|
Рощин (настоящая фамилия Гибельман) Михаил Михайлович
[10.2.1933, г.Казань]
— прозаик, драматург.
Детство Рощина прошло в Севастополе, ставшем для него родным городом. Отец —
выходец из Одессы, работал на Севастопольском морском заводе, мать — коренная
москвичка. «Родители были типичные комсомольцы 30-х годов, энтузиасты и
бродяги» (Автобиография. С.411). В 1943 семья переехала в Москву, с которой
связаны отрочество, юность и профессиональное становление писателя. Окончив
школу, 17-летний Рощин работал фрезеровщиком на заводе и одновременно учился на
вечернем отделении Педагогического института им. В.И.Ленина. Много читал,
увлекался Чеховым, Горьким, А.Толстым, Уэллсом, Ж.Ренаром, Флобером, посещал
литобъединение при заводе «Серп и молот».
В 1952 в газете «Московский комсомолец» появился первый рассказ Рощина «Теплая
сталь» — «сентиментальный и прекраснодушный», по более поздней оценке самого
автора. Через год Рощин поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где
учился на одном курсе с Ю.Казаковым, Г.Айги, Т.Жирмунской. Его творческими
наставниками в институте были А.Н.Рыбаков и В.Г.Лидин. В институтской
библиотеке впервые смог прочесть И.А.Бунина, особый интерес и любовь к которому
пронес через всю жизнь (рассказ «Бунин в Ялте», 1970; кн. «Иван Бунин». 2000.
(ЖЗЛ)). Движимый стремлением к познанию реальной жизни, Рощин перевелся на
заочное отделение института и уехал в Сталинградскую обл. Некоторое время
работал в районной газете г.Камышина, писал очерки и фельетоны. Здесь созрела
его первая книга рассказов «В маленьком городе» (Сталинград, 1956).
В 1957 Рощин решил последовать примеру А.П.Чехова и предпринял большую поездку
по Сибири и Дальнему Востоку, добравшись в итоге до Сахалина. Поездка обогатила
его, помимо всего прочего, знакомством с ранее неведомой и негласной стороной
советской действительности — тюрьмами и лагерями. Это, однако, не мешало ему
оставаться, по собственному признанию, «комсомольцем... столь же идейным (и
ничего не смыслящим по-настоящему), как и родители» (Автобиография. С.412).
Позднее он поражался, «сколько восторгов вылил во славу пятилеток и тем более
семилетки» (Там же. С.415), работая в отделе очерка в журнале «Знамя» на исходе
1950-х. В помощь комсомольскому активисту им была издана
назидательно-воспитательная брошюра под названием «Что ты делаешь вечером?»
(М., 1961).
Важное значение для формирования писателя в начале 1960-х имела его работа в
редакции журнале «Новый мир» А.Т.Твардовского (в отделе прозы). Участие в
новомирских делах, знакомство и общение с В.Лакшиным, В.Гроссманом,
В.Некрасовым, Л.Копелевым, К.Чуковским, А.Солженицыным, Е.С.Булгаковой и других
стало для него «не только школой прозы, правды, но и школой поведения,
нравственности» (Автобиография. С.415). Подтверждением тому явились вторая
(«Каких-нибудь двадцать минут». М., 1965) и особенно третья («С утра до ночи».
М., 1968) книги рассказов и повестей Рощина. Выход этих книг, почти не
замеченных критикой, означал тем не менее рождение нового писателя, ведущей
чертой которого, как отметил позднее один из исследователей, является
«отданность бытию и безусловный приоритет частной жизни» (Виноградов И. —
С.664).
Настоящая известность пришла к Рощин, когда он обратился к драматургии.
Случилось это не без влияния новомирской атмосферы, органического неприятия
официальной лжи и фальши, что побудило его искать «наиболее острую литературную
форму выражения остроты жизни» (авторское предисловие к книге: Пьесы. М., 1980.
С.3). Его первые две пьесы — «Седьмой подвиг Геракла», 1963 («про то, как
Геракл чистил авгиевы конюшни и боролся с богиней лжи и обмана» —
Автобиография. С.416) и «Дружина» (1965) — долгое время оставались под
запретом. Лишь спустя четверть века «Седьмой подвиг Геракла» смог появиться на
сцене Театра-студии «Современник-2» (1987).
Театральный дебют Рощин состоялся в ленинградском ТЮЗе, где была поставлена его
детская пьеса «Радуга зимой» (1968, реж. 3.Корогодский). Однако подлинное
рождение Рощина как популярного драматурга произошло с появлением пьесы
«Валентин и Валентина» (1970), написанной на вечную тему о юной любви, о
современных Ромео и Джульетте. «Мне хотелось,— говорил автор,— создать
пьесу-диалог, пьесу-диспут о любви, о нравственном долге, о поисках своего
места в жизни. Я ратую за самостоятельность юношей и девушек, но призываю их к
зрелости чувств, душевной стойкости, умению бороться за высокие нравственные
идеалы» (Бугров В.— С.145). Пьеса привлекла внимание известных театральных
режиссеров и критиков, получила сценическое воплощение в «Современнике», МХАТе,
БДТ и во многих других театрах страны. С тех пор «писательское двуединство»
(Шитова В.— С.260) Рощин как прозаика и драматурга стало фактом его творческой
биографии и поводом для серьезных размышлений критиков о природе его
литературного таланта.
