|
Рейснер Лариса Михайловна
[1(13).5.1895, Люблин — 7 (по др. данным 9).2.1926, Москва]
— публицист, поэтесса, драматург.
Дочь социолога и правоведа, оказавшего огромное влияние на духовное и идейное
становление дочери. Отец Рейснер, будучи профессором Томского университета в
1898-1903, был обвинен в «возмутительной пропаганде» и в 1903 эмигрировал в
Германию, где завел постоянные знакомства с руководителями российской и
германской социал-демократии — А.Бебелем, К.Либкнехтом, В.И.Ульяновым
(Лениным); после возвращения в Россию (1907) активно содействовал становлению
социал-демократического движения на родине.
Рейснер с детских лет оказалась захваченной романтикой революционной борьбы; во
многом «бунтарский», «неоромантический» пафос ее ранних произведений —
лирических стих, и героико-романтической драмы «Атлантида» (1913) — обусловлен
интеллигентским идеализмом, присущим семейству Рейснеров. Другим источником
влияния на Рейснер в ее отроческие годы стала поэзия русских модернистов —
символистов и акмеистов, также тяготевшая к неоромантизму.
В 1912 Рейснер, окончив с золотой медалью гимназию, поступила в Петербургский
психоневрологический институт, где в это время преподавал ее отец.
В 1915-16 Рейснер вместе с отцом выпускает сатирический журнал «Рудин»
(названный по имени тургеневского героя, которого Рейснер считала, вслед за
А.В.Луначарским, провозвестником и предшественником революционной
социал-демократии). Рейснер редактирует «Рудина» и помещает здесь ряд
стихотворений и резких фельетонов, высмеивающих нравы политической и творческой
интеллигенции 1910-х. Особое место в идеологической программе ж. занимала
критика «оборончества» (в частности, критика взглядов на войну Г.В.Плеханова),
которое почиталось Рейснерами формой оппортунизма. Однако, не скрывая
идейно-политической физиономии журнала, Рейснер в качестве редактора «Рудина»
заботилась о том, чтобы «открыть дорогу молодым талантам»: она привлекала к
сотрудничеству в журнале участников университетского «Кружка поэтов» (в который
входила сама) — О.Э.Мандельштама, Вс.А.Рождественского, талантливых художников
С.Н.Грузенберга, Н.Н.Купреянова, Е.И.Праведникова. После закрытия «Рудина» (в
мае 1916 журнал закрылся за недостатком средств для его издания.) Рейснер
сотрудничает в журнале М.Горького «Летопись», а затем — в горьковской «Новой
жизни».
В 1916-17 Рейснер переживает бурный роман с Н.С.Гумилевым, оставивший глубокий
след в ее жизни и творчестве (под именем «Гафиза» поэт выведен в
«Автобиографическом романе», не опубл. при жизни Рейснер).
Рейснер принимает активное участие в революционных событиях в Петрограде в
февр.-окт. 1917. Вместе с демонстрантами она принимает участие в пикетировании
Петропавловской крепости, освобождении политзаключенных.
В 1917 участвует в деятельности комиссии по делам искусств исполкома Советов
рабочих и крестьянских депутатов, а после окт. 1917 — в Специальной комиссии по
учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда. После вступления в ВКП(б) (1918)
Рейснер делает единственную в своем роде карьеру женщины — военного политика: в
дек. 1918 она становится комиссаром Генереального штаба Военно-Морского флота
РСФСР, прослужив до того несколько месяцев комиссаром разведывательного отряда
штаба 5-й армии, принимавшего участие в боевых действиях Волжско-Камской
флотилии.
С июня 1919 по середину 1920 Рейснер вновь участвует в боевых действиях, на
этот раз — Волжско-Каспийской флотилии, а с лета 1920 становится сотрудником
Политуправления Балтийского флота. Подобная «революционная биография» сделала
из Рейснер символ «женщины русской революции»: образ Рейснер послужил для
Вс.Вишневского прототипическим источником для создания знаменитой
«Оптимистической трагедии».
