|
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (настоящая фамилия Сергеев)
[18(30].9.1875, с. Бабино (Преображенское) Тамбовской губ.— 3.12.1958,
г.Алушта]
— прозаик, драматург, поэт.
Родился в семье учителя земской школы.
В 1880 семья переехала в Тамбов.
С 1887 по 1890 Сергеев-Ценский учится в Тамбовском уездном училище, в 1891-92 —
в Екатерининском институте, откуда был отчислен по семейным обстоятельствам.
После смерти родителей начинается самостоятельная жизнь.
В 1895 Сергеев-Ценский получает аттестат учителя городского училища в
Глуховском учительском институте (Воронежская губ.), где он учился за казенный
счет. Сергеев-Ценский отбывает воинскую повинность, сдает экзамен на младший
офицерский чин прапорщика и увольняется в запас. В течение ряда лет
Сергеев-Ценский учительствовал в пяти учебных округах: Киевском, Харьковском,
Одесском, Московском, Рижском.
В 1904 Сергеева-Ценского призывают в армию, после окончания русско-японской
войны он увольняется в запас, в 1905 Сергеев-Ценский уходит в отставку с
учительской службы в чине коллежского асессора.
В 1906 Сергеев-Ценский покупает участок земли на Орлиной горе в Алуште. С этого
времени лит-ра становится его главным делом. Публиковаться Сергеев-Ценский
начал раньше: в 1901 в Павлограде, где он тогда учительствовал, выходит
поэтический сборник (тираж 300 экз.) — «Думы и грезы». Несущий на себе печать
подражательности, сборник предвещал Сергеева-Ценского — писателя
демократического склада. Рассказы, печатавшиеся в 1902 и 1903 в «Русском
вестнике» и «Русской мысли», подписаны псевдонимом Сергеев-Ценский (от названия
реки Цны в Тамбове). В начале 1900-х Сергеев-Ценский работал в жанре рассказа и
повести. Почитатели его таланта (в их числе М.Горький, И.Е.Репин) отмечали
глубину и «густоту» письма Сергеев-Ценский, языковое мастерство писателя.
Известность, по словам Сергеева-Ценского, ему принес рассказ «Тундра».
Обращаясь к своему раннему творчеству уже в 1950-е, Сергеев-Ценский отмечал
общность проблематики той поры с более поздним творчеством: «...все, что я
писал, начиная с самых молодых рассказов "Тундра", "Маска", "Верю!", "Погост",
"Взмах крыльев", "Бред", "Молчальники" и пр.,— все это было на одну тему —
"Преображение России"» (Талант и гений. С.245). Лучшие произведения
Сергеева-Ценского: «Лесная топь» (1905), «Небо» (1908), «Печаль полей» (1909),
«Движения» (1909— 10), «Пристав Дерябин» (1910), «Медвежонок» (1911), «Недра»
(1912) — свидетельствовали о появлении в русской литературе оригинального
художника, гуманиста, блестяще владеющего неповторимой манерой письма.
Сергеев-Ценский выступает продолжателем традиций русской классики, начало
которых, как он считает, было заложено в «Слове о полку Игореве». В
произведениях Сергеева-Ценского звучат протест против унижения человека, боль
за трагизм людских судеб. У Сергеева-Ценского нередки картины дикости,
невежества, произвола властей. Сатирически обрисованному приставу Дерябину,
герою одноименной повести, отданы слова: «Россия — полицейское государство,
если ты хочешь знать... А пристав — это позвоночный столб,— факт! Его только
вынь, попробуй,— сразу кисель!..» Критика русской жизни у Сергеева-Ценского
достаточно остра.
В 1905 был закрыт журнал «Вопросы жизни» из-за публикации повести
Сергеева-Ценского «Сад».
В 1910 Сергеев-Ценский был взят под надзор полиции (причина — стих, в прозе под
общим заглавием «Когда я буду свободен» в газете «Звезда»). Произведения
Сергеева-Ценского согреты горячей сыновней любовью к России, которую он хорошо
знал, много путешествуя по стране. За границей Сергеев-Ценский не был ни разу.
