|
Малюгин Леонид Антонович
[19.2(4.3).1909, Петербург — 20.1.1968, Москва]
— драматург, критик.
Детские и юношеские годы Малюгина прошли в Петрограде. Учился в Ленинградском техникуме печати, затем в Институте истории искусств, который окончил в 1931. Литературным трудом занялся после службы в Красной Армии. По словам хорошо знавшего его С.Цимбала, «писал очерки об армейской жизни, рецензии, рассказы, фельетоны, бегал по театрам, словно торопясь наверстать упущенное время...» (Цимбал С-С. 111).
Свою творческую деятельность Малюгин начал как критик, театральный публицист. Его особенно волновала тема взаимосвязи литературы и театра, которой он посвятил немало своих статей, вошедших впоследствии в сборнике «Театр начинается с литературы» (М., 1967). Уже в ранних своих статьях «О драмах "для чтения" и "для театра"» (1938), «Личная жизнь героя» (1940), опубликованных в журнале «Театр», Малюгин заявил о себе как прирожденный полемист, хорошо знающий специфику сценического искусства, органически не приемлющий прямолинейных литературных схем и штампов.
Приходу его в драматургию предшествовала работа завлитом Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького, эвакуированного во время Великой Отечественной войны в г.Киров. Для этого театра Малюгин написал комедию «Дорога в Нью-Йорк» (на основе голливудского сценария Р.Рискина «Это случилось однажды ночью»). Спектакль о приключениях бедного американского репортера и взбалмошной дочки миллионера с традиционным счастливым концом появился на сцене БДТ в г. Кирове (1942, реж. Л.С.Рудник).
Подлинным дебютом Малюгин как драматурга стала его пьеса «Старые друзья» (1945). В ней прослеживаются судьбы молодых людей, окончивших одну из ленинградских школ в июне 1941. У них, по словам автора, «не было в жизни выпускного вечера — выпустили их не вечером, а утром — и прямо на войну» («Старые друзья». Материалы к постановке пьесы Л.Малюгина. М., 1947. С.6). Война устроила им суровую проверку на зрелость, на постоянство и верность в любви, в своих жизненных идеалах и целях. Изменения в их характерах на протяжении войны предопределили сближение одних и неизбежное расхождение других. Первая же самостоятельная пьеса Малюгина принесла ему редкую удачу: она была удостоена Сталинской премии по литературе и с большим успехом воплощена на сцене Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой (1946, реж. А.М.Лобанов). Спектакль стал событием послевоенной театральной жизни, после чего пьеса обошла сцены многих театров страны. Необычность ситуации заключалась в том, что первая пьеса автора сразу же оказалась зрелой, а автором ее был театральный критик, который и потом, став драматургом, не перестал быть критиком.
После столь крупного успеха судьба уготовила Малюгинунастоящее потрясение. В дек. 1948 на XII пленуме правления СП СССР он был причислен к антипатриотической группе театральных критиков-космополитов. В ходе шумной кампании борьбы с космополитизмом Малюгин испытал на себе реальные последствия этого массового «одичания на почве здоровой патриотической подозрительности друг к другу» (Астафьев В. // Литературная газета. 1988. 7 дек. С.4). Написанная им пьеса о Н.Г.Чернышевском «Молодая Россия» (1950) смогла появиться на сцене лишь через 4 года (1954, Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя). Роман Малюгин о студентах «Дальняя дорога», завершенный к тому времени, по свидетельству Е.Шварца, не был принят к печати (Шварц Е. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990. С.421).
В 1950-е Малюгин создал ряд комедий, нашедших сценическое воплощение в разных театрах, но не оставивших заметного следа в советской драматургии: «Родные места» (1951), «Новые игрушки» (1954), «Путешествие в ближние страны» (1956), «Девочки-мальчики» (1959). Из послевоенных фильмов, снятых по сценариям Малюгина, наибольшую известность получила кинолента «Поезд идет на восток» (1948).
