AZ-libr.ру

информационный портал





Афонин Василий Егорович [03.09.1939]

Афонин Василий Егорович
       [3.9.1939, д. Жирновка (ныне урочище Жирновка) Колыванского р-на Новосибирской обл.]
       — прозаик.
       Родился Афонин в крестьянской семье, в маленькой деревушке на берегу р. Шегарки — притоке Оби.
       В 1955 окончил деревенскую семилетку. В 15 лет ушел из родительского дома, перепробовал немало рабочих профессий.
       В 1966 окончил вечернюю среднюю школу и поступил на юридический факультет Одесского государственного университета. Из-за выступления в защиту А.И.Солженицына госэкзамен ему разрешили сдавать только годом позже, в 1971.
       В 1974 Афонин переезжает в Томск, оканчивает Высшие литературные курсы в Москве.
       Писать начал в 1972. Первая повесть «В том краю» была опубликована в 1975 при горячей поддержке С.П.Залыгина. Герой повести — студент приезжает на лето в родную деревню, плотничает, помогая отцу, поливает огород, косит сено, собирает грибы и ягоды, готовит окрошку. Рассказчик внимательно наблюдает за неторопливой сельской жизнью, главным содержанием и смыслом которой из века в век оставался труд.
       Труд и совесть и стали основой собирательного характера, создаваемого Афониным. Не покладая рук, не жалуясь, не причитая, пашет и боронит, сеет и жнет, косит и копнит Евдокия Щербакова (повесть «Год сорок шестой»). Не балует героиню одного из самых сильных произведений Афонин судьба: война забрала мужа, малышкой умерла дочка — одна из четырех. Одно спасение от тоски и уныния — работа. Кладовщица Анна Павловна (рассказ «Путевка») живет лет на 30 позже Евдокии, но, только попав в санаторий, узнает, что есть женщины, которые заботятся о себе, а не о детях, больше думают об отдыхе, чем о работе. Герой повести «Рыбак», в 60 лет выйдя на пенсию, упрямо твердит самому себе: «Живешь на земле — значит, работай... Весь смысл жизни в нем, в труде (Чистые плесы. М., 1986. С.28).
       Сам Афонин часто говорит и пишет, что считает себя прямым продолжателем аксаковской традиции в русской литературе, называет себя бытописателем, нисколько не стесняясь этого определения. Но в конце 1970-х в его творчестве происходят заметные перемены: он пытается овладеть новыми способами изображения окружающей жизни, на страницах его повестей и рассказов появляются городские жители, усиливаются социально-психологические мотивы, отчетливо звучит нравственно-экологическая проблематика («Игра в лапту», «Обычный день», «Человек из вытрезвителя», «Устройство», «Тетя Феня», «Этюд о птице», «Михайловская роща»). Расширяются, уточняются, развиваются и представления писателя о труде. Так работник пляжа Илья (рассказ «На пляже») вовсе не тунеядец, он при деле: лежанки отдыхающим выдает, следит, чтобы они не мусорили. Но нет в его работе ни напряжения, ни самоотдачи, ни тем более созидания. Трудится человек, но вряд ли такая работа может дать право на уважение, самоуважение, тем более стать основой достойной жизни.
       В 1990-е Афонин публикует «Биографию» — рассказ о своей жизни, внешне вполне благополучной, но полной бесконечных унижений со стороны государства, о жизни, прожитой во лжи. Наброском «Биографии» воспринимаются автобиографические заметки «Верховой ветер» (1989), в которых он напишет, что на формирование его характера, мировоззрения решающее влияние оказали Лермонтов, Герцен, Хэмингуэй. Это утверждение Афонина представляется бесспорным читателям 1980-х в его первой и третьей части: «Рыбак» даже тематически перекликается с великим мастером, а особая лирическая тональность, возникающая как бы из воздуха, не поддержанная ни фантастичностью метафор, ни виртуозностью синтаксиса, так напоминает автора «Родины».
       В целом же на протяжении всей писательской биографии Афонин остался верен писательским принципам, которые четко сформулировал в рассказе «Чистые плесы» (1983), отнеся их к автобиографическому герою Камышову: «Начиная писать первую страницу работы своей, Камышов сразу же поставил себе за правило не лгать ни в чем, не отступать от правды жизни ни на малость, следовать ей повседневно, подавая материал простым и ясным языком» (Литературная Россия. 1983. 22 апр.).
       Только в последней из опубликованных книг Афонина (Пока текут реки, 1998) лирический голос повествователя во многом утрачивает былые эпические интонации, обретая публицистическую напряженность и, может быть, идущую от любимого Герцена, страстность.

Соч.:
       Последняя осень. М., 1976;
       Клюква ягода. М., 1979;
       Письма из Юрги. М., 1984;
       Чистые плесы. М., 1986;
       Подсолнухи. М., 1989;
       Сполохи. Томск, 1989;
       Пока текут реки. Хроника сибирской жизни. Томск, 1998.

Лит.:
       Лысенко В.С. Послесл. // Афонин В. Письма из Юрги. С.327-334;
       Дедков И. [Предисл.] // Афонин В. Чистые плесы. С.3-6.

Н.С.Цветова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"