|
Афонин Василий Егорович
[3.9.1939, д. Жирновка (ныне урочище Жирновка) Колыванского р-на Новосибирской
обл.]
— прозаик.
Родился Афонин в крестьянской семье, в маленькой деревушке на берегу р. Шегарки
— притоке Оби.
В 1955 окончил деревенскую семилетку. В 15 лет ушел из родительского дома,
перепробовал немало рабочих профессий.
В 1966 окончил вечернюю среднюю школу и поступил на юридический факультет
Одесского государственного университета. Из-за выступления в защиту
А.И.Солженицына госэкзамен ему разрешили сдавать только годом позже, в 1971.
В 1974 Афонин переезжает в Томск, оканчивает Высшие литературные курсы в
Москве.
Писать начал в 1972. Первая повесть «В том краю» была опубликована в 1975 при
горячей поддержке С.П.Залыгина. Герой повести — студент приезжает на лето в
родную деревню, плотничает, помогая отцу, поливает огород, косит сено, собирает
грибы и ягоды, готовит окрошку. Рассказчик внимательно наблюдает за
неторопливой сельской жизнью, главным содержанием и смыслом которой из века в
век оставался труд.
Труд и совесть и стали основой собирательного характера, создаваемого Афониным.
Не покладая рук, не жалуясь, не причитая, пашет и боронит, сеет и жнет, косит и
копнит Евдокия Щербакова (повесть «Год сорок шестой»). Не балует героиню одного
из самых сильных произведений Афонин судьба: война забрала мужа, малышкой
умерла дочка — одна из четырех. Одно спасение от тоски и уныния — работа.
Кладовщица Анна Павловна (рассказ «Путевка») живет лет на 30 позже Евдокии, но,
только попав в санаторий, узнает, что есть женщины, которые заботятся о себе, а
не о детях, больше думают об отдыхе, чем о работе. Герой повести «Рыбак», в 60
лет выйдя на пенсию, упрямо твердит самому себе: «Живешь на земле — значит,
работай... Весь смысл жизни в нем, в труде (Чистые плесы. М., 1986. С.28).
Сам Афонин часто говорит и пишет, что считает себя прямым продолжателем
аксаковской традиции в русской литературе, называет себя бытописателем,
нисколько не стесняясь этого определения. Но в конце 1970-х в его творчестве
происходят заметные перемены: он пытается овладеть новыми способами изображения
окружающей жизни, на страницах его повестей и рассказов появляются городские
жители, усиливаются социально-психологические мотивы, отчетливо звучит
нравственно-экологическая проблематика («Игра в лапту», «Обычный день»,
«Человек из вытрезвителя», «Устройство», «Тетя Феня», «Этюд о птице»,
«Михайловская роща»). Расширяются, уточняются, развиваются и представления
писателя о труде. Так работник пляжа Илья (рассказ «На пляже») вовсе не
тунеядец, он при деле: лежанки отдыхающим выдает, следит, чтобы они не
мусорили. Но нет в его работе ни напряжения, ни самоотдачи, ни тем более
созидания. Трудится человек, но вряд ли такая работа может дать право на
уважение, самоуважение, тем более стать основой достойной жизни.
В 1990-е Афонин публикует «Биографию» — рассказ о своей жизни, внешне вполне
благополучной, но полной бесконечных унижений со стороны государства, о жизни,
прожитой во лжи. Наброском «Биографии» воспринимаются автобиографические
заметки «Верховой ветер» (1989), в которых он напишет, что на формирование его
характера, мировоззрения решающее влияние оказали Лермонтов, Герцен, Хэмингуэй.
Это утверждение Афонина представляется бесспорным читателям 1980-х в его первой
и третьей части: «Рыбак» даже тематически перекликается с великим мастером, а
особая лирическая тональность, возникающая как бы из воздуха, не поддержанная
ни фантастичностью метафор, ни виртуозностью синтаксиса, так напоминает автора
«Родины».
В целом же на протяжении всей писательской биографии Афонин остался верен
писательским принципам, которые четко сформулировал в рассказе «Чистые плесы»
(1983), отнеся их к автобиографическому герою Камышову: «Начиная писать первую
страницу работы своей, Камышов сразу же поставил себе за правило не лгать ни в
чем, не отступать от правды жизни ни на малость, следовать ей повседневно,
подавая материал простым и ясным языком» (Литературная Россия. 1983. 22 апр.).
Только в последней из опубликованных книг Афонина (Пока текут реки, 1998)
лирический голос повествователя во многом утрачивает былые эпические интонации,
обретая публицистическую напряженность и, может быть, идущую от любимого
Герцена, страстность.
Соч.:
Последняя осень. М., 1976;
Клюква ягода. М., 1979;
Письма из Юрги. М., 1984;
Чистые плесы. М., 1986;
Подсолнухи. М., 1989;
Сполохи. Томск, 1989;
Пока текут реки. Хроника сибирской жизни. Томск, 1998.
Лит.:
Лысенко В.С. Послесл. // Афонин В. Письма из Юрги. С.327-334;
Дедков И. [Предисл.] // Афонин В. Чистые плесы. С.3-6.
Н.С.Цветова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|