|
Попов Валерий Георгиевич
[8.12.1939, Казань]
— прозаик.
Родился в семье биолога.
В 1963 окончил Ленинградский электротехнический институт им. В.И.Ульянова-Ленина (ЛЭТИ). По утверждению самого писателя, с точки зрения литературной ЛЭТИ был «вуз блистательный, знаменитый капустником "Весна в ЛЭТИ"». Студенты отличались стремлением к остроумию, игре со словом, вдохновенно шутили и устраивали розыгрыши. Поэтому несмотря на техническое образование Попов с юности отличался необыкновенным чувством слова, писал стихи. Попов участвовал в литобъединении при издательстве «Советский писатель», его первые литературные опыты одобрил М.Л.Слонимский. После окончания института работал в НИИ инженером. В одном из интервью Попов рассказывал, каким образом он начинал писать рассказы: «Как-то я сидел в лаборатории и читал детектив под столом. Там была фраза: "Раздался выстрел — Сергеев взмахнул руками и упал замертво. Андреев насторожился...". Этот глагол меня потряс — друга убили, а герой всего лишь насторожился. И я написал рассказ "Случай на молочном заводе", когда шпиона ловят в твороге, этот творог съедают, а потом он убегает в масло — и приходится есть масло. Рассказ выплеснулся — и я определился» (Общая газета. 2001. №12).
Первый рассказ «Я и автомат» был опубликован в сборнике «Испытание» в 1963.
В 1970 Попов закончил сценарный факультет ВГИКа (заочно), что существенным образом повлияло на поэтику его рассказов (кинематографическое соотношение ближнего и дальнего плана, особый монтаж, усиленная роль детали, «разорванная стилистика» произведения, цветовые доминанты...). В 1969 вышел в свет первый сборник рассказов Попова «Южнее, чем прежде», в 1970 он стал членом СП СССР, в 1980-е возглавлял секцию прозы, был заместителем председателя Ленинградской организации СП, до 1999 руководил отделением ПЕН-центра в СПб.
Становление Попова как писателя происходило в литературной компании ленинградских литераторов Е.Рейна, А.Наймана, И.Бродского, А.Битова, В.Аксенова. Однако «ленинградская школа» дала молодому автору лишь чувство свободы, верности своему творческому мироощущению, особый «питерский стиль», отдаленный от идеологических и социальных веяний эпохи. Его художественный мир уникален и неповторим. Если попытаться его сравнить с близкими ему художниками, то лишь на дальней периферии можно обнаружить нечто сближающее его С.Довлатовым — лаконичность художественного осмысления мира, афористичность, иронию, фрагментарность текста и вместе с тем определенную близость всех произведений, составляющих особую «гротесковую» эпопею современной жизни.
Гротеск, по утверждению Попова, «блеск литературы», «создать гротеск — значит войти в вечность. Гротеск — самое легкое разрешение ужаса» (Общая газета. 2001. №12. 22-28 марта). Гротеск — главный художественный принцип прозы Попова. Однако он служит не только сатирическому осмеянию действительности и пошлости социального бытия, он выявляет и преувеличивает красоту и необыкновенность мира, который мерцает на грани прекрасного и безобразного, светлого и мрачного, веселого и трагического. По мнению Попова, литература должна быть «взъерошенной, рваной, напряженной и взвинченной» (Вопросы литературы. 2001. №6. С.213). И вследствие этого автор останавливается лишь на отдельных моментах человеческой жизн (которые выбирает совершенно произвольно): то грустно-лирических, то гротесково-ироничных, то развивающихся в русле оптимистической трагедии. П.Вайль и А.Генис считают, что Попов пишет «квантами»: «"Зернистость" прозы Попова совершенно объяснима: она составлена из тех зерен истины, которые он усмотрел и выхватил из хаотического потока бытия» (Звезда. 1989. №9. С.200).
Хотя Б.Стругацкий в предисловии к сборнику «Праздник ахинеи» (1991) утверждал, что «Валерий Попов — это Зощенко сегодня», сам автор относится к классическим традициям более чем осторожно, считая, что современная жизнь развивается в совсем иных пределах и масштабах, «вне идеи, дисциплинирующей и поучающей», что, по его мнению, свойственно классике.
Первые рассказы писателя «Рыба-гвоздь», «Случай на молочном заводе», «Фаныч» и др. вошли в сборник «Все мы не красавцы» (1970), который появился в издательстве «Детская литература». Особого внимания заслуживает рассказ «Фаныч». «Фановый человек» Попов произошел от фановой трубы и являлся мрачным символом российской действительности того времени. Где бы он ни работал, он делает все наоборот, вопреки логике, профессиональной этике и простому чувству здравого смысла. Тип «Фаныча» — своеобразное открытие Попова, сравнимое с открытием В.Маканиным типа «среднего человека», «антилидера». Ранние рассказы Попов построены на гротесковых сюжетах, в более поздних сб. «Нормальный ход» (1976), «Жизнь удалась» (1981), «Две поездки в Москву» (1985), «Новая Шехерезада» (1988) происходит насыщение гротесковых ситуаций чувственностью, лирикой, тонкостью психологических наблюдений и характеристик.
