|
Осоргин Михаил (настоящее имя Михаил Андреевич Ильин)
[7(19).9.1878, Пермь — 27.11.1942, Шабри, Франция]
— прозаик, публицист, критик, библиофил.
Отец Осоргин — потомственный дворянин, юрист по образованию, в 1860-е принимал участие в разработке крестьянской и судебной реформ. После окончания классической гимназии в Перми в 1897 Осоргин поступает на юридический факультет Московского университета, который оканчивает в 1902.
С 1904 — член партии эсеров. Сколько-нибудь видной роли в партии он не играл.
В дек. 1905 Осоргин был арестован (его спутали с однофамильцем), через полгода под денежный залог освобожден из Таганской тюрьмы. Он тайно покидает Москву, через Финляндию и Германию добирается до Италии. Первая эмиграция длилась с 1906 по 1916. Первая крупная работа «Очерки современной Италии» (1913). Она содержит характеристики социальной, политической и культурной истории Италии; книга эта «плод незаконной любви к стране одного из загостившихся поклонников», который, «будучи слишком славянином душой, не мог и не может забыть свою родину-мать Россию». В издательстве «Задруга» выходят сборник рассказов и очерков: «Призраки» (1917), «Сказки и несказки» (1918). Очерк «Охранное отделение и его секреты» (1917) основан на документах Московской охранки.
В 1916 кружным путем Осоргин возвращается в Россию. Февральскую революцию Осоргин принял, иным было его отношение к Октябрю.
В становлении Осоргина-писателя немалую роль сыграла его газетная работа. Первая публикация была сделана 18-летним Осоргиным (Пермские губернские ведомости. 1896. 19 марта). В первые послереволюционные годы Осоргин активно сотрудничал в московской независимой печати (газета «Власть народа», «Луч правды» и многие другие).
Книга Осоргина «Из маленького домика. Москва 1917-1919» (Издательство русских писателей. Рига, 1921) передает настроения писателя, его взгляд на события в России, когда, по его словам, жизнь была «не то страшная сказка, не то оскорбительная хроника, не то великий пролог новой божественной комедии» (С.5). Название «Маленький домик» имеет реальный и символический смысл: «я завел себе маленький домик, чтобы уберечься от заражения общественной истерией» (С.32), другими словами, «уход из мира в самого себя», но, как оказывается в действительности,— «земля держит крепко». «Маленький домик» автобиографичен: картины детства, годы вдали от родины, размышления о революции. Идеи «Маленького домика» найдут свое продолжение в более поздних произведениях писателя. По просьбе Вахтангова Осоргин переводит пьесу К.Гоцци «Принцесса Турандот».
В первые послереволюционные годы Осоргин занимался общественной деятельностью: был избран вице-председателем Всероссийского СП, участвовал в организации книжной лавки писателей, был членом комитета помощи голодающим, организованного при участии М.Горького. Члены комитета были арестованы, Осоргин выслан в Казань. В Москву вернулся в 1922.13 сент. 1922 вместе с большой группой ученых и писателей выслан из России.
С осени 1923 Осоргин обосновался в Париже и стал активно сотрудничать в эмигрантской прессе Берлина, Парижа и многих других городов. Книга «Там, где был счастлив» (1928) вобрала в себя рассказы, написанные с 1916 по 1928. Это воспоминания Осоргина об Италии и дореволюционной России. О прошлом писатель говорит тепло и любовно, мысленно он соотносит то, что было, с тем, что произошло за десятилетие после Октября. Многого тогда еще не было. Войны были маленькими, революции кончались впустую, «героем почитался тот, кто боролся за Отечество, а не против своих граждан» (С.64). Значительный литературный успех Осоргин связан с романом «Сивцев Вражек» (Париж, 1928; первая публикация в России: Урал. 1989. №5-7). Роман был удостоен литературной премии в Америке.
Осоргин — писатель, последовательно занимавший патриотическую позицию по отношению к России. До 1937 у Осоргина был советский паспорт. «Нет, Россия не погибнет, не такова страна»,— писал Осоргин в «Сивцевом Вражке». В биографической книге «Времена» писатель утверждает: «Отсюда, из Европы, Россию не поймешь». В художественном мире Осоргина представление о времени, о вечном потоке жизни — одно из главных. События российской истории, Первая мировая война, революция и Гражданская война в романе «Сивцев Вражек», первая русская революция и деятельность революционеров-террористов в романе «Свидетель истории» рассматриваются как одна из преходящих составных вечной, непрекращающейся жизни. Исторические события, художественно исследуемые Осоргиным, вписаны во время. Судьба человека, если она совпала с крупными историческими коллизиями, не замкнута только в рамки вершащейся истории, она шире, многообразнее в своих связях с жизнью (природа, дом, любовь, искусство). Исторические события и судьбы героев соотнесены со Вселенной. «В беспредельной Вселенной, в Солнечной системе, в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка в своем кабинете сидел в кресле ученый-орнитолог Иван Александрович» — так начинается роман «Сивцев Вражек».
