AZ-libr.ру

информационный портал





Скобцова Елизавета Юрьевна [20.12.1891-31.03.1945]

Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна (урожденная Пиленко, по второму браку — Скобцова, в монашестве — мать Мария; псевдонимы - Юрий Данилов, Ю. Д.)
       [8(20).12.1891, Рига — 31.3.1945, Равенсбрюк]
       — поэтесса, прозаик, религиозный публицист.
       Отец Кузьминой-Караваевой, юрист, товарищ прокурора Рижского окружного суда, в 1895 переехал с семьей в Анапу в свое небольшое имение, где занимался виноградарством; в 1905-06 был директором Никитского ботанического сада. После его смерти (1906) семья переселилась в Петербург, однако лето Кузьмина-Караваева всегда проводила в Анапе.
       В 1906-08 училась в гимназии Л.С.Таганцевой, в 1908-09 — в гимназии М.Н.Стоюниной. Уже в гимназические годы начала писать стихи.
       В 1909-11 была слушательницей Высших женских (Бестужевских) курсов.
       В 1910 вышла замуж за юриста Д.В.Кузьмина-Караваева, знакомого с литераторами модернистской ориентации. Кузьмина-Караваева стала участницей «сред» на «башне» Вяч.Иванова, позже — членом акмеистского «Цеха поэтов», где и был издан ее первый стихотворный сборник «Скифские черепки» (1912). В нем за романтической поэтизацией легендарного прошлого угадывалось острое ощущение душевного кризиса, переживаемого современным человеком. Дебют поэтессы был оценен критикой неоднозначно. По мнению В.Я.Брюсова, «сочетание воспоминаний о "предсуществовании" в древней Скифии и впечатлений современности придает этим стихам особую остроту» (Русская мысль. 1912. №7. С.17). Н.С.Гумилев считал, что в книге «слишком много юношеского лиризма», игры метафорами, и отделял надуманную внешнюю фабулу — историю любви царевны-рабыни к своему господину — от «подлинно древних и странных строк пейзажа» (Аполлон. 1912. №3-4. С.101). С.М.Городецкий, отмечая как достоинство книги ее чуждость стилизации, в то же время сетовал на «отсутствие в ней стиля» (Речь. 1912. 30 апр.). Сдержанно оценил сборник и А.А.Блок (письмо от 1 дек. 1913 // СС. М., 1963. Т.8. С.430-431), который познакомился со стихами поэтессы еще до их публикации. С Блоком у Кузьминой-Караваевой сложились особые, творчески-доверительные отношения, о чем она впоследствии рассказала в мемуарах «Встречи с Блоком» (1936) (А.Блок в воспоминаниях современников. М., 1980. Т.2.). Личность поэта в восприятии Кузьминой-Караваевой отразилась в образе главного героя ее неоконченной поэмы-мистерии «Мельмот-скиталец» (Памятники культуры. 1986. Л., 1987).
       Вторая книга Кузьминой-Караваевой — повесть «Юрали» (1915), написанная ритмической прозой и стилизованная в духе аллегоризма евангельских притч. Ее лейтмотив — тема духовного пути, предопределенного свыше. Поэтический сборник «Руфь» (1916) — книга уже зрелого автора, пережившего религиозный переворот. Начиная с этого сборника и до конца жизни Кузьмина-Караваева выступает как религиозный поэт, размышляя о трудном пути к Богу, о христианском долге и подвижническом служении.
       В годы революции Кузьмина-Караваева жила в Анапе, некоторое время в Москве, занимаясь политической деятельностью: весной 1917 вступила в партию эсеров, после ее раскола примкнула к ее правому крылу, в 1918 была избрана городским головой Анапы, арестовывалась белогвардейцами за сотрудничество с большевиками.
       В 1920 вместе со своим вторым мужем, казачьим деятелем и писателем Д.Е.Скобцовым, эмигрировала в Константинополь, затем оказалась в Югославии, а с 1923 обосновалась в Париже. Несмотря на выпавшие на ее долю тяжкие лишения, она никогда не теряла присутствия духа и со свойственной ей энергией включилась в общественную и литературная жизнь русской эмиграции.
       В 1924-25 под псевдонимом Юрий Данилов вышли хроникально-автобиографические повести Кузьмина-Караваева «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», повествующие о годах революций и Гражданской войны в России. В конце 1920-х сближается с русскими религиозными философами Н.О.Лосским, Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, участвует в создании Православного богословского института в Париже, в деятельности РСХД, свои публицистические очерки о жизни эмиграции публикует в журнал «Путь», «Новый град» и др.
       В 1927 вышла книга Кузьминой-Караваевой «Жатва духа. Жития святых» (Вып.1-2, Париж), в 1929 — монографические очерки о А.С.Хомякове, Вл.С.Соловьеве и Ф.М.Достоевском, проникнутые пафосом религиозного служения.
       В конце 1920-х Кузьмина-Караваева фактически разошлась со своим вторым мужем.
       16 марта 1932 в Париже Кузьмина-Караваева приняла монашество (православное) и имя Мария. Став «монахиней в миру», она неутомимо занималась благотворительной деятельностью. Противница религиозного аскетизма, она была глубоко убеждена, что «путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет...». Она продолжала писать стихи, христианские по содержанию: о жизни и смерти, о добре и зле, о современном человеке, переживающем свою богооставленность в «пустыне мира» (Стихи. Берлин, 1937). По словам критика К.В.Мочульского, ее стихи — «правдивое и бесстрашное свидетельство души о мире и о себе самой» (Путь. Париж, 1937.№ 53. С 86).
       Во время фашистской оккупации Парижа Кузьмина-Караваева стала активной участницей движения Сопротивления: укрывала евреев, спасала бежавших советских военнопленных, отправляла посылки заключенным.
       В февр. 1943 была арестована гестапо и в апреле отправлена в концлагерь Равенсбрюк, где погибла в газовой камере, добровольно пойдя на смерть вместо одной из заключенных. Товарищи по заключению с неизменным восхищением и преклонением перед духовной стойкостью матери Марии вспоминали ее бескорыстную любовь к ближнему и высокую жертвенность.

Соч.:
       Стихотворения, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере Равенсбрюк. Париж, 1947;
       Стихи. Париж, 1949;
       Избранное / вступ. статья, сост. и прим. Н.В.Осьмакова. М., 1991;
       Наше время еще не разгадано... [сб.] / сост., предисл., прим. А.Н.Шустова. Томск, 1996.

Лит.:
       Тверитинова А.М. Форт Роменвиль. Л., 1960;
       Богат Е. ...Что движет солнце и светила. М., 1981;
       Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С.522-542;
       Никулина Е. И. Мать Мария. М., 1983; 2-е изд. М., 1988;
       Шустов А.Н. Блок в жизни и творчестве Кузьминой-Караваевой // Александр Блок: Исследования и материалы. Л., 1991.

Н.Ю.Грякалова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"