Нельдихен Сергей Евгеньевич [__.__.1891-__.__.1942] {(1891г.-1942г.)}

Нельдихен (настоящая фамилия Нельдихен-Ауслендер) Сергей Евгеньевич
       [1891, Таганрог — 1942, Москва (?)]
       — поэт.
       Родился в семье генерала. Окончил военное училище и Харьковский университет, участник Первой мировой войны. После революции жил в Петрограде, где и увидели свет первые книги Нельдихена «Ось» (1919) и «Органное многоголосье» (1921). Едва ли не первым (во всяком случае, до Обэриу) Нельдихен стал писать «от первого лица» стихи, какие в XIX в. никто не дерзнул бы подписывать своей собственной фамилией, но непременно воспользовался бы услугами некоего «посредника», будь то «капитан Лебядкин» либо «Козьма Прутков». Стихи эти были написаны как бы совершенно всерьез, что приводило читателя (не подготовленного еще Хармсом или — в прозе — Зощенко) в замешательство.
       По словам очевидца, Н.С.Гумилёв так представлял публике Нельдихена: «Все великие поэты мира, существовавшие до сих пор, были умнейшими людьми своего времени... Но ведь умные люди — это только меньшинство человечества, а большинство состоит из дураков. До сих пор дураки не имели своих поэтов, и никогда еще мир не был изображен в поэзии таким, каким он представляется дураку. Но вот свершилось чудо — явился Нельдихен — поэт-дурак. И создал поэзию, до него неведомую,— поэзию дураков» (Чуковский Н.К.— С. 38). В.Пяст, говоря о Нельдихене, как бы добавлял: «Но вспомним, что Пушкин сказал про "Горе от ума": Чацкий — вовсе не умный человек; умен Грибоедов» (Пяст В. Поэзия в Петербурге // Москва. 1922. №7. С.15).
       В сборнике «Органное многоголосье» представляет интерес поэма Нельдихена «Праздник» — «анархическая утопия» (Чертков Л., Никольская Т.— С.99). Здесь поэт находит «свою форму», которой остается верен и в дальнейшем. Это нерифмованный свободный стих, верлибр, восходящий к Уитмену (засвидетельствовано таким авторитетом, как К.Чуковский) (Чуковский К. — С.163). Однако нельдихенское «наполнение» этой «формы» вполне своеобразно. Уитменовская напыщенная торжественность с ориентацией на библейский слог у Нельдихена постоянно снижается «галльской» иронией. Недаром единственное украшение жилища нельдихенского «лирического героя» — бюст Вольтера. Кстати, и сам «герой» к середине 1920-х меняется. Это наивно-лукавый «рассчетчик», «мысле-творец» (так в пику «речетворцам» футуризма Нельдихен именует себя), по примеру древних определяющий «природу вещей». Вещей разных, положим: красоты — женской или пейзажной, ума и т.п. Порой стихотворение у Нельдихен приобретает вид цепи афоризмов — на первый взгляд не слишком прочно связанных между собой, зачастую парадоксальных, как бы выворачивающих мир, освоенный обыденным сознанием, наизнанку.
       В 1921 в «Цехе поэтов» состояли Н.Гумилев, И.Одоевцева, Г.Иванов, Н.Оцуп, Г.Адамович, К.Вагинов и С.Нельдихен. После гибели Гумилева и выезда за границу четырех участников «Цеха» Нельдихен остался как бы в «литературном одиночестве». Имя его почему-то отсутствует в знаменитой «Антологии русской лирики от символизма до наших дней» (Ежов И., Шамурин Е. Русская поэзия XX в.: Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925), а в ряде статей 1920-х и в известной книге Б.Гусмана «100 поэтов» его фамилия как бы «насильно русифицируется», превращаясь в «Нельдихин». Правда, в Москве, куда поэт переезжает в середине 1920-х, выходят несколько его сборников: «С девятнадцатой страницы», «Основы литературного синтетизма» (оба — 1929), «Он пришел и сказал», «Он пошел дальше» (оба — 1930). В первых двух Нельдихен выступает как создатель теории «литературного синтетизма», во мн. своих аспектах близкого конструктивизму. Одновременно увидели свет несколько книг Нельдихена, адресованных детям.
       В начале 1930-х Н.Оцуп в Париже писал: «Из поэтов, "вскормленных революцией", мы знали Тихонова. Знали Нельдихена. Куда исчез этот интереснейший Уот Уитмен в российском издании, которого Пяст считал гениальным, а Гумилев, любя, называл апостолом глупости?» (Оцуп Н.А.— С.164). Нетрудно догадаться, куда мог исчезнуть «российский Уот Уитмен».
       В 1929 книга Нельдихена «С девятнадцатой страницы» была квалифицирована как «манифест классового врага в поэзии» (На литературном посту. 1929. №21-22. С.87). Первый раз Нельдихен был арестован в 1931 и 5 лет провел в ссылке в Средней Азии. Второй раз — «превентивно», в 1941, после объявления войны. Погиб в заключении.

Соч.:
       Ось. Пг., 1919;
       Органное многоголосье. Пг., 1921;
       Праздник (Илья Радалет): Поэмо-роман. [Таганрог], 1923-24;
       Основы литературного синтетизма. М., 1929;
       С девятнадцатой страницы. М., 1929;
       Веселые чертежники: Книга для чтения учащихся 1-й ступени 2-3-го года обучения. М., 1930;
       Девять слов. М., 1930;
       Он пришел и сказал. М., 1930;
       Прогулка. М., 1930;
       Он пошел дальше. М., 1930.

Лит.:
       Чуковский К. Уот Уитмен. М., 1923. С.163;
       Оцуп Н. Современники. Париж, 1961. С.164;
       Чуковский Н.К. Литературные воспоминания. М., 1989. С.38;
       Чертков Л., Никольская Т. Стихи Сергея Нельдихена // NRL-Almanach. Salzburg, 1978. S.99;
       Бобрецов В.Ю. Сергей Нельдихен // Русская литература. 1991. №3. С.209;
       Филиппов Г.В. О позе, позиции и поэзии Сергея Нельдихена // Новый журнал. 1995. №2. С.66-68;
       Эльзон Мих. Похвала глупости, или Поэма о том, как поссорились Сергей Евгеньевич с Николаем Степановичем // Библиофил. М.,2001. №1(4). С.177-183.

В.Ю.Бобрецов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:50 UTC