По Осоргину, слияние человека с природой — одно из проявлений гармонии мироздания. В этическом мире Осоргина приоритеты отданы доброте. Представление о доброте предполагает живое, заинтересованное отношение к жизни, внутреннюю интеллигентность, душевную чуткость. Осоргин лиричен, мягко ироничен. Повествование Осоргина выливается в небольшие главки, они имеют заглавия, отражающие взгляд писателя на мироздание («Космос», «Время», «Уход человека», «Видения», «Случай с часами», «Минута», «Октябрь», «Пуля»). Писатель меняет повествовательные планы, ракурсы, дает, по его словам, «картины ленты бегущего кинематографа». Оценивая события революционной эпохи, Осоргин приходит к мысли (она в несколько ином оформлении присутствовала в «Маленьком домике») о невозможности как безусловного оправдания, так и безоговорочного осуждения той или другой противоборствующей стороны. Сложность, по Осоргину, заключалась в том, что «были и бились между собой две правды и две части — и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших».
Исторический роман «Свидетель истории» (Париж, 1932) художественно исследует русский революционный терроризм, к которому писатель относился отрицательно. Осоргина не интересуют исторические факторы и социальные мотивы. Герои Осоргина — молодые люди: Наташа Калымова, братья Гракхи, Олень. У главной героини есть реальный прототип (эсерка-максималистка Н.С.Климова). Осоргина интересует, что же происходит с молодыми людьми, почему они идут убивать. Наташа была нравственно добрым человеком (душа питалась здоровой рязанской природой). Но в воздухе носились модные идеи: «Наташа забыла Бога, но поспешила сделать богом «белокурого зверя». Через роман проходит мотив жертвенности неразумных пылких юношей, которые шли убивать во славу миража — счастья будущих поколений («Совсем еще не оперившийся птенчик революции, совсем девочка, простая и ясноглазая» — о Наташе). Реальность обернулась непрерывным спектаклем, блестящим цирком, в котором акробаты ежеминутно рискуют ошибиться «в математическом расчете своего воздушного полета и разбиться насмерть». Не случайны названия глав «Свидетеля истории» — «Роли сыграны», «Иллюзион», «Антракт». Героиня Осоргина прозревает: «и случилось чудо возвращения к простой полноценной человеческой жизни — к природе, к ласковости леса и ясности бытия».
Продолжением «Свидетеля истории» стала «Повесть о концах» (Берлин, 1935), их объединяет образ отца Якова, «свидетеля истории», которым движет любопытство к людям, он пишет свою летопись России. У отца Якова есть прототип — Яков Васильевич Шестаков, ему Осоргин посвятил очерк «Отец Яков» (см.: Мемуарная проза. Пермь, 1992). Весьма экономными средствами вводятся исторические лица — «человек в желтых гетрах» (Савинков), «чистейший бессребреник, за цифрами не видевший людей» (Ленин).
К историческим романам примыкает книга Осоргина «Повесть о некоей девице. Старинные рассказы» (Таллин, 1938). Семь исторических рассказов Осоргина опубликованы в журнале «Юность» (1990. №5). Сюжеты «старинных рассказов» найдены писателем в народных преданиях. В рассказе «Конец Ваньки Каина» Осоргин оговаривает, что в основе его лежит легенда, «историкам неизвестная... а нами подслушанная в тех самых лесах и по течению тех самых рек». Осоргин мечтает, что «старобытность» и современность объединяет одно чудо: «чудо человеческой души». Природное и чувственное зачастую находятся в оппозиции к социальному, законному, государственному. Появлению «Повести о некоей девице» способствовали библиофильские увлечения Осоргина, начавшиеся еще в период работы в книжной лавке писателей в Москве. В «Заметках старого книгоеда» (публикация в России: 1989) Осоргин дает восторженное описание старинных книг, которые поразили его своей наивной прелестью и безыскусственностью.