В течение 1970-80-х Рощин публикует сборник повестей и рассказов «24 дня в раю»
(1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Чертово колесо в Кобулети»
(1987), «На сером в яблоках коне» (1988). В них он уверенно заявил о себе как
прозаик-традиционалист, которому свойственно особое внимание и доверие к
естественному ходу жизни, ее самоценности, ко всему непосредственному и
природному, без чего не может быть полноты и гармонии бытия. Поэтому и любовь в
ее многообразных земных и возвышенных проявлениях занимает столь значительное
место в его произведениях. Проза Рощина создала ему репутацию последовательного
приверженца классического реализма, продолжателя «чеховско-бунинской традиции в
русской литературе» (Клименко В.— С.74).
Сборник пьес Рощина, выходившие в те же годы («Пьесы», 1980; «Спешите делать
добро», 1984), напротив, демонстрировали его нетрадиционность, стремление к
условно-игровым формам, к размыканию сценического пространства, к выстраиванию
параллельных сцен и диалогов, к персонажам — рупорам авторских идей и т.п.
Произведения для театра отчетливо выявили не только лирическую сторону таланта
Рощина («Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», 1974, «Спешите
делать добро», 1979 и др.), но и сатирическую («Старый Новый год», 1967,
«Ремонт», 1971, «Перламутровая Зинаида», 1986). В некоторых пьесах заметно
тяготение к синтезу социального, бытового и фантастического, к
взаимопроникновению различных жанровых начал («Старый Новый год», «Галоши
счастья», 1979). Язык драматургии Рощина, по сравнению с его прозой, отличается
гораздо большим разноголосием, обилием пословиц и поговорок, использованием
сниженной бытовой лексики, жаргона, советского полуграмотного слогана в устах
отдельных персонажей: «гуманизьм», «оплочено», «магазин», «пианина» и т.п.
Театральные чиновники находили язык рощинских пьес неприемлемым, что создавало
немало проблем и порой служило препятствием для своевременного появления их на
сцене.
Вместе с тем драматургия Рощина несет на себе отпечаток и его опыта как
прозаика. В особенности это характерно для «Эшелона» (1972) — самой
«повествовательной», по общему мнению критиков, его драмы из жизни военных лет,
где преобладает «не логика движения характеров, а логика авторской мысли»
(Бугров В.— С.83). Эпические приемы и средства, использованные в этой
драматической повести, не помешали ей стать одной из лучших пьес Рощина,
достоинства которой наиболее ярко проявились на театральных сценах
«Современника» и МХАТа (1975). Показательны в связи с этим и жанровые
определения, которые писатель дает своим пьесам: «фантазия в двух действиях»
(«Радуга зимой»), «современная история в двух частях» («Валентин и Валентина»),
«трагическая повесть» («Эшелон»), «сказка для взрослых» («Галоши счастья»).
Большинство его пьес состоит не из привычных «актов», а из «частей», каждая из
которых имеет свое заглавие. О Рощине-прозаике напоминают и развернутые
ремарки, излишке подробные (иногда на несколько страниц) и подчеркнуто
акцентированные авторские пояснения к отдельным сценам. И хотя сам Рощин
считает себя прозаиком (см. его предисл. к сб.: Пьесы. М., 1980), в его драмах
и комедиях авторское начало проявляется более активно и остро. При этом и в
прозе, и в драматургии он остается писателем честной и искренней интонации.
Рощин известен также как автор инсценировок классических литературных
произведений («Остров сокровищ» Р.Стивенсона, «Анна Каренина» Л.Толстого,
«Мастер и Маргарита» М.Булгакова) и киносценариев. Многие его пьесы были
экранизированы: фильмы «Это серьезно» (по мотивам «Валентина и Валентины»),
1975, «Старый Новый год», 1986, «Шура и Просвирняк» (по одноименной пьесе),
1988, «Ситцевый городок» (по пьесе «Вся надежда»), 1989, «Эшелон», 1990. По
сценарию Рощина снят фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура»
(1984).
Активно выступает писатель и в роли критика, рецензента.
Соч.:
В маленьком городе: рассказы. Сталинград, 1956;
Каких-нибудь двадцать минут: рассказы. М., 1965;
С утра до ночи: повести и рассказы. М., 1968;
Река: повести и рассказы. М., 1978;
Пьесы. М., 1980;
Избранное: Повести и рассказы / послесл. И.Виноградова. М., 1988;
Избранное. М., 1999;
Автобиография // Писатели России. Автобиографии современников. М., 1998.
Лит.:
Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. 1974. №5;
Зубков Ю. Герой и конфликт в драме. М., 1975. С.111-122;
Станилов Б. Парадоксы добра // Театр. 1981. №4;
Бугров Б. Русская советская драматургия: 1960-1970-е годы. М., 1981. С.83-84,
145-148, 263-266;
Соловьева И. Течение дней // Литературное обозрение. 1982. №2;
Шитова В. В прозе и драме // Новый мир. 1982. №5;
Клименко В. Как живешь, человек? // Литературное обозрение. 1982. №7;
Киреев Р. Объем и плоскость // Октябрь. 1983. №9;
Латынина А. Минута застарелого тяготения // Литературная газета. 1985. 7 авг.;
Вирен Г. Жажда жизни // Октябрь. 1989. №12.
В.П.Муромский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|