AZ-libr.ру

информационный портал





Бородин Леонид Иванович [14.04.1938]

Бородин Леонид Иванович
       [14.4.1938, Иркутск]
       — прозаик, поэт, публицист.
       Родился Бородин в семье сельских учителей. Воспитание получил в духе советского патриотизма. По окончании общеобразовательной школы по призыву партии поступает в школу милиции в Елабуге, где, в свете разоблачений XX съезда КПСС, происходит его первая серьезная переоценка основных жизненных ориентиров.
       В 1956 Бородин поступает на филологический факультет Иркутского университета. В то же самое время в этом заведении обучались В.Распутин, А.Вампилов, М.Ворфоломеев. Бородин принимает активнейшее участие в организации студенческой группы «Свободное слово», которая ставила перед собой задачу самостоятельного осмысления русской истории. Выход свободного печатного органа и появление в нем «Басни о Хрущеве» привели к тому, что уже через семестр Бородин был исключен из комсомола с последующим отчислением из университета — «за политическое фрондерство».
       В 1958 Бородин уезжает на «ударные стройки», по его словам, «познавать идеологию рабочего класса». Работает в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. Поступает учиться на заочное отделение историко-филологического факультета педагогического института в Улан-Удэ. Преподает историю на железнодорожной станции на Байкале. После окончания института — директор школы в Бурятии на станции Гусиное Озеро.
       В 1964 Бородин приезжает в Ленинград для поступления в аспирантуру на кафедру истории философии ЛГУ. Темой для диссертации выбирает «Ранний (неокантианский) период философского творчества Н.Бердяева». Работы этого русского философа заставляют Бородина по-новому посмотреть на историю общественной жизни в стране. Через Н.Бердяева он знакомится с христианской доктриной развития общества, что сближает его с членами тайной политической организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов». ВСХСОН был военизированной организацией, ориентированной на вооруженный захват власти. Создателем и руководителем этой организации был И.Огурцов. В ее состав входили преподаватели и студенты ленинградских вузов, техническая интеллигенция городских предприятий. В основу деятельности была положена идея построения христианского государства социальной направленности, как она была изложена в работах А.Хомякова, Вл.Соловьева, Вяч.Иванова, И.Солоневича и Н.Бердяева. Религия рассматривалась только как социальный институт, несущий положительную мораль. Такая, во многом ограниченная религиозность была больше политическим действом, чем духовным поиском, о чем свидетельствует уже тот факт, что большая часть участников ВСХСОН (в т.ч. и сам Бородин) не были крещеными людьми.
       В аспирантуру Бородин не поступил; стал работать директором школы в д.Серебрянка Лужского р-на Ленинградской обл. Увлекался музыкой, сочинял песни на свои же стихи. На страницах местной газеты «Лужская правда» появляются первые публикации его «чистосюжетных» рассказов. И, конечно же, принимает самое непосредственное участие в деятельности ВСХСОН.
       Организация просуществовала менее 3 лет, ее деятельность была прекращена органами правопорядка. Вместе с Бородиным на скамью подсудимых попали 29 активных ее членов. Основные программные документы организации вместе с историей ее деятельности опубликованы в первом номере журнала «Посев» (Мюнхен) в 1971.
       Находясь в следственной тюрьме, в ожидании приговора, Бородин пишет свои первые зрелые произведения: «Перед судом», «Повесть странного времени», «Вариант». Герои его произведений — выходцы из различных социальных слоев общества, они сталкиваются вокруг себя с проявлением лжи и насилия, но их одиночных усилий оказывается недостаточно, чтобы одолеть зло. Их дело не находит народной поддержки и они остаются не понятыми окружающими.
       Лагерный срок с 1968 по 1973 Бородин проводит в мордовском лагере для политзаключенных №17-а. Одновременно с ним там отбывают наказание писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль.
