|
Федорченко София Захаровна
[19.9(1.10).1880, Петербург — 12.7.1959, Москва]
— прозаик.
Федорченко родилась в семье актрисы. Ее мать — французская цыганка — часто гастролирует и живет в Париже, приезжая в Россию два раза в год. Девочка воспитывается в бедной крестьянской семье, ее раннее детство прошло в с. Кохме Шуйского у. Владимирской губ. Деревня эта, по словам Федорченко, в то время «еще была полна сказок, преданий, старинных песен», поэтому русский фольклор и крестьянская среда являлись главными факторами формирования будущих интересов писательницы. С 7 до 12 лет Федорченко живет в Париже, воспитывается в семье своего отчима, инженера-технолога 3.А.Гониондзкого. Вместе с отчимом много путешествует по России, интересуется народной культурой, этнографией, фольклором. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Киевского университета, но курс не закончила. В 1914, во время Первой мировой войны, уходит на фронт сестрой милосердия, возвращается с фронта в 1916, но еще долгое время работает по оказанию помощи населению, пострадавшему в обстановке войны (сначала Первой мировой, потом Гражданской). Работает на Украине, в Новороссии, на Северном Кавказе, в Крыму.
В 1917 в Киеве выходит первая часть знаменитой книги Федорченко «Народ на войне» с подзаголовком «Фронтовые записи». Немного раньше фрагменты этой книги были опубликованы в петроградском журнале «Северные записки» (1917. №1) и московском журнале «Народоправство» (1917. №9-13). Книга Федорченко представляет собой систематизированные по разным социально-бытовым проблемам (о жизни, о войне и мире, о врагах и т.д.) разговоры и рассказы солдат в форме коротких, емких, лаконичных записей. Этот материал дополнялся песнями, частушками, заговорами и другими тестами фольклорного характера. Современников поражал язык книги Федорченко — колоритный, живой, образный, полный многообразных живописных и звуковых оттенков. В первой половине 1920-х «Народ на войне» (ч. I) переиздавался несколько раз.
Книга Федорченко пользуется огромным успехом в профессиональной литературной среде, обсуждается в печати и литературных собраниях Москвы и Петрограда. Рецензенты отмечают ее правдивость, искренность, восхищаются умением автора воссоздать оригинальный русский характер. Известный в то время журналист И.Василевский (Не-Буква) утверждал, что «ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги» (Накануне. 1923. 17 июня). Обратил внимание на книгу неизвестного ему автора и А.Блок, который записал в дневнике 7 марта 1921: «Интересны записи "солдатских бесед", подслушанный каким-то Федорченко... это — самое интересное» (СС: в 8 т. М.; Л., 1962. Т.6. С.19). С большой статьей о книге Федорченко выступил А.Воронский, который назвал ее «разительным художественным документом эпохи» и подметил стремление автора показать «стихийный большевизм, зарождающийся в недрах царской армии» (Правда. 1922. 20 окт.). Высокую оценку работе Федорченко дают многие писатели — М.Горький, М.Волошин, В.Вересаев, Л.Леонов, В.Лидин, Н.Асеев и др.
В 1922 Федорченко переезжает из Крыма в Москву, занимается профессиональной литературной работой; выступает на заседаниях различных литературных объединений с чтением новых глав своей книги «Народ на войне». В квартире на Пречистенке (вместе с мужем Н.П.Ракицким Федорченко живет здесь в подвальном помещении музея Л.Толстого) организует кружок любителей цыганского пения, который посещают артисты МХАТа — В.Качалов, И.Москвин, О.Книппер и др., а также писатели — М.Булгаков, К.Тренев и др.
С 1923 по 1930 регулярно ходит на заседания «Никитинских субботников», публикует многочисленные произведения для самых маленьких читателей, является организатором и первым председателем сектора детской литературы СП.
В 1920-е Федорченко опубликовано много книжек для детей (около 100), посвященных в основном животным: «Зоологический сад. Звери диковинные» (1927), «Звери хищные, шкуры пышные», «Птицы мокрые и сухие, хорошие и плохие» (обе — 1928), «Живет, растет и движется» (1929), «Помните, помните, не сидите в комнате» (1930) и многие другие. Федорченко ведет обширную переписку с М.Волошиным, организует в Москве «Волошинское землячество», объединявшее людей, связанных с «коктебельским затворником». 1 марта 1926 Федорченко организует литературно-музыкальный вечер в помещении ГАХНа «с благотворительной целью для помощи Волошину», как было указано в программе.
В 1925 выходит в свет 2-й том книги «Народ на войне», названный автором «Революция», он был посвящен «керенщине» — времени между Февральской и Октябрьской революциями. В записях появляются главы: «О царе, Распутине», «Как приняли революцию», «Кончай войну» и др., усиливается политический момент. Федорченко уже работает над 3-м томом — о войне Гражданской, читает отрывки писателям. После одного такого чтения (17 дек. 1925) Л.Леонов в письме Максимилиану Волошину замечает: «Очень любопытно, и если бы не перегрузка кое-где на кровь и т.п., то, пожалуй, не хуже ее первой книги» (Из творческого наследия русских писателей XX века. СПб., 1995. С.496). Однако замеченная Леоновым «перегрузка на кровь» («На то и кровь в человеке, чтоб за дело лить, а не жирок растить»; «В лихую ночь кровь страшная. А может, мы через кровь свет казать собирались») обнаруживалась в общем корпусе книги (в то время повествование целиком еще не было опубликовано) лишь в нескольких местах, не изменяя гуманистической позиции автора.