Наиболее известна и популярна повесть Попова «Жизнь удалась», посвященная приключениям трех неразлучных друзей, окончивших один технический вуз. Они взрослеют, их приключения теряют былой романтизм, шутки теряют свою первозданность и, как говорил сам писатель, «блеск, данный нам от природы, начинает тускнеть». Прелестные друзья лишь в редкие мгновения обретают почти потерянное чувство счастливого общения. Повесть заканчивается отъездом одного из приятелей за границу. В одном из интервью Попов сообщил, что прототипом этого образа был известный литературовед И.П.Смирнов (Вопросы литературы. 2001. №6).
В произведениях 1990-х (сб. «Любовь тигра», 1993; «В городе Ю.», 1997; «Грибники ходят с ножами», 1998) исследователи творчества Попова обнаруживают некоторое самоповторение писателя, обращение к фельетонному стилю. В это время Попов обращается впервые к жанру романа — «Будни гарема» (1993), «Разбойница» (1996). По его словам, это был «тройной прыжок через пропасть», поиск новых форм и «новых пружин». Сам писатель считает это время переломным. «С тех пор я пишу формы покрупнее — и что-то потерял, это ясно. Но что-то нашел».
В 2000 появляется в печати повесть «Ужас победы», герой которой в знак протеста против хамства привокзального начальства запускает камнем в здание вокзала и попадает в лозунг «Слава КПСС!». Этот факт расценили как политическое преступление, а в годы перестройки героя объявили героическим борцом с тоталитаризмом. Он всячески открещивается от этого звания, понимая, что все произошло случайно из-за постоянного присутствия в жизни бестолковщины, белиберды, хамства. А.Мелихов считает, что «Попов не верит, что можно так перепланировать бестолковщину жизни, чтобы из нее исчезли ужас и страдание. Зато он верит, что ужасу можно противопоставить остроумие, переводящее ужас в гротеск, наблюдательность, умеющую отыскать забавно оступившуюся букву в грозном документе, ну, и, конечно, мужество, готовое улыбнуться на краю пропасти». (Знамя. 2001. №9. С.219).
В 2000 выходит сборник избранных произведений Попова «Чернильный ангел», куда вошли лучшие произведения писателя. Критики, писавшие о творчестве Попова, говорили о том, что ему удалось воплотить в своих рассказах своеобразную философию жизни, основанную на принятии действительности как творчества, которое гармонизирует отношения личности с миром, позволяя выстоять в труднейших условиях путем перевода трагического в смешное через остроумие и словесную изобретательность. Сам Попов считает, что «люди чрезвычайно увлечены словом и им живут. Они фразами живут. Все люди живут рассказами — оправдывают ими свою жизнь. И никогда это не кончится. Люди (даже в анекдотах и сплетнях) не становятся с тысячелетиями ни глупее, ни бездарнее. Все дело в писателях: они бы не поглупели... А читатели у нас гениальные» (Вопросы литературы. 2001. №6. С.217). После романа «Евангелие от Магдалины» (2001) выходит повесть «Третье дыхание» (Новый мир. 2003. № 5, 6) о горьком трагизме семейной жизни, соединяющая и любимый писателем гротеск, и тонкую печальную иронию, и нежную лирическую интонацию.
Соч.:
Поиски корня: повесть // Молодой Ленинград. М.; Л., 1968;
Южнее, чем прежде. Л., 1969;
Все мы не красавцы. 1970;
Нормальный ход. Л., 1976;
Кубик, который чуть не потеряли. Л., 1980;
Жизнь удалась. Л., 1981;
Нас ждут. Л., 1984;
Две поездки в Москву. Л., 1985;
Новая Шехерезада. Л., 1988;
Праздник ахинеи. М., 1991;
Сон, похожий на смерть // Петрополь: альм. СПб., 1992. Вып.4;
Любовь тигра. СПб., 1993;
Осень, переходящая в лето // Знамя. 1995. №5;
В городе Ю. М., 1997;
Грибники ходят с ножами. СПб., 1998;
Чернильный ангел: повесть // Новый мир. 1999. №7;
Ужас победы // Новый мир. 2000. №11;
Чернильный ангел: избранное. М., 2000;
Век такой, какой напишешь // Октябрь. 2002. №6;
«Я свои гротески из пальца не высасывал» / беседу вела Т.Бек // Вопросы литературы. 2001. №6.
Лит.:
Смирнов И. От видения — к веданию // Аврора. 1969. №2;
Новикова О. Новиков В. Поиски оптимизма // Литературное обозрение. 1980. №7;
Аннинский Л. В гости к Фанычу // Литературная газета. 1982. 3 нояб.;
Новиков В. Испытание счастьем // Литературная газета. 1982. 3 нояб.;
Крыщук Н. Ода жизни // Нева. 1987. №4;
Вайль П., Генис А. Кванты истины. Проза Валерия Попова // Звезда. 1989. №9;
Новиков В. Остается — человек // Знамя. 1989. №3;
Немзер А. Праздник однолюба // Сегодня. 1994. 12 мая;
Быков Д. Сны Попова // Новый мир. 1994. №5;
Современная проза: пейзаж после битвы // Вопросы литературы. 1995. №4;
Быков Д. Вот придет Букер // Октябрь. 1995.\tab №1;
Кузнецова О. Тридцатая любовь Алены:(О романе В.Попова. «Разбойница») // Новый мир. 1996. №11;
Мелихов А. Победа над ужасом // Знамя. 2001. №9.
Т.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|