Новые творческие достижения ожидали Малюгин на пути к чеховской теме, которой он занимался постоянно, но особенно активно — в последнее десятилетие своей жизни. Еще в конце 1940-х Малюгин, по утверждению Л.Левина, подготовил кандидатскую диссертацию «Чехов на советской сцене», но по не зависящим от ее автора обстоятельствам она не была защищена (Левин Л. // Литературная газета. 1979. 16 мая. С.8). Позднее Малюгин опубликовал статьи «Драматургия Чехова и ее исследователи» (1960), «Чехов начинается с "Иванова"» (1961), «Судьба "Чайки"» (1964).
В середине 1960-х драматург обратился к жизни Чехова как объекту художественного исследования. Пьеса «Насмешливое мое счастье», поставленная в Московском драматическом театре им. Евг.Вахтангова (1965, реж. А.Ремизова), и по замыслу, и по форме стала открытием Малюгина. В этой пьесе он задался целью инсценировать переписку Чехова с близкими людьми — с сестрой, братом, Ликой Мизиновой, Ольгой Книппер, М.Горьким. Сценический диалог строится на документально воспроизведенных фрагментах из писем Чехова и его корреспондентов. В них доминирует тема одиночества писателя, которого не всегда могли понять даже близкие и симпатичные ему люди. Эпистолярный диалог Чехова с Ликой Мизиновой (их роли в спектакле исполняли Ю.Яковлев и Ю.Борисова) раскрывает, по отзыву одного из рецензентов, «нелегкие, недосказанные, нерешенные отношения двух людей, словно созданных друг для друга и потерявших один другого» (Строева М.— С.47).
Та же коллизия отражена и в сценарии Малюгина «Сюжет для небольшого рассказа» (1968), по которому режиссер С.Юткевич снял одноименный фильм с Н.Гринько и М.Влади в главных ролях. В основе сценария — история драматического провала «Чайки» на императорской сцене в Петербурге. При этом Малюгин опирался на мысль Л.Гроссмана о том, что в подтексте «Чайки» лежали реальные взаимоотношения между Чеховым, Ликой Мизиновой и И.Н.Потапенко. Однако рецензент фильма усматривал заслугу его постановщика в том, что он «не предлагает никакой определенной разгадки, а оставляет нас в преддверии тайны» тех отношений, которые связывали Чехова и Лидию Стахиевну Мизинову (Сурков Е.— С.53).
Появившаяся тогда же пьеса Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери» (1968), казалось бы, далека от чеховской темы, на которой писатель был всецело сосредоточен. На самом же деле, как подметил один из критиков, Малюгин пришел к этой пьесе под влиянием именно Чехова, испытывая живой интерес к людям, судьба которых одушевлена, по выражению последнего, «общей идеей» (Анастасьев А.— С.309). Здесь была несомненная духовная близость между автором и его героем, вследствие чего пьеса, при всей ее фрагментарности, обрела свойственную ей в целом лирико-драматическую тональность. Постановку ее осуществил Театр им. Моссовета (1968, реж. К.Михайлов).
Последние годы жизни Малюгин были заняты работой над повестью-хроникой «Чехов». Замыслив документально-художественное исследование всего жизненного пути любимого писателя, Малюгин успел довести его до 1894. Литературовед И.Е.Гитович, опираясь на сохранившиеся наброски и выписки Малюгина, завершила эту повесть. Книга печаталась частями уже после смерти Малюгина (журнал «Дон», 1969, 1977; отдельным изданием вышла в 1983).
Соч.:
Старые друзья: пьесы. М., 1961;
Театр начинается с литературы: статьи. М., 1967;
Старые друзья: пьесы / послесл. А.Анастасьева. М., 1979;
Чехов: Повесть-хроника / В соавт. с И.Е.Гитович. М., 1983.
Лит.:
Абалкин Н. В поисках конфликта // Новый мир. 1953. №5;
Сквозников В. Очки против солнца // Новый мир. 1957. №6;
Строева М. Такой уж это был человек // Театр 1966. №4;
Цимбал С. Памяти друга // Театр. 1968. №5;
Ганелина И. Экзюпери и его друзья // Театр. 1968 №6;
Сурков Е. Талант — это ответственность // Искусство кино. 1970. №1;
Торин В. Первый эскиз // Нева. 1985. №1.
В.П.Муромский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|