Но Россия, по Сергеев-Ценскому, ждет преобразования и преображения. Писатель
владел мастерством портретной характеристики. В его произведениях живет
природа, она одушевлена, одушевлен и мир вещей. Все переливается многоцветьем
красок. Сергеев-Ценский заметил: «Из меня получился художник-красочник,
пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие» (Письмо к Н.Ф.Мурашову от 6 мая
1939 // Талант и гений. С.304). Сергеев-Ценский с ранних лет увлекался
рисованием, живописное искусство ценил высоко. Сергеев-Ценский был дружен с
И.Е.Репиным. Произведения Сергеева-Ценского лиричны. Не случайно он свои
повести называл поэмами («Лесная топь», «Печаль полей», «Движения»), а рассказ
«Улыбки» — стихотворения в прозе. Двенадцать рассказов, публиковавшихся в 1907,
вошли в роман «Бабаев». Личные впечатления от службы в армии в годы
русско-японской войны обобщены в образе поручика Бабаева. В канун Первой
мировой войны Сергеев-Ценский работает над романом «Преображение» (печатается в
начале 1914 в журнале «Северные цветы»). Отдельным изданием роман выйдет в
Крыму в 1923 под названием «Валя». М.Горький высоко оценит роман
Сергеева-Ценского, подчеркнув, что наряду с особо полюбившимися ему сценами
«много прекрасного в славной этой книге». Романом «Валя» было положено начало
задуманной Сергеевым-Ценским эпопеи «Преображение России», над которой писатель
будет работать до конца жизни. У «Преображения России» непростая творческая
история.
В начале Первой мировой войны Сергеев-Ценский был призван в ополчение и
направлен в Севастополь, но вскоре уволен в «бессрочный отпуск».
Сергеев-Ценский возвращается в Алушту и безвыездно живет там до 1928. Первые
послереволюционные годы не были для Сергеева-Ценского плодотворными: сказалась
сложная политическая и военная обстановка в Крыму, но от эмиграции писатель
решительно отказался.
В 1921-22 Сергеев-Ценский написал четыре небольшие повести: «Чудо»,
«Жестокость», «В грозу», «Рассказ профессора». В 1920-е, когда остро стоял
вопрос о культурном наследии прошлого, Сергеев-Ценский обращается к
исторической теме. Героями его произведений стали три классика русской
литературы: Лермонтов, Гоголь, Пушкин. Писатель попытался воссоздать портреты
великих русских классиков.
В 1920-е из-под пера Сергеева-Ценского выходят три пьесы о Лермонтове: «Поэт и
чернь» (1925), «Поэт и поэтесса» (1928), «Поэт и поэт» (1929). Сергеев-Ценский
объединяет три пьесы, дорабатывает, в 1933 выходит роман Сергеева-Ценского
«Мишель Лермонтов».
В 1928 Сергеев-Ценский пишет трагедию «Гоголь уходит в ночь», которая в 1933
была издана как повесть под тем же названием. Она рассказывала о последних днях
жизни Гоголя.
В 1933 Сергеев-Ценский завершил работу над романом «Невеста Пушкина».
Рапповская критика 1920-х не принимала творчества Сергеева-Ценского, резко
отрицательно были оценены его начальные романы из эпопеи «Преображение России»,
историко-биогра-фические романы о писателях. Одна из статей такого плана
принадлежала Я.Эльсбергу (Контрреволюционный аллегорический бытовизм // На
литературном посту. 1927. №22-23).
В 1928 происходит встреча Сергеева-Ценского с М.Горьким. Первые письма от
Горького Сергеев-Ценский получил в 1916 после демобилизации из армии, последнее
письмо датировано маем 1936. «Моя переписка и знакомство с А.М.Горьким»
написаны в 1936, после смерти Горького. (В кн.: Флот и крепость. М., 1975.)
Тридцатые годы в творчестве Сергеева-Ценского были временем напряженной работы
и больших творческих успехов. Новым по проблематике и характерам героев стал
роман «Искать, всегда искать!». Он состоит из двух частей: романа «Память
сердца», написанного в 1932, и повести «Загадка кокса» (1935). «Искать, всегда
искать!» — роман о новой действительности, проникнутый пафосом созидания, стоит
в одном ряду с произведениями Л.Леонова, М.Шагинян, В.Катаева и др. писателей
этого времени. Сам Сергеев-Ценский, имея в виду «Загадку кокса», заметил, что
повесть «вышла производственной». Он нарисовал образы героев-созидателей,
открывателей Лени Слесарева и Тани Толмачевой, нашедших разгадку кокса.
