|
Решетов Александр Ефимович
[21.9(3.10).1909, д. Осетки (ныне Псковская обл.), недалеко от уездного г.
Невеля — 26.12.1971, Ленинград]
— поэт.
Родился в многодетной крестьянской семье, уделом которой были бедность и
тяжелый труд на земле. После окончания начальной школы Решетов поступил в
Невельскую школу 2-й ступени. «Поступление в среднюю школу было большим
событием в семье — ведь за всю неписаную историю нашего рода никто не уходил
учиться дальше сельской приходской школы. Да и во всей деревне это был первый
случай» (Решетов А. Стихотворения, М.; Л., 1963. С.8). Проучившись 2 года в
Невеле, Решетов прервал занятия и приехал в Ленинград, с которым и оказалась
связана дальнейшая судьба поэта. Окончив ФЗУ Табачного треста, Решетов работал
слесарем на фабрике им. К.Цеткин и учился в вечерней школе. Новая жизнь,
наполненная впечатлениями большого города, пробуждала желание выразить себя в
поэтическом слове. Своими первыми опытами молодой рабочий делится на занятиях
литературного кружка при журнале «Резец», который вел поэт А.П.Крайский
(Кузьмин). В июньском номере «Резца» за 1927 появляется его стихотворение «Эй,
паровоз, накручивай...». Вслед за ним Решетов публикует стихи в журнале «Юный
пролетарий», «Звезда», «Смена», «Красная нива», «Нива», «Октябрь», в газете
«Комсомольская правда».
В 1931 выходит его первая книга стихов «Так мы живем». По признанию Решетова,
его стихи, биографичные в своей основе, писались по душевной потребности. В
биографии поэта преломились пути, которыми приходили в литературу Б.Ручьев,
Б.Корнилов, О.Берггольц, Я.Смеляков и др. Судьба и духовный мир поколения,
начинавшего свой путь на индустриальной новостройке и в колхозе, прошедшего
через Великую Отечественную войну и вступившего в послевоенную пору,
преломились в поэтическом творчестве Решетова. Герои его ранних стихов —
молодые современники: «парень из нарвских рабочих ребят», девушка со
«Светланы»: «Я не знаю — поздно или рано / Песня запевается о ней. /
Здравствуй, ленинградка со "Светланы": / Светлый образ твой в душе моей».
Строительство города в Хибинах стало фактом гражданской и творческой биографии
Решетова. Суровая красота Севера, природа Кольского полуострова не уводят,
однако, и от «отчих истоков»: родная д.Осетки по-прежнему светит ему на пути
нравственного и творческого самоопределения. Активен интерес Решетова к судьбе
и духовному миру человека-труженика. Он рисует портреты современников. Это и
геологи Кольского полуострова, и «дочь народа» актриса
Корчагина-Александровская, и писатель А.Чапыгин. Творчество поэта и работа
строителя, возводящего здания школ и клубов, едины в своей сути, и Решетов
дорожит приязнью таких людей, как ленинградский каменщик Илья Матросов, хранит
«тепло его крепкой ладони».
Поэтическим циклом «Северные стихи» (1941) завершается довоенное творчество
Решетова. С первых дней войны он на фронте. Родники чувств, воспламеняющих душу
и зовущих на подвиг, поэт открывает в местах детства и юности. Поэма,
написанная в 1943, названа «Сторона родная»: «Мне цветы приснились луговые — /
Огненные, / Дымно-голубые, / Пуха лебединого белей, / А иные / Синих глаз
синей». Трагическая реальность войны и в патетике стихотворения «Клятва», и в
зарисовках фронтового быта, и в экспрессивной образности картин блокадного
Ленинграда, и в мужественной скорби стих, о горе старого сельского учителя, у
которого «сына в злосчастном году / Оккупанты, изранив. / Повесили в школьном
саду...»
После окончания войны Решетов возвратился в Ленинград. Свой стихотворный цикл,
которым открывается новая страница его творческой биографии, называет «Я
вернулся домой...». Не только гордость Победой, но и боль утрат, тревога и
печаль, навеянные видом разоренной земли, горем и нуждой людей, окрашивают его
стихи. Углубляются мотивы родины, ей поэт отдает «тепло невыдуманных слов».
