман написан с глубоким проникновением в особенности жизни Таджикистана, восточный колорит точно и органично передан в национальных чертах героев. Немаловажную роль в архитектонике романа играет и насыщение текста восточными афоризмами, поговорками, преданиями. Образный строй метафоричен, насыщен впечатляющими сравнениями, например, поезд ползет, «будто изрезанный на куски дождевой червь», экскаваторы на краю котлована, «вытянув шеи, удивленно заглядывали вниз». В прозаический текст своеобразно и ненавязчиво входят стихи, структурно в тексте не выделяемые, например: «Поезда идут на север средь седых слегка лесов. Поезда идут на запад. Поезда идут на юг. Поезда вращают землю, точно белка колесо. Танец начат. Сосны скачут. Люди плачут и поют».
       В 1934 Ясенский издал книгу «Кишлак в ущелье», в 1936 — повесть «Нос», высмеивающую расистские теории, написал также новеллы «Мужество», «Главный виновник», публицистические произведения. С 1936 работал над остроконфликтным антифашистским романом «Заговор равнодушных». Фашистский агент организует кампанию интриг и клеветы против молодого журналиста Гаранина. Автор показывает, как уступничество перерастает в поведении окружающих в отступничество. В условиях нарушений законности в 1930-е Ясенский осмелился в романах «Человек меняет кожу» и «Заговор равнодушных» выступить против необоснованных репрессий. Более того, он открыто выступил в защиту деятелей культуры, подвергавшихся критике и гонениям. В 1937 Ясенского обвинили в антипартийной деятельности, пособничестве врагам, он был незаконно арестован. Посмертно реабилитирован.
       Во время оккупации Польши там была подпольно издана книжечка стихов Ясенского. Переиздавались его произведения, в 1959 в СССР был снят кинофильм «Человек меняет кожу», в 1962 Варшавский театр поставил поэму «Слово о Якубе Шеле». Часть 1-я оставшегося незаконченным романа «Заговор равнодушных» была опубликована в 1956. Эпиграф к роману стал знаменитым: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Соч.:
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1957;
       Избранное. М., 1988;
       Я жгу Париж: роман. М.; Л., 1930;
       Стихи. М., 1931;
       Сын рикши. М.; П., 1931;
       Слово о Якубе Шеле: поэмы и стихотворения. М., 1962;
       Я жгу Париж. Главный виновник. Заговор равнодушных. М., 1986;
       Человек меняет кожу: роман. Пермь, 1990, и др. изд.

Лит.:
       Озеров В. Живые нити времени // Знамя. 1956. №10;
       Кардин В. Верность времени. М., 1962. С.255-261;
       Гидаш А. Бруно Ясенский // Ясенский Б. Слово о Якубе Шеле. М., 1962. С.3-20;
       Давшан А. Интернациональная тема и приемы ее воплощения в творчестве Бруно Ясенского. Ташкент, 1974;
       Мельгунов Б. «Герольд коммунизма бессмертных идей» // Ясенский Б. Человек меняет кожу. Л., 1980. С.517-527;
       Гордон Я. Свеча и кувшин // Памир. 1981. №2;
       Берзинь А. Бруно Ясенский // Ясенский Б. Человек меняет кожу: роман. М., 1988. С.563-573;
       Лукьяненко Е. Бруно Ясенский: уроки интернационализма// Радуга. Киев. 1988. №2;
       Оскоцкий В. Бруно Ясенский — поэт, драматург, прозаик // Ясенский Б. Избранное. М., 1988. С.3-24;
       Афанасьев В. События и судьбы. Самара, 1992. С.66-69;
       Дымерская Л. Демарш против Сталина?: О повести Б.Ясенского «Нос» // Новое литературное обозрение. М., 1998. №31;
       Кислова Л.С. Оппозиция «Восток-Запад» в романе Б.Ясенского «Человек меняет кожу» // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра: сборник научных трудов. Саратов, 2001. С.197-204.

В.А.Шошин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:34 UTC