       Сущность советских исправительных лагерей 1960-70-х заметно отличалась от «сталинских». В них угрозе физического уничтожения противопоставлялось моральное подавление личности. Лишь строгое соблюдение установленных поведенческих правил способствовало выживанию в «зоне» и давало некоторую свободу в отстаивании собственных прав. Бородин участвовал в целом ряде акций протеста, за что был переведен во Владимирскую тюрьму, где и отбывал оставшееся время своего 6-летнего заключения. Свои лагерные впечатления выразил в рассказе «Полюс верности» (1975) и повести «Правила игры» (1985), которые ставят его в один ряд с такими писателями, знатоками лагерного быта, как А.Солженицын и В.Шаламов.
       Освободившись в февр. 1973, Бородин сближается с В.Осиповым, издателем первого легального машинописного журнала «Вече», где печатает несколько своих статей. После ареста В.Осипова одноименное издание с тем же идеологическим направлением (русская национальная идея) стало осуществляться русскими эмигрантами в Мюнхене; в Советском Союзе продолжением линии московского «Веча» стал рукописный «Московский сборник», редактором его был Бородин.
       Кроме журналистской деятельности Бородина в это время много работает над художественной прозой, которую отличает эмоциональная сдержанность и обращение к глубинам народного сознания. Главным действующим лицом его произведений становится рядовой сельский труженик, весьма далекий от перипетий смутного времени, всем сердцем преданный родной земле и отстаивающий свою особую «третью правду» в этой жизни всеми доступными способами.
       Не имея возможности публиковаться на страницах отечественной печати, Бородин печатается в таких западных изданиях как «Грани», «Посев» и «Вече» (Мюнхен). В 1978 в издательстве «Народно-трудового союза» (НТС) выходит отдельной книгой сборник его рассказов «Повесть странного времени», получивший положительный отклик западной литературной критики. В конце 1970 — начале 1980-х Бородин печатает на страницах журнала «Грани» (Мюнхен) и выпускает отдельными тиражами повести «Гологор», «Третья правда», «Год чуда и печали».
       Признание за рубежом не находит отклика на родине. Все это время Бородин вынужден скитаться вместе с семьей по стране в поисках угла и работы. Проживание в крупных городах России ему было запрещено. На работу, даже самую неквалифицированную, его не брали. Но, несмотря на сложное материальное и моральное положение, покидать родину Бородин категорически отказывается, хотя такая возможность ему предоставлялась не один раз. Для Бородина всякая эмиграция, в сущности, всегда побег, в известной степени уклонение, потому что «всегда имеется альтернатива: остаться и бороться, бороться и погибнуть» (К русским эмигрантам // Вече. Мюнхен. 1984. №15).
       Главным мотивом выступлений Бородина как публициста на страницах мюнхенского журнала русской эмиграции «Вече» стало отстаивание российской государственности в том виде, в каком она была выработана на протяжении многих веков православной истории. По своим политическим взглядам Бородина сближается с позицией А.Солженицына, считая, что всякая инициатива намечаемых в обществе перемен должна исходить непосредственно из нужд самого Российского государства, а не быть привнесенной извне.
       Итоговой работой этого периода можно считать роман Бородина «Расставание» (1982), где в художественной форме дана яркая характеристика социальных процессов, протекающих внутри советского государства. Вначале писатель думал назвать его «Другая жизнь», что более соответствовало тону повествования, но появление в это время в печати романа Ю.Трифонова с тем же названием побудило писателя изменить заглавие. В романе Бородина выступает с резкой критикой всей политической оппозиции в стране, которая в своем непримиримом стремлении отстаивания «общечеловеческих свобод» зациклилась на себе. И, как истинное народное чаяние, противопоставляет ей патриархальный уклад жизни российской провинции, в котором выразилась вся сущность социального строя прежней России.
       В 1982 Бородина вновь арестовывают за сотрудничество с западными изданиями и осуждают на 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки, как «не ставшего на путь исправления». Его друзьям удалось передать рукописи Бородина за границу. В этот период выходит более 20 книг Бородина, переведенных на различные языки.
       В 1983 писатель Г.Владимов отказывается от присужденной ему премии «Свобода» французского ПЕН-клуба в пользу Бородина за его «Повесть странного времени».
       В 1987 на волне «перестройки» дело Бородина повторно рассмотрено и писателя выпускают по амнистии на свободу.