Недаром эпиграфом к сборнику «Старая родня» (1947) избраны строки Ф.И.Тютчева:
«Нет, моего к Тебе пристрастья / Я скрыть не в силах, мать-земля...»
Для Решетова характерна способность в приметах явлений локальных видеть
знаменательные черты времени. Таково стихотворение «Лесной ручей», в котором
затаена полемика с проявлениями иллюстративности в изображении масштабных
свершений эпохи. Каких бы сторон действительности ни касался поэт, его не
покидают мысли о главном — о родном народе, о его историческом пути и
современной судьбе: «Говорят, что думать о главном / Лишь с годами людям дано»
(«Хлеб»). В поэзию Решетов приходит та высокая простота, которая доступна
таланту в его зрелую пору. Стихотворный цикл «Мне в грустный час подумалось о
том...», может быть, полнее всего выявляет творческую индивидуальность поэта:
«За боль и грусть от всех моих потерь / Я не просил у жизни снисхожденья, / Как
мне назвать свой непокой теперь / Нежданного и позднего цветенья?» Образ
человека, влюбленного в родную землю, доброго и слегка ироничного, встает в
стихотворных циклах Решетова 1960-х. Не мелочное стремление к самоутверждению,
а беспокойная мысль о времени, тревога, вызванная проблемами жизнеустройства,
определяют смысл и направление его творческих исканий. Решетов развенчивает
мнимые ценности в искусстве: «Я не люблю бумажные цветы / С их лживою
красивостью бездушной...» («Я не люблю бумажные цветы...»).
В стихотворении «Тщеславие» сквозь грустную иронию прорывается озабоченность
поэта судьбой совр. поэтического слова: «Мне жаль, что из движущих нашими
душами сил / Тщеславие нас покидает последним».
Уроки нелегкой жизни и творческий опыт принесли в поэзию Решетова не только
новые темы, но и углубление мотивов, которые уже звучали прежде. Пейзажная
лирика насыщается философскими размышлениями о коренных проблемах жизни, о
долге человека перед ликом природы, о тяжких последствиях нарушения законов
разума и гуманизма. Таково, например, стихотворение «Роща», в котором неизбывна
мысль о родной природе как материнском лоне жизни, источнике красоты,
приносящем людям покой и счастье, ощущение полноты бытия: «Пусть топор березу
не ударит, / Тронь ее ладонью и щекой, / И душе мятущейся подарит / Роща
величавый свой покой». Поэт с грустью говорит о редеющих колхозных лесах, о
нерадивых и жестоких вторжениях в природу: «Все мне думалось, кто-нибудь скажет
/ С болью в сердце об этой беде. / Нет. Некрасовской плачущей Саши / Я в
колхозе не встретил нигде» («В одном колхозе»). В сыновней преданности Отчизне
Р. обретает смысл жизни и свою творческую позицию: «Отца и мать не выбирают — /
Какие есть, таким и быть, / Не знаю, кто родному краю / Обиду смеет
предъявить...» («Отца и мать не выбирают...»). Нравственная непримиримость ко
всему, что искажает лик жизни, выраженная в поэтическом слове, подлинном и
исконном, снискали Решетову признание читателей, с доверием внимающих его
словам: «В саду моих стихов / Горчат плоды иные, / Но ядовитых нет...» («В саду
моих стихов...»).
Соч.:
Стихотворения (1929-1949). Л., 1950;
Дороги и думы: Стихи разных лет / предисл. С.Воронина. Л., 1963;
Избранная лирика / предисл. Б.Ручьева. М., 1966;
Из моих десятилетий: Избранная лирика / послесл. Л.Хаустова. Л., 1969;
Запавшие в душу картины: Поэмы. Баллады. Стихотворения. Л., 1972;
Перед лицом Пушкина / вступ. статья А.Хватова. М., 1974.
Лит.:
Губко Н. Поэзия Александра Решетова // Нева. 1959. №10;
Соловьев Б.И. Поэзия и критика. М., 1966. С.117-137;
Пантелеймонов Н.С. Александр Решетов: Критико-биографический очерк. Л., 1974;
Полюзов Ю.Ф. Знал, видел, говаривал: Рассказы о писателях. Л., 1985. С.170-183;
Хватов А.И. Пути народности и реализма. Л., 1980. С.315-332;
Воронин С.А. Время итогов: Рассказы, очерки, статьи. Л., 1987. С.213-219.
А.И.Хватов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|