AZ-libr.ру

информационный портал





Дудинцев Владимир Дмитриевич [28.07.1918-23.07.1998]

Дудинцев Владимир Дмитриевич
       [16(28)7.1918, Купянск Харьковской обл.- 23.7.1998, Москва]
       — прозаик.
       В 1940 окончил Московский юридический институт. Участник Великой Отечественной войны. После ранения в 1942 под Ленинградом работал военным прокурором в Сибири.
       В 1946-51 — очеркист «Комсомольской правды».
       Писать стал рано. Будучи школьником, получил премию на Всесоюзном конкурсе, при этом жюри отметило «изощренную литературную форму». В молодости увлекался зарубежной литературой — Дос Пассосом, Джойсом, Прустом, Хемингуэем. Был знаком с И.Бабелем.
       Впоследствии Дудинцев написал о себе как о человеке, «чья полная ярких событий юность счастливым образом совпала с прекрасной кровавой юностью нашей страны, тоже слепой, хоть и окрашенной в праздничные тона».
       Начал печататься в 1933. Эти свои литературные опыты Дудинцев сам осудил за то, что «видел только внешнее» и пытался это внешнее запечатлеть в слове. С годами пришло понимание, что «самое высшее из того, что есть в природе, и самое достойное внимания — это не вещи, а человек. И что самое высшее из того, что есть в человеке,— это бесконечность вариантов его личности» (Две магии искусства // Литературная газета. 1966. 13 авг.).
       Отсюда — убежденность писателя, что существуют «две магии искусства»: первая заключена в даре художника, в его способности «видеть точно и страстно вещи, жесты, тончайшие движения души». Вторая магия заключена в способности «испытывать боль», в даре сочувствия «горестям и радостям людей», в готовности броситься «в драку».
       Впервые высказав эти мысли о природе творчества в статье, опубликованной в «Литературной газете» в 1966, Дудинцев вернулся к ним, готовя переизданием своего романа «Не хлебом единым» и написав к нему предисловие (1990).
       Именно этот роман, впервые опубликованный в «Новом мире» в 1956, принес автору шумную известность у многочисленных читателей. История противоборства изобретателя Дмитрия Лопаткина с директором комбината, а впоследствии крупным министерским работником Леонидом Дроздовым вызвала бурные дискуссии. Многолюдные обсуждения романа прошли в Ленинградском университете, в Москве. Однако вскоре он был подвергнут резкой критике, к которой имело прямую причастность тогдашнее высшее руководство страны. Писателя обвиняли в очернении действительности, искажении ее в романе, в преувеличении опасности бюрократизма.
       Между тем Дудинцев взял, казалось бы, расхожий для послевоенной литературы сюжет: борьба «новатора» с «консерватором». Он был настолько распространен, что стал объектом пародий, эстрадного злословия. Однако произведение Дудинцева еще раз подтвердило истину, что для настоящего художника не существует избитых, сношенных тем. Успех романа был обусловлен той гражданской страстностью, с которой ведется повествование о борьбе, мытарствах и страданиях Лопаткина. Кроме того, уже в этом произведении, расширяя рамки конкретной ситуации, Дудинцев начинает свое исследование человеческой природы, «бесконечности вариантов... личности», побудительных мотивов в поведении и поступках главных персонажей. Эти более масштабные координаты заданы уже «евангельским» названием романа; обращает на себя внимание и тот факт, что Лопаткину — 33 года: возраст Христа.
       То, что было лишь намечено в первом романе, получило свое художественно убедительное воплощение в «Белых одеждах» (1986) — самом значительном произведении Дудинцева.
       Действие большей части романа происходит в конце 1940-х, после августовской сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им.Ленина), положившей начало разгрому ученых-генетиков, целой отрасли биологической науки и укреплению всевластия «народного академика» Т.Лысенко. Основное место действия — подмосковный науч. городок, куда академик Кассиан Рядно посылает своего ученика («сынка»), чтобы разоблачить окопавшихся там «вейсманистов-морганистов» («куб-ло»). Была у академика и потаенная цель — чтобы его посланец Федор Дежкин добыл новый сорт картофеля, выведенный биологом Иваном Стригалевым. Этот сорт Рядно обещал (как собственное науч. достижение) правительству и лично Сталину.
       Однако ученик не оправдал доверия своего наставника, приняв сторону гонимых и сохранив науч. приоритет за погибшим в лагере Стригалевым.
       Почти одновременно с романом Дудинцева к трагическим событиям, вызванным произволом «школы Лысенко» в биологии, обратились В.Амлинский в повести об отце «Оправдан будет каждый шаг...», Д.Гранин в книге «Зубр».