       В 1988 им написана повесть «Женщина и море», где сквозь призму нарастающих перемен в обществе показано появление нового поколения российских людей, для которых понятия веры, чести и достоинства не имеют никакой ценности; все ими сбрасывается со щитов ради единственной цели — материального обогащения.
       К 1989 относится первая публикация «зрелых» произведений Бородина у себя на родине. За рассказы «Встреча», «Вариант» и «Посещение» (Юность. 1989. №8) он получает премию им. Б.Полевого. В том же году итальянской премией «Гринзане Кавур» отмечен его роман «Расставание».
       В 1990 в московском издательстве «Современник» выходит книга «Повесть странного времени», куда вошли лучшие произведения Бородина. О нем заговорили как о значительном писателе последних лет. Положительные отзывы о его творчестве дали А.Солженицын, Г.Владимов, Л.Аннинский и др.
       В 1990 Бородин руководит отделом прозы журнала «Москва», а с 1992 становится его главным редактором. При нем это издание обретает свой завершенный облик журнала русской культуры. В основе его культурной политики лежат два основных постулата: православие и российская государственность как не подлежащие сомнению ценности. Этот журнал первым вводит на свои страницы целый христианский раздел «Домашняя церковь»; на его страницах печатаются произведения видных представителей русской эмиграции. Сам Бородин из номера в номер ведет «Страничку главного редактора», где он пытается осмыслить основные вехи русской истории, вглядеться в ее непредсказуемую сущность. Разбирая свои старые конспекты и дневниковые записи, Б. приходит к выводу относительно современного состояния общества: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые — едва ли». Наиболее часто для сравнения нынешней ситуации в стране писатель упоминает Смутное время Московского государства, история которого наглядно показала, насколько взаимосвязаны Россия и православие, что умаление одного за счет другого всегда ведет общество к гибели. Любое вмешательство извне, под каким благовидным предлогом оно ни было бы совершено, не несет никакого позитива в жизнь общества. Спасение сокрыто в глубине сознания самого народа. Сможет ли русский человек, сознавая свое внутреннее несовершенство, в переломные для страны дни переступить через личные амбиции и найти единственно верное решение? Об этом и первая историческая повесть Бородина «Царица смуты» (1996), и роман «Трики, или Хроника злобы дней» (2001).
       В 1993 журнал «Наш современник» печатает роман «Божеполье», показывающий трагедию семьи бывшего номенклатурного работника, оказавшегося не у дел и пытающегося воздействовать на окружающий его мир с позиции старого кабинетного права. В следующем году в философской повести-притче «Ловушка для Адама» дается развернутая картина эсхатологического переживания настоящего времени на примере одной небольшой семьи, волею случая оказавшейся оторванной от всего мира, «одуревшего от свободы, ничего доброго не познавшего, кроме свободы ненависти». издательство «Акме» в Санкт-Петербурге в том же 1994 выпускает книгу его лучшей прозы последних лет.
       Оглядываясь на прожитые годы, Бородин не может не анализировать свое положение в жизни страны. С юношеских лет выступивший на борьбу с косным сознанием госаппарата и посвятивший себя служению обществу, он ясно сознает, что правильное следование единожды выбранному пути не предполагает выбора. Безальтернативность такого существования сродни иноческому служению. Романом жизни можно назвать автобиографическое повествование Бородина «Без выбора» (2003).
       «За творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды» в 2003 Бородину присуждена литературная премия «России верные сыны» им. Александра Невского. А Русская Православная Церковь награждает его орденом Преподобного Сергия Радонежского.
       Точную характеристику творчества Бородина иносказательно дал Г.Владимов, так описывая свою встречу с писателем: «Я сразу узнал автора его книг — романтичного, простодушного и в то же время пытливого и твердого в своих убеждениях... Интересное, волевое лицо, этакий капитан дальнего плавания. Когда такой на мостике стоит — можно в кубрике спать спокойно, ничего с кораблем не случится» (цит. по: Волков Б. «По небу полуночи ангел летел...» // Учительская газета. 1990. 20 окт.).

