|
Пьецух Вячеслав Алексеевич
[18.11.1946, Москва]
— прозаик.
Отец был военным летчиком, затем преподавал в Московском авиационном институте,
мать работала на заводе. «По женской линии мои предки,— сообщал о себе Пьецух,—
суть выходцы из крестьян Дмитровского уезда Московской губернии, а по отцовской
— выходцы из галицийских крестьян украино-польского происхождения, откуда,
собственно, и диковинная фамилия: насколько мне известно, Пьецух по-польски —
это почти ругательство и обозначает бездельника, не слезающего с печи». Детство
писатель вспоминает как «безоблачное». После окончания средней школы поступил в
Московский педагогический институт им. В.И.Ленина на исторический факультет.
Получив диплом, преподавал некоторое время в средней школе всемирную и
отечественную историю. 12 лет проработал рядовым сотрудником отдела литературы
журнала «Сельская молодежь».
Писать прозу начинает в конце 1970-х, приближаясь к 30-летнему рубежу. Один из
первых рассказов «Обманщик» был опубликован в «Литературной учебе» (1978. №5).
Автор с юмором и многочисленными подробностями рассказывал о странном немолодом
человеке, который был охвачен маниакальной страстью сочинять о своей жизни
самые невероятные истории. Повседневная жизнь героя была настолько скучна,
однообразна, монотонна, неприметна, что только всплески фантазии могли озарить
ее несбывшимся вдохновением, привлечь внимание других людей. В какой-то мере
этот персонаж напоминал известного героя Шукшина, повторяющего выдуманную
историю о покушении на фюрера («Миль пардон, мадам!»). Пьецух обращает внимание
в своем творчестве на обыкновенных, простых людей, заскорузлых в своей
повседневности, но почти всегда обладающих какими-то нестандартными качествами.
«Главная тема моего литературного существования,— подчеркивает сам писатель,—
исследование феномена русского дурака... Это попытка осмыслить все то, что
противостоит элементарной истине, которая поведана нам две тысячи лет назад:
"Возлюби ближнего своего, как самого себя"» (Деловой мир. 1993. 12 мая). Первый
сборник писателя «Алфавит» вышел в свет в 1983. В него были включены 2 повести
— «Алфавит» и «Таракановские записки», а также несколько рассказов, из которых
впоследствии образовались циклы («Я и дуэлянты», «Старики и старухи» и т.д.).
Рецензенты отмечали свободное владение пером, раскованность, ироничность,
ощутимое влияние юмористической традиции Булгакова и Зощенко. Повествование
Пьецуха, по мнению одного из критиков, постоянно «дробится на детали, мельчает,
рассыпается, как буковки алфавита, демонстрируя изрядные способности к
рефлексии, самоанализу окружающего» (Бунимович Е.— С.93). В центре прозы
Пьецуха находится несуразный и глуповатый человек, который вроде бы пытался
жить активно и ответственно, подобно своим удачливым современникам, но у него
ничего не получилось. Жизнь проходила в пустом и ненужном мельтешении, в трудно
определяемой тоске по «редким, торжественным минутам, которые почти невозможно
пересказать, потому что в эти минуты у человека открываются чувства, еще не
имеющие названия в языке». Эта тоска по «другой», «лучшей», «несбывшейся жизни»
сближает произведения Пьецуха с прозой других «семидесятников» — Т.Толстой,
Л.Петрушевской, С.Каледина и др.
Сборник рассказов «Веселые времена» появляется в печати в 1988. Одним из лучших
рассказов критика называет рассказ «Колумбиада» (другая редакция — «Новый
Завод»), герой которого неожиданно попадает в то удивительное место, где и
происходит «настоящая светлая жизнь», измеряемая формулой «советская власть
плюс уважение к личности».
Литература как бы становится главным героем произведений Пьецуха, заменяя собой
реальность, подчиняя классическим сюжетам и классическим героям мерцающую и
зыбкую современность. В прозе Пьецуха появляется цикл рассказов «Чехов с нами»,
где просматривается развитие чеховских типов в современной жизни («Наш человек
в футляре», «Дядя Сеня», «Д.Б.С»), появляются рассказы о писателях, в которых
автор пытается увидеть то, что сближает классиков с нашей повседневностью:
«Последний гений» (о Шукшине), «Бог среди людей, или Зеркало русской
контрреволюции» (о Л.Толстом), «Страдания по России» (о Куприне). Пьецух
выступает в роли комментатора известных литературных манифестов («Литературные
мечтания» В.Г.Белинского. Комментарий», 1989). В романе «Новая московская
философия» (1989) мифологизирована и иронично обыграна ситуация «Преступления и
наказания». Герои романа обсуждают этот классический вариант из романа
Достоевского, утверждая при этом, что «люди обязаны жить с оглядкой на
литературу, как христиане — на "Отче наш"». «Дерзость не в новизне, а в
редкостной несовременности этой школы», — заметил по этому поводу один из
рецензентов. Однако «несовременность, крайний культурный консерватизм Пьецуха
далеко не сразу заметны. Он пишет живо и смешно, знает современную проблематику
и жаргон, чужд морализаторства и эпических претензий. Вторичность его
творчества принципиальна и более радикальна, чем, скажем, у иронических
концептуалистов» (Вайль П. Русский человек на рандеву). Сатирой в духе
М.Е.Салтыкова-Щедрина является хроника Пьецуха «История города Глупова в новые
и новейшие времена» (1989).
