|
Бек Александр Альфредович
[21.12.1902 (3.1.1903), Саратов — 2.11.1972, Москва]
— прозаик.
Родился в семье военного врача. По семейному преданию, в роду были датчане,
Петр I вывез из Дании почтмейстера Бека. Александр окончил реальное училище, в
1919 ушел добровольцем в Красную Армию, затем выступал с очерками и
редактировал дивизионную газету.
С 1922 работал на Московском кожевенном заводе.
В 1923-25 был рабкором газеты «Правда», публиковался в газете «Рабочая Москва»
и др.: «Главный козырь Максимыча», «Рабочий, который болеет душой» (оба очерка
за подписью Ра-Бе) и др. Как литературный критик выступал в «Литературной
газете», в журнале «Октябрь», «На литературном посту» и др.; опубликовал в
«Известиях» статьи о М.Горьком и А.Серафимовиче. Бек вспоминал: «Все мои
тогдашние очерки — это зарисовки заводской жизни рабочих окраин. Как видно,
меня всегда привлекала жизнь рабочих... Выпустил книгу "Лицо рабочего читателя"
— на основе бесед с читателями Донбасса. Ну а потом меня "угробили"... В
журнале "На литературном посту" так раскритиковали мои статьи, написанные
совместно с Лидией Тоом, что мне пришлось уйти из литературы» (Цит. по:
Грудцова О.— С. 47-48). Поступил работать в заводскую газету «Вагранка».
Важную роль в становлении писателя сыграла его творческая работа в редакции
«Истории фабрик и заводов», созданной М.Горьким, куда он был приглашен в 1931.
По заданию редакции выезжал на строительство Кузнецкого металлургического
комбината. «Литературная газета» позитивно отметила очерк Бека «Главы из
истории Кузнецкстроя» (1933). Материалы этой поездки легли в основу первой
повести Бека «Курако» (1934); о жизни выдающегося русского металлурга
М.К.Курако Бек писал в 1930-е и в журнале «Сибирские огни». М.Курако умер в
Кузбассе в 1920; но именно по его проекту в 1930-е был построен в Кузбассе
металлургический комбинат, который сыграл значительную роль в судьбе всей
страны. Однако роль М.Курако была предана забвению; по существу, Бек ввел
М.Курако в историю русской науки.
В 1939 в «ЖЗЛ» под псевдонимом И.Александров Бек издал написанную совместно с
Г.Григорьевым биографическую книгу «Курако». В том же году опубликовал повесть
«Записки доменного мастера». Принял активное участие также в другом горьковском
начинании — в «Кабинете мемуаров», организованном при редакции, готовившей
серию «Люди двух пятилеток».
В начале Великой Отечественной войны вступил в ряды народного ополчения Москвы,
затем стал военным корреспондентом, в 1942 прибыл в 316-ю стрелковую дивизию
под командованием И.В.Панфилова.
В 1943-44 написал повесть «Волоколамское шоссе» (название первой публикации в
журнале «Знамя» в 1943 «Панфиловцы на первом рубеже»). Эта повесть о
героических защитниках Москвы выдвинула автора в первые ряды советских
писателей. К.Симонов свидетельствовал: «...среди правд, написанных всеми нами о
войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека
"Волоколамское шоссе"... это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей
литературе. И хотя ее хорошо знают у нас и знают во всем мире, ей, этой книге,
еще не полностью воздано по заслугам» (Симонов К. Об Александре Беке //
Литературная Россия. 1963. 11 янв.).
Бек выступил против примитивно-плакатного изображения войны, высмеяв
«ефрейторов от литературы», которые пишут о бойцах, будто бы вовсе не ведающих
страха, а ведь нечеловеческие трудности, трагедии выносят на своих плечах
обычные люди. Героям Бека чужда патетика, ненавистна пустая фраза, они
сдержанны в чувствах и скупы на слова, но зато энергичны и деятельны;
показательно, что печать деловитости, внутренней дисциплины лежит и на самом
стиле повести. Среди ее героев — командир батальона старший лейтенант Баурджан
Момыш-Улы, от имени которого ведется повествование; командир дивизии
генерал-майор Панфилов — чем-то суворовским веет от его заботы о солдатах, от
афористичности его речи: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом
должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куется до
боя». В батальоне Момыш-Улы под Москвой треть бойцов были казахи. Естественно,
в повести возникает тема интернационализма, боевого братства народов. Развитие
этой темы в разгар войны — также заслуга Бекв. Интересны психологически
многогранные образы политрука пулеметной роты Джалмухамеда Бозжанова, командира
взвода лейтенанта Мухаметкула Исламкулова, красноармейца Абиля Джильбаева,
капитана Шилова, лейтенанта Рахимова, рядового Мурина и др. Автор показывает,
что истоки победы не только в способности идти на подвиг, но прежде всего в
умении воевать, в повседневном ратном труде, подготавливающем и подвиг, и
победу.