Соч.:
       Опыт теологического оправдания нации // Вече. Мюнхен. 1983. №9;
       Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа // Вече. Мюнхен. 1984. №13;
       Правила игры // Грани. 1986. №140;
       Повесть странного времени. М., 1989;
       Полюс верности // Енисей. 1990. №1
       Посещение. Музыка моего детства // Роман-газета. 1991. №4. С.66-77;
       Изломы: стихи. М., 1992;
       Невостребованные пророчества // Наш современник. 1992. №8;
       Перед судом // Юность. 1992. №4-5;
       Ловушка для Адама. СПб., 1994;
       Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова // Роман-газета. 2000 №24;
       Русская смута. М.; 2001;
       Посещение. М., 2003;
       Без выбора. Автобиографическое повествование. М., 2003.

Лит.:
       Вагин Б. Жестокий приговор русскому писателю // Вече. Мюнхен, 1983. №10. С.205-214;
       Бондаренко В Несломленный: О Л.Бородине // Слово. 1989. №10;
       Тимошенко О. Где она, «третья правда»? // Москва 1990. №6. С.204-206;
       Аннинский Л. Правда и правдежки // Литературная газета. 1990. 7 нояб.;
       Ульяшов П. Воры и диссиденты // Книжное обозрение. 1990. №11. 16 марта. С.6;
       Верин В. Три правды // Литературная газета. 1990. №6. 17 февр. С.4;
       Агеев В. На улице и в храме // Знамя. 1990. №10. С.228-237;
       Шкловский Е. Ускользающая реальность // Литературное обозрение. 1991. №2. С.10-18;
       Марченко Т. Смятенные люди смутного времени // Литературная Россия. 1991. №16. 19 апр. С.9;
       Меньшиков В. [Послесл. к повести «Третья правда»] // Роман-газета. 1991. №4. С.65-66;
       Клименко Е. В ожидании Афродиты, или Парадоксы прозрения // Литературное обозрение. 1991. №6. С.67-69;
       Кунаев С. Дон Кихоты и «третья правда» // литература в школе. 1991. №2. С.56-62;
       Штокман И. Слово и судьба // Наш современник. 1992. №9. С.178-185;
       Волков Б. «По небу полуночи ангел летел...» // Учительская газета. 1992.20 окт.;
       Савкина И. Помочь не отчаяться // Север. 1992. №2. С.149-155;
       Варламов А. Не палачи, не жертвы. О прозе Леонида Бородина // Литературная газета. 1992. №20. 13 мая. С.4;
       Шафаревич И. «Я сын Руси с ее грехами и благодатями ее...» // Бородин Л. Изломы. Русло. 1992. С. 3-4;
       Пресечь враждебные проявления «русизма» // Источник. 1994. №6. С.106-111;
       Басинский П. Он пугает — мне страшно // Литературная газета. 1994. №45. 9 нояб. С.4;
       Рябова Т.В. Проза Л. Бородина 1970-х — начала 90-х: автореферат кандидатской диссертации. СПб., 1996;
       «Из писателей я самый счастливый человек» [Беседа с Л.И.Бородиным В.Н.Запевалова] // Русская литература. 1998. №3;
       Штокман И. Леонид Бородин — слово и судьба. М., 2000;
       Сендеров В. Записки прямоходящего, или Утопия Леонида Бородина // Новый мир. 2004. №3. С.172-176;
       Кублановский Ю. «Без выбора». Неволя, нищета, счастье... // Новый мир. 2004. №3. С.167-172.

А.Н.Целовальников



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"