Вместе с литературной темой в прозе Пьецуха присутствует и тема историческая. В
романах «Предсказание будущего» (1989), «Роммат» (1989),
«Центрально-Ермолаевская война» (1989), в одном из лучших рассказов «Сухов,
осквернитель могил» история представлена в низовом, буффонадно-пародированном и
фантастическом виде. «Свои исторические работы,— утверждает сам писатель,— я бы
назвал "квазиисторическими". Они действительно о нашем будущем. Это попытки
проекции прошлого на будущее» (Мир движется к лучшему? // Деловой мир. 1993. 12
мая). Размышляя об утраченных путях, нереализованных возможностях, Пьецух
обытовляет, «одомашнивает» историю, которая, по его мнению, идет по задуманному
плану. «У Булгакова Пьецух учился лавировать между Историей (таинственным ходом
событий...) и историей (чередой банальных скандалов и разборок)» (Немзер А. -
С.227).
В 1993 выходит в свет роман «Четвертый Рим», который представляет собой не то
случайную, не то запланированную пародию на известный роман А.Рыбакова «Дети
Арбата». Герои Пьецуха подобно героям Рыбакова в 1930-е вмешиваются в большую
политику. Однако позиция Рыбакова, полагавшего, что только сталинизм помешал
воплощению социализма в жизнь, опровергалась Пьецухом. Как заметил
М.Золотоносов, Пьецух заявлял, «что идеальный социализм мог бы возникнуть
только после 150 лет кондового капитализма», который «вывел бы культурного
работника, умеющего трудиться не за страх, а за совесть».
С конца 1992 по 1995 Пьецух является главным редактором журнала «Дружба
народов», сохраняет оптимистический взгляд на жизнь, историю и литературу: «Я
легкомысленно отношусь ко всяким трагикомедиям исторического порядка, я знаю,
что все было и будет еще не раз, и ничего нового нельзя придумать. Я не
разделяю апокалиптических настроений моих соотечественников. Я не жду
Гражданской войны, не жду голода» (В башне из слоновой кости // Книжное
обозрение. 1991. 26 июня). В конце 1990-х Пьецух живет в деревне, пишет
рассказы, эссе, «Дневник читателя» (2000), «Заколдованная страна» (2001),
«Деревенский дневник» (2001), в котором утверждает: «Россия — точно больное
дитя в семье народов, но оттого-то ее и любишь так, как уже никого не любишь,
до смятения и тоски». В журнале «Октябрь» (2004. №3) опубликована повесть
Пьецуха «В предчувствии октября», в которой соединяются, по мнению критика,
«полемичный стиль, "музыкальный" круговорот фразы, "пружинная" ритмическая и
художественная структура текста...». (Рыжова О. Знакомые все лица. //
Литературная газета. 2004. №23. 9-15 июня. С.8.).
В 2005 выходит в свет книга Пьецуха «Русская тема. О нашей жизни и литературе».
Соч.:
Веселые времена: рассказы. М., 1988;
Новая московская философия: Хроника и рассказы М., 1989;
Предсказание будущего: Рассказы Повести. Роман. М., 1989,
Центрально-Ермолаевская война. М., 1989;
Роммат: Роман-фантастика на историческую тему. М., 1990;
Я и прочее: Циклы. Рассказы. Повести. Роман. М., 1990;
Циклы: сб. М., 1991;
Четвертый Рим: повесть // Дружба народов. 1993. №5;
Красивая жизнь: пьеса // Дружба народов. 1994. №1;
Рука: повесть // Дружба народов. 1995. №9;
Государственное Дитя: повести и рассказы. М., 1997;
Русские анекдоты: сб. рассказов. СПб., 2000.
Лит.:
Бунимович Е. Четыре дебюта // Юность. 1986 №4;
Иванова Н. Намеренные несчастливцы? // Дружба народов. 1989. №7;
Иванова Т. Наша бедная литература // Знамя. 1989. №4;
Вайль П. Русский человек на рандеву // Литературная газета. 1991. 9 окт.;
Немзер А. Несбывшееся // Новый мир. 1993. №4;
Золотоносов М. Дети Арбата: Ностальгические заметки о позднесоциалистической
литературе // Московские новости. 1993. 10 окт.
Т.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|