       Автор «Белых одежд» раскрыл тему по-своему, проявив гражданский темперамент, страстность, готовность «броситься в драку». Повествование ведется напряженно, динамично, обретая временами почти детективную остроту. Многиме персонажи романа (Дежкин, академик Посошков, полковник госбезопасности Свешников), пытаясь защитить правое дело, сохранить от репрессии невиновных, «ходят по краю», рискуя жизнью, а то и расплачиваясь ею за свой выбор.
       В романе Дудинцева есть конкретность, почти документальная достоверность в воссоздании картины времени, его примет. Вместе с тем происходящие драматические события становятся толчком, дают импульс для значительных социально-психологических и философских обобщений. Отсюда — яркая образность прозы, многочисленные метафоры, пронизывающие все повествование. Прежде всего это образ борьбы, войны. Дежкин, Стригалев — участники недавно закончившейся Великой Отечественной. Так сложилось, что война продолжилась и в мирное время. Поэтому то и дело возникают метафоры: «линия фронта», «передний край», и так вплоть до сильнейшей — «высокого берега», занятого противником, и «низкого берега», где находятся свои (финал «Белых одежд»).
       Как и в первом романе, Дудинцев прибегает к библейским параллелям. В название вынесены слова Иоанна Богослова: «Сии, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли? Они пришли от великой скорби». В самом же тексте неоднократно возникает образ св. Себастьяна, начальника телохранителей императора Диоклетиана. Св.Себастьян не только тайно принял христианство, но и обратил в новую веру многих, за что был казнен (очевидна параллель с судьбой полковника Свешникова).
       По словам литературоведа Г.Гачева, у Дудинцева «литература и стихи в крови текут». Роман буквально перенасыщен литературными и культурными ассоциациями: смертельно раненный Гамлет, образы поэзии Пушкина и Блока, постоянные обращения к духовному и творческому опыту Достоевского, оказавшего сильнейшее влияние на современного писателя. Большую содержательную, эмоциональную нагрузку несут образы «спящей почки», «парашютиста», «трубы». И все это подчинено задаче раскрытия тайн человеческой природы, побудительных мотивов, заставляющих делать человека тот или иной жизненный выбор, совершать те или иные поступки.
       Одна из самых значительных художнических побед Дудинцева — образ академика Рядно, «выдвиженца», столь характерного для определенного периода советской истории. Первый очерк такого характера был дан Дудинцевым еще в романе «Не хлебом единым» — в Дроздове, рабочем пареньке, ставшем одним из руководителей промышленного производства.
       Несомненно, среди выдвиженцев были и природно одаренные люди, однако многие из них свою данную природой энергию использовали главным образом для самоутверждения в жизни, всячески спекулировали своим простонародным происхождением. Таков и Рядно с его крестьянским говорком, землицей, которая то и дело как бы нечаянно высыпается из носового платка, с его спекуляциями на идее равенства. Между тем, как говорил Стригалев: «Равенство — понятие аби-ологическое... В природе равенства нет. Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий... Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его... И все равно, захватив себе даже большую часть, бездарный не получит главного — таланта. Приходится притворяться одаренным, приближать к себе тех, кто хвалит твой отсутствующий дар. Идея равенства позволяет бесплодному негодяю с криком забираться на шею трудолюбивому и увлеченному работяге и брать все лучшее из того, что тот создает».
       Социальная острота, насыщенность глубокими философскими идеями, точность и глубина психологического анализа, худож. выразительность обусловили значимость «Белых одежд» как одного из ярких произведений современной литературы.
       По мотивам произведения создан 5-серийный телевизионный фильм.

Соч.:
       У семи богатырей: рассказы. М., 1952;
       На своем месте. М., 1954;
       Не хлебом единым: роман. М., 1957;
       Новогодняя сказка. М., 1960;
       Рассказы. М., 1963;
       Белые одежды: роман. М., 1988 (и др. изд.);
       Цвет наших одежд. Интервью // Литературная газета. 1988. 17 авг.

Лит.:
       Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы. 1987. №11;
       Старикова Е. Книга о добре и зле. Смерть Ивана Ильича // Новый мир. 1987. №12;
       Шкерин М. На том стою! Штрихи к портрету В.Дудинцева // Литературная газета. 1988. 30 марта;
       Кардин В. На войне как на войне // Дудинцев В. Белые одежды. М., 1988;
       Гачев Г. Арсенал доброй воли // Дудинцев В. Белые одежды. М., 1988.

В.А.Лавров



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:12 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"