В 1930-е Сергеев-Ценский вплотную работает над художественным воплощением темы
Первой мировой войны. Результатом станут романы «Зауряд-полк» (1934) и «Массы,
машины, стихии...» (1935). В «Преображение России» второй роман войдет под
названием «Лютая зима». Сергеев-Ценский раскрыл в романе «Зауряд-полк» судьбу
обычного рядового зауряд-полка от его формирования до гибели. Контрастно
изображены Сергеевым-Ценским солдатская масса и военное руководство, а также
стоящая за ним бюрократическая верхушка во главе с «зауряд-царем» Николаем II.
Сергеев-Ценский внимателен к деталям, характеризующим быт армии. Большая часть
событий в «Зауряд-полке» и «Лютой зиме» показана через восприятие бывшего
учителя и математика прапорщика Николая Ливенцева, человека честного и
думающего. Романы о Первой мировой войне углубили взгляд Сергеева-Ценского на
события недавнего прошлого. Они стали хорошей школой для работы писателя над
«Севастопольской страдой», наиболее известным и изученным произведением
писателя. Над «Севастопольской страдой» Сергеев-Ценский работал с 1936 по 1939,
в 1940 вышло первое книжное издательской эпопеи. Сергеев-Ценский была
присуждена Государственная премия 1-й степени за 1940.
Написанию «Севастопольской страды» предшествовала огромная работа по изучению
исторических источников. Писатель руководствовался хронологическим принципом:
он последовательно зарисовывает цепь событий с момента появления флота
союзников и до окончания Севастопольской обороны. В произведении почти нет
обобщенно-вымышленных героев, по словам Сергеева-Ценского, «все герои
исторические, то есть попадавшиеся мне в мемуарах о том времени».
Сергеев-Ценский следует традициям «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира»
Л.Н.Толстого, полемизирует с официальной историографией. Свою задачу как
художника Сергеев-Ценский видел в том, чтобы «из имени сделать образ». Начиная
свое повествование с описания бала в честь тезоименитства наследника престола,
Сергеев-Ценский вводит большое количество героев (Меншикова, Корнилова,
Нахимова и многие другие). Последовательно раскрывается писателем панорама
обороны Севастополя. Сильной стороной романа являются батальные сцены. В
«Севастопольской страде» картины боев нарисованы такими, какими они
запечатлелись очевидцами событий, описания приобретают индивидуальную, личную
окрашенность: субъективный взгляд героя выхватывает из общей картины отдельные
эпизоды, детали. В «Севастопольской страде» две России — Россия
крепостническая, самодержавная и Россия народная. С большой любовью, с
проникновением в психологию и внутренний мир героев обрисованы медсестра Даша
Севастопольская, матрос Кошка, талантливые и преданные России, отстаивающие ее
честь и достоинство Корнилов, Нахимов, Тотлебен. Сергеев-Ценский не
ограничивает себя изображением Севастополя: в его «Севастопольской страде»
представлена вся Россия — Петербург, Москва, провинция, деревня. Линия семьи
Хлапониных дает писателю возможность ввести в повествование действительность
крепостной России, рассказать о настроениях крестьян. Мастерски воссозданы
Сергеевым-Ценским портреты лиц, представляющих неприятельский лагерь, и тех,
кто за ними стоит. Писатель прибегает к историческим отступлениям, их
назначение — в разъяснении смысла вершащихся событий. Они органично вводятся в
текст. «Севастопольская страда» — книга любви к России, ее народу. Она написана
художником, обладающим огромными знаниями, мастером лепки характеров, писателем
с обостренным восприятием истории, чувством языка. Это и личная книга: отец
Сергеев-Ценский был участником обороны Севастополя. Сергеев-Ценский служил в
армии в Севастополе. Роман вырос из замысла учителя Сергеев-Ценский написать
детскую книжку о Севастополе.
После завершения «Севастопольской страды» ее тема продолжала волновать
писателя: были написаны пьесы «Вице-адмирал Корнилов», «Малахов курган»,
«Хлопонины».
Великая Отечественная война застала писателя в Алуште. Оставив там библиотеку,
архив, Сергеев-Ценский с женой эвакуируется в Куйбышев, потом некоторое время
семья живет в Алма-Ате.