В 1928 вокруг книги Федорченко «Народ на войне» разразился скандал. Он касался степени документальности приведенных писателем записей. В предисловии к первому изданию (1917) Федорченко утверждала, что «была все время среди солдат, записывала просто, не стесняясь, часто за работой и во всякую свободную минуту». Книга была воспринята как сугубо документальное произведение; записи солдатских разговоров предстали как «прямая речь», как документ эпохи. Это давало право некоторым рецензентам и писателям использовать реальный материал книги «Народ на войне» в своей уже собственной работе. Так, к примеру, А.Толстой цитировал некоторые части книги Федорченко (без ссылок) в своем романе «Восемнадцатый год» (см. об этом: Народ на войне: кн.3 / вступ. статья Н.А.Трифонова // ЛН. Т.93. С.13). Протестуя против подобного отношения к своей книге, Федорченко в полемическом задоре заявила в интервью: «Я записей не делала... Писать тут же на войне мне и в голову не приходило. Я не была ни этнографом, ни стенографисткой» (Вечерняя Москва. 1927. 24 окт.). Не объясненное Федорченко противоречие между первой версией и последующей дало повод выступить Д.Бедному с разгромной статьей «Мистификаторы и фальсификаторы — не литераторы. О Софье Федорченко» (Известия. 1928. 19 февр.). Автор статьи обвинял Федорченко в том, что в книге совершен «поклеп на народ», что опубликованные Федорченко тексты принадлежат «истории жульничества, мошеннических подделок». Однако ее метод работы все же был основан на использовании отдельных записей слов, деталей. Об этом свидетельствуют записные книжки. Эти записи соединялись с собственными впечатлениями писательницы, затем шел переплав разных материалов при обрисовке тех или иных персонажей книги. Несмотря на защиту М.Горького, поддержку К.Чуковского и «попутчиков», Федорченко тяжело переживала нанесенную обиду. В автобиографии она вспоминает: «Я серьезно заболела и, даже вернувшись к работе, "на людях" почти не показывалась. Сперва, по инерции, меня печатали, потом перестали и вспоминать. А некоторые товарищи по профессии, прежде незаслуженно называвшие меня "классиком", так же незаслуженно стали называть "бракоделом"» (ЛН. Т.93. С.159). Книга «Народ на войне» на долгие годы была забыта и не переиздавалась.
С 1934 по 1940 Федорченко начинает собирать материал для задуманного романа на историческую тему. Роман имел первоначальное название «Конец столетия» и затрагивал времена Пугачевского бунта, народные войны конца XVIII в. Первая книга трилогии появилась в журнале «Красная новь» (1942), ее отдельным издание вышло в 1956 под названием «Детство Семигорова». Во время Отечественной войны Федорченко остается в Москве, пишет поэму народно-героического содержания «Илья Муромец и миллион богатырей», сценарии, пьесы, солдатские сказки агитационного характера.
После войны выходит в свет 2-я часть трилогии — «Отрочество Семигорова» (1957) и 3-я — «Юность Семигорова» (1960). После смерти писательницы появляется отдельным изданием трилогии под названием «Павел Семигоров. Детство. Отрочество. Юность» (1963).
Роман был посвящен «славной памяти декабристов», и его героями были люди, которых по праву можно было назвать «отцами декабристов». Федорченко интересовали истоки декабристского мировоззрения, которое, по ее мнению, зарождалось в эпоху народных войн, когда дворянство осознало свой долг перед народом. Повествование в романе ведется от имени юного князя Павла Семигорова, который волею судьбы попадает в эпицентр восставших крестьян и медленно, интуитивно начинает понимать их правоту. Федорченко определила жанр своего романа как «полуроман», «полусказка», ибо он полон фольклорных ассоциаций — от сказочной фантастики до поговорки и заговора. Образ народа, возникающий в романе, был наделен героическими, былинными чертами и имел оттенок идеализации.
В 1983 в «Литературное наследстве» (Т.93) опубликована полностью 3-я часть книги «Народ на войне» — «Гражданская война». В ней появляются новые разделы — «Будущее. Стройка», «Мечты», «Дружба», «Танцы», «Женщины», «Ленин», «Москва» и др. Народ имеет в этой книге достаточно сложные свойства, связанные и с грубостью, жестокостью, темнотой и вместе с тем с человечностью, тягой к свету и просвещению, надеждой, так никогда и не реализованной, на лучшую жизнь. При чтении книги Федорченко становятся более зримыми такие черты русского характера, как доверчивость, наивность, детскость, мечтательность и импульсивность. Художественные поиски Федорченко соотносимы с исканиями всей литературы 1920-х, которая пыталась найти новые средства для изображения народной массы, понять ее изнутри, разговаривать ее языком (Вс.Иванов, Л.Сейфуллина, А.Неверов, А.Веселый и др.). Несмотря на то что Федорченко создано много произведений, имеющих свою историко-литературную ценность, ее главной книгой оставался монументальный труд «Народ на войне», о котором точно сказал К.Чуковский: «Если ваши книги умрут как документы, они останутся жить как мастерское произведение искусства».
Соч.:
Народ на войне. Фронтовые записи. Киев, 1917;
Народ на войне. Т. 2. Революция. М., 1925;
Павел Семигоров; Трилогия. М., 1963;
Из автобиографии. Народ на войне. Гражданская война // ЛН. Т.93;
Из истории советской литературы 1920-1930-х годов. М., 1983. С.23-159.
Лит.:
Лидин В. Народ на войне // Лидин В. Друзья мои книги: Заметки книголюба. М., 1966;
Глоцер В.И. К истории книги С.Федорченко «Народ на войне» // Русская литература. 1973. №1;
Трифонов Н.А. [Вступ. статья к книге «Народ на войне»: Кн. 3]. ЛН. Т.93. М., 1983;
Ракицкий Н.П. Воспоминания о С.Федорченко // ЛН. Т.93. М., 1983.
Г.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|