В годы Гражданской войны Рейснер не оставляла занятий литературой, однако
основным жанром ее творчества становится теперь художественно-публицистический
очерк.
С 1918 в газете «Известия» печатаются ее «Письма с фронта», составившие
впоследствии книгу «Фронт: 1918-1920 гг.». Очеркам Рейснер была свойственна
специфическая «романтичность». В каждом шаге, в каждом жесте своих героев
Рейснер видела легенду революции. Поэтому так нарочито колоритны краски, так
энергичен ритм повествования в этих произведениях. Рейснер не столько
рассказывала о происходящих событиях, сколько как бы лепила скульптурные
изваяния своих героев, которые несли революции «свое геройское ремесло и
подымали до себя колеблющуюся и податливую массу», «по-царски расточая
сокровища своего беззаботного, доброго и непостижимо стойкого духа» («Маркин»).
Нельзя не отметить, что Рейснер действительно удалось запечатлеть немало ярких
психологических ситуаций: она стремилась людские судьбы революции поднять на
уровень трагедии мирового духа. Так, в очерке «Астрахань», рассказывая о
морском летчике, пережившем гибель сына, Рейснер писала: «Он подымается после
этого на воздушные сражения по три-четыре раза в день, вопреки всем
предупреждениям. Теперь на его большом лице появилась еще черта — прямая и
резкая, как он сам, значение которой неизбежно и непреклонно и перед которой
опускаются человеческие глаза, не смея ее узнать. Этой чертой бессильной силы
отмечен Геркулес Фарнезе» (Избранные произведения. М., 1958. С.73).
Во время пребывания в Петрограде в 1920-21 Рейснер принимает активное участие в
литературно-общественной жизни, сотрудничает с петроградским Союзом поэтов,
заводит тесное знакомство с А.А.Блоком.
В марте 1921 в составе Советского представительства, которое возглавлял ее муж
Ф.Ф.Раскольников, Рейснер уезжает в Афганистан. Очерки о деятельности советской
миссии в этой стране (первой установившей политические контакты с РСФСР)
печатались в газете «Правда», а затем были объединены Рейснер в книгу
«Афганистан» (1924).
После разрыва с Ф.Ф.Раскольниковым Р. возвращается в Москву, занимается
журналистикой. В 1923 и 1925 работала специальным корреспондентом «Красной
звезды» и «Известий» в Германии, результатом чего явились циклы очерков «Берлин
в 1923 году», «В стране Гинденбурга», «Гамбург на баррикадах». Близким другом
Рейснер в этот период ее жизни был видный коммунистический деятель Карл Радек,
примыкавший к троцкистской оппозиции.
В 1926 Рейснер внезапно заболела тифом и скоропостижно скончалась в возрасте 30
лет.
Беллетристика Рейснер несет очевидную печать эпигонства, в ней присутствуют
штампы модернистской литературы, особенно — акмеизма, с его пристрастием к
описательной, «вещной» изобразительности и риторике. Действительно
индивидуальными, яркими по содержанию и по форме оказались очерки Рейснер; в
своих художественно-публицистических произведениях Рейснер, наряду с
Д.Фурмановым и А.Серафимовичем, стоит у истоков поэтики «социалистического
реализма».
Соч.:
Избранное. М., 1965;
Автобиографический роман / вступ. статья А.И.Наумовой и Г.А.Пржиборовской;
прим. Н.А.Такташевой // Из истории советской литературы 1920-1930 годов. Новые
исследования и материалы. М., 1983. С.190-259 (ЛН Т.93).
Лит.:
Лариса Рейснер в воспоминаниях современников М., 1969;
Алексеева А. «Я часто скачу по полям, крича навстречу ветру ваше имя . »: О
переписке Н.С.Гумилева и Л.М.Рейснер // Хронограф-89: сб. М., 1989. С.280-296.
Ю.В.Зобнин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|