В 1944 Сергеев-Ценский возвращается в Москву, а немного позднее — в Алушту. В
годы войны литературная деятельность Сергеев-Ценский была напряженной и
продуктивной. В «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде» печатаются
его публицистические статьи. Он пишет рассказы и повести на военно-историческую
тему («Гвардеец Коренной», «Гренадер Семен Новиков», «Синопский бой», «Флот и
крепость»), рассказы о людях, борющихся с фашизмом («В снегах», «У края
воронки», «Хитрая девчонка»). Писатель продолжает работу над «Преображением
России». Были завершены романы «Бурная весна» (1943) и «Горячее лето» (1944).
(Они вышли в свет под общим названием «Брусиловский прорыв».) Главная тема этих
романов — народ на войне. Создан достаточно сложный и трагический образ
Брусилова. Затем последовали романы «Пушки выдвигают» (1943) и «Пушки
заговорили» (1944). Они тоже о войне. В них поставлена проблема интеллигенции,
художника и действительности. Сергеев-Ценский говорил, что работа над
«Севастопольской страдой» дала ему большой разбег для освоения темы
«Преображения». «Разбег», продемонстрированный романами, написанными в войну,
не умалился в послевоенные годы, когда было создано еще несколько произведений.
В 1953 Сергеев-Ценский пишет повесть «Суд», она становится второй частью
«Преображения человека»; первая часть, «Наклонная Елена», была написана в 1913.
Созданная в 1910 повесть «Пристав Дерябин» дорабатывается писателем в
«Преображении России», в 1958 написана «Весна в Крыму». Осуществить свой
замысел полностью Сергеев-Ценский не успел. Многотомное «Преображение России»
создавалось на протяжении почти полувека, менялась жизнь, менялись взгляды
писателя. Все большее и большее внимание Сергеев-Ценский привлекали бурные
исторические события, катаклизмы, потрясающие Россию, менялись позиции героев,
их отношение к жизни. Можно вычленить несколько главных проблем, объединенных
общей идеей преображения России,— народ и война, народ и интеллигенция,
художник и действительность. В «Преображении России» есть герои, которые
переходят из произведения в произведение: художник Сыромолотов, прапорщик
Ливенцев, инженер Матийцев-Даутов.
В последние годы Сергеев-Ценский опубликовал несколько литературоведческих
статей: «Гоголь как художник слова», «Лермонтов как певец Кавказа», «Стиль
Тургенева по "Запискам охотника"» и др.
В 1943 Сергеев-Ценский был избран действительным членом Академии наук СССР, ему
была присуждена ученая степень доктора филологических наук. Сергеев-Ценский
имел правительственные награды, в день 80-летия 30 сент. 1955 был награжден
орденом Ленина.
Соч.:
СС: в 10 т. / под ред. Н.И.Замошкина; вступ. статья В.Борисова. М., 1955;
СС: в 12т./ вступ. статья В.Козлова и Ф.Путнина; под общей ред. Н.Любимова. М.,
1967;
Повести и рассказы: в 2 т. М., 1975;
Флот и крепость: Избранное / послесл. Н.Н.Кружкова. М., 1975;
Талант и гений / сост. и примеч. В.Козлова. М., 1981;
Бурная весна: Повести и рассказы. Роман. Воспоминания / предисл. и примеч.
В.Козлова. М., 1985;
Горячее лето: Рассказы, повесть, роман / сост. и примеч. В.Козлова. М., 1987;
Преображение России (4-й цикл романов и повестей). М., 1991;
Преображение России: эпопея. М., 1985;
Севастопольская страда: эпопея. М., 1985.
Лит.:
Макаренко Г.С. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский: Критико-биографический очерк.
Симферополь, 1957;
Шевцов И. Орел смотрит на солнце. М., 1963;
Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман 20-х и 30-х гг. М.; Л., 1962;
Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980;
Ларина М.П. Сергеев-Ценский в работе над историческими источниками
«Севастопольской страды» // Ученые записки Саратовского университета. Т.67.
Вып. филолог. 1959;
Пресняков О.Л. С.Н.Сергеев-Ценский // История русской советской литературы: в 4
т. Т.2. М., 1967;
Плукш Л.И. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (Жизнь и творчество). М., 1968.
А.И.Филатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|