Единственная книга Осоргина о жизни эмиграции — «Вольный каменщик», изданная в 1930-е (в России — 1992). Герой романа — человек «со смешной фамилией и добрым сердцем», обычный «срединный» человек Егор Егорович Тетехин случайно, по предложению сослуживца, вступает в масонскую ложу и открывает для себя иной, духовный мир. Сам Осоргин определил руководящую идею своего произведения в «противопоставлении профанного разума посвященному познанию вещей» (Осоргин стал масоном в 1914). Г.Струве справедливо вычленил в «Вольном каменщике» несколько важных проблем, обозначенных Осоргин: денационализация эмиграции, рост тоталитаризма, урбанистичность цивилизации.
В Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем у Осоргина был небольшой садовый участок, на котором он усердно и с наслаждением трудился. Не случайно название его книги «Происшествия зеленого мира. Огородные записи» (София, 1938). Книгу Осоргин издает для «зараженных тягой к земле и страстной жаждой создать свой мир — без злобы, политики и удушливых газов» (С.5). Каждый из рассказов является гимном земле, ее плодотворящей силе, хвалебной песнью всему тому, что произрастает на обычном огороде. Не доверяя абстрактным идеям, Осоргин возвращается к мысли о природе как важнейшем факторе в формировании взгляда человечества на мир: «Миросозерцание нужно построить не на зыбкой почве отвлечений, а на твердой земле, родоначальнице живущего, на любви к Природе» (С.6).
В июне 1940 Осоргин покидает Париж и поселяется в маленьком городке Шабри, находящемся в 230 км от Парижа и отделенном от оккупированной зоны небольшой речкой. Осоргин вновь обращается к публицистике: в течение 1940—42 он пишет статьи для газеты «Новое русское слово», они вышли отдельными сборниками «В тихом местечке Франции» (1946), «Письма о незначительном».
Одна из лучших книг Осоргина — книга воспоминаний «Времена» (Париж, 1955). В литературном наследии Осоргин немало произведений мемуарного плана. Значительные сами по себе, они в то же время были талантливыми этюдами, предшествовавшими «Временам». На фоне обширной мемуарной эмигрантской литературы «Времена» выделяются оригинальностью, художественностью, отточенностью мастерства, особым чувством русского языка. Большое, разностороннее, талантливое литературное наследие Осоргина постепенно возвращается в Россию. Пока переизданы только главные книги; предстоит большая собирательская и исследовательская работа.
Соч.:
СС: в 2 т. / редколллегия Т.А.Бакунина-Осоргина. М., 1999;
Времена: Автобиографическое повествование. Романы / вступ. статья В.Л.Афанасьева; послесл. В.Дольникова М., 1989;
Заметки старого книгоеда / сост., вступ. статья и прим. О.Г.Ласунского. М., 1989;
Времена: Романы и автобиографическое повествование / сост. и примеч. Е.Зашихина. Екатеринбург, 1992;
Воспоминания. Повесть о сестре / сост., вступ. статья и прим. О.Г.Ласунского. Издательство Воронежского университета, 1992;
Вольный каменщик: повесть, рассказы / предисл. О.Ю.Авдеевой и А.И.Серкова. М., 1992;
Мемуарная проза / сост., предисл. и прим. О.Г.Ласунского. Пермь, 1992;
Литературные размышления // Вопросы литературы. 1991. Нояб., дек.;
Письма к старому другу в Москву // Родина. 1989. №4;
Сивцев Вражек: сб. / сост. и прим. В.Н.Дядичева и А.С.Иванова. М., 1999;
Московские письма / сост., послесл, комм. Е.Г.Власовой. Издательство Пермского университета, 2003.
Лит.:
Бармаш И.В., Финк Д.М., Осоргина Т.А. Михаил Андреевич Осоргин: библиография: на французском яз. Париж, 1973;
Бекка-Пасквинелли А. Жизнь и воззрения М.А.Осоргина. Флоренция, 1986;
Писатель и библиофил Михаил Андреевич Осоргин: библиографические материалы. Л., 1989;
Курбатов В. Космос хаоса // Москва. 1990. №7;
Агеносов В.В. Идеалы Серебряного века и фантомы железного XX в. в прозе Русского зарубежья: М.Осоргин и Н.Нароков // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Третьи дягилевские чтения. Пермь, 1993;
Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции. Осоргинские чтения. 1994. 23-24 нояб.;
Поликовская Л.М. А.Осоргин в собственных рассказах и документах ГПУ // Минувшее: исторический альманах. М.; СПб., 1996. Вып.19. С.199-209;
Марченко Т.В. Осоргин // Литература Русского зарубежья. 1920-1940. М., 1993;
Ласунский О.Г. Моя осоргиниана // Библиография. 1997. №4.
А.И.Филатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|