Книгой зачитывались в тылу, она была в полевых сумках бойцов на фронте, в ней
была правда о войне. О повести «Волоколамское шоссе» во Франции писали как о
шедевре, в Италии — как о самом выдающемся в советской литературе произведении
о войне, она вдохновляла строителей новой Кубы, в Финляндии ее изучали в
Военной академии.
В послевоенные годы Бек продолжил работу над произведениями об энтузиастах
отечественной металлургии.
В 1948—49 были изданы книга повестей «Доменщики», повесть «Тимофей — Открытое
сердце», сборник рассказов и очерков «Зерно стали».
В 1951 Бек публикует повесть «Новый профиль», в 1954 роман о новаторах
металлургии «Молодые люди» (написан совместно с Н.Лойко). В традициях «Кабинета
мемуаров», где сотрудничал Бек, было стенографирование бесед с передовиками
производства, стенограммы давали материал для литературной обработки. Бек
стремится возродить эти традиции, в очерке «Ваш корреспондент потерпел
неудачу...» предлагает создать при СП Общество изучения жизни, где собирались
бы и хранились стенограммы бесед с интересными людьми: «Не есть ли это поистине
народная, могучая потребность — рассказать сверстникам и поколениям о нашем
необыкновенном времени, о том, что довелось свершить и пережить?» (Бек А.
Счастливая рука. М., 1962. С.167). На документальную основу Бек и опирается при
раскрытии психологии технического творчества, на обширный материал, собранный
во время поездок в Запорожье, на строительство волжских ГЭС. Документальность
лежит в основе и романа Бека «Жизнь Бережкова» (1956), который посвящен
советскому конструктору мощных авиамоторов, здесь детально раскрывается процесс
формирования характера изобретателя, биение его творческой мысли.
Бек продолжает работать в различных жанрах, публикует предисловие к книге
Дитера Нолля «Приключения Вернера Хольта», с реж. И.Копалиным пишет
документальный киносценарий о Гражданской войне «Страницы бессмертия».
Продолжением «Волоколамского шоссе» явились повести «Несколько дней» (1960) и
«Резерв генерала Панфилова» (1960). «Волоколамское шоссе» продолжают переводить
на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский,
арабский, еврейский, греческий, финский и другие языки. Тему современности Бек
продолжает разрабатывать в романах «Новое назначение» (опубл. в 1986), «На
другой день» (опубл. в 1989), получающих поддержку в печати («Октябрь»,
«Знамя», «Звезда» и др.). Большой жизненный материал подытожен в
романе-записках «На своем веку» (1975).
Соч.:
СС: в 4 т. М., 1974-76;
СС: в 4. М., 1991-93;
Жизнь Бережкова. Новое назначение. Кишинев, 1988;
На другой день: романы, повесть. М., 1990;
Волоколамское шоссе. М., 2000, и др. изд.;
Встречи с Твардовским в 1940 году: Дневниковые записи / публ., комм. Т.Бек. //
Знамя. 2001. №10.
Лит.:
Паустовский К. Книга скитаний. М., 1964. С.241-243;
Грудцова О. Александр Бек: Критико-биографический очерк. М., 1967;
Габдиров И. Русские советские писатели и Казахстан. Алма-Ата, 1970. С.120-135;
Симонов К. Сегодня и давно. М., 1974. С. 160;
Бек Т. Упорно и непрестанно: Штрихи к портрету // В мире книг. 1980. С.5;
Слова, пришедшие из боя. М., 1980. С.117-134;
Кузнецов М. Советский роман. М., 1986. С.200-231;
Сурганов Вс. И вновь продолжается бой // Литературное обозрение. 1987. №4;
Урбан А. Дела и люди: Вчера и сегодня // Звезда. 1987. №7;
Медников А. Жажды истины. М., 1990. С.305-318;
Лазарев Л. История, отраженная в человеке // Бек А. На другой день: Романы.
Повесть. М., 1990. С.483-496;
Соколова Н. Александр Бек, писатель и человек // Вопросы литературы. 1995. №5;
Бек Т. «В этой книге я всего лишь добросовестный и прилежный писец»:
«Волоколамское шоссе» как путь Александра Бека // Литературная газета. 2000.
№8;
Бек Т. «Волоколамское шоссе» как путь Александра Бека // Бек А. Волоколамское
шоссе. М., 2000. С.5-18;
Он любил слушать и спрашивать: Вспоминая Александра Бека // Вопросы литературы.
2001. Вып.3;
Беляев А. На Старой площади // Вопросы литературы. 2002. Вып.3.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|