|
Борисов Леонид Ильич
[24.5(5.6).1897, Петербург — 4.12.1972, Ленинград]
— прозаик.
Вырос в семье портного; мать служила горничной у Шарлеманя, профессора Академии
искусств. После окончания гимназии (1915) был призван на военную службу.
С дек. 1917 работал в Смольном переписчиком на машинке, с 1919 — красноармеец,
затем технический секретарь при политуправлении Петроградского военного округа,
лектор-инструктор воинских частей. Демобилизован в 1922, после чего, испытывая
отвращение к воинской службе, занялся профессиональной литературной
деятельностью: руководил литературными кружками пролетариев и солдат. Свои
стихи стал печатать с 1916, известности как поэт не обрел: единственный сборник
стихов Борисова «По солнечной стороне» (1922) остался не замеченным критикой.
На вопросы анкеты Союза поэтов (1924) отвечал: «На какие средства живете?» —
«Средств нет. Живу плохо»; «К какому направлению в поэзии себя причисляете?» —
«Просто поэт»; «В какой еще области литературы работаете?» — «Пишу плохую
прозу» (РО ИРЛИ).
Однако успех Борисову принесли прозаические сочинения. Вышедший в 1927 роман
«Ход конем» был высоко оценен М.Горьким (СС: в 30 т. М., 1955. Т.30. С.59).
Написанный в детективном жанре с лихо закрученным сюжетом, он был ценен и в
плане социально-психологического анализа: характеристикой сознания благородного
интеллигента, отринутого революционной эпохой. Год спустя Борисов публикует
повесть «Аквариум» о гнусном быте жителей Петроградской стороны; здесь
обозначился главный для Борисова конфликт романтического характера: «борются
добро и зло, а под ногами мешается всякая пакость».
После попытки отразить мучительный путь приспособления человека чуткой души к
велениям «великого перелома» (писатель Галдин в повестях «Ремонт» и «Работа»,
1931) Борисов обратился к автобиографической основе: к повествованиям о трудном
вживании подростка, воспитанного на книжных идеалах, в реальный мир («Весьма
возможно», 1933; «Сеанс окончен», 1934). Тревожным напряжением веет со страниц
этих повестей. Мрачным символом эпохи можно назвать сцену шествия
многотысячного полчища крыс, идущих на водопой и преграждающих путь поезду
(«Сеанс окончен»). Отныне в центре творчества Борисова станут единственные
хранители гуманистического идеала — люди искусства. Причем повествования о них
строятся на открыто беллетристической основе, а не на строго научной (как,
скажем, у Ю.Тынянова). Борисов импрессионистичен. Тютчев для него — это
упоенная и страстная гроза, говорящее небо; любовь, пережившая земное бытие и
увековеченная в стихах (рассказ «Вечерняя заря»). Фет — это «июльский вечер с
порывистым ветром, неожиданно холодными каплями дождя», малиновые кусты, в
которых трепещет старый, больной человек («После дождя»). Н.Гоголь — это мороз
и ветер, кварталы Большой Мещанской, шарманка, наигрывающая вальс, и печальный
звон, стоящий над городом («Шинель»). Собранные вместе в сборнике «Незакатное
солнце» (1940) и «Вечерняя заря» (1941) рассказы Борисова о писателях создали
многоцветную картину русской культуры.
Критики упрекали автора за слишком вольное отношение к историческим фактам, но
это осталось его осознанным творческим принципом. «По сочинителю и приключение»
— так сказал Борисов в повести об А.Грине «Волшебник из Гель-Гью» (1945), где
романтическая природа дарования автора раскрылась с полной свободой. Пережив
трудное для писателей его склада послевоенное десятилетие (официальная критика
повесть об А.Грине решительно осудила уже за избрание им такого
«космополитического» героя), Б. вновь вошел в контакт с широким читателем
(преимущественно юным) созданием и публикацией романов о Жюле Берне (1955),
Р.Стивенсоне (1957). Настольной книгой многих подростков стал однотомник
Борисова «Жюль Верн. Под флагом Катрионы. Волшебник из Гель-Гью» (1960).
Продолжил он и цикл о «служителях искусства»: повести о Н.Римском-Корсакове
«Золотой петушок» (1960), о С.Рахманинове «Щедрый рыцарь» (1962), рассказы о
Ф.Шаляпине (1966). Свежая память и непредвзятое мышление помогли Борисову в
последние годы жизни написать ряд книг мемуарного характера, правдиво
воссоздающих идейную борьбу эпохи сквозь призму быта, начертать выразительные
портреты современников — от А.Блока до К.Вагинова, от М.Горького до
С.Нельдихена. Он действительно предстал в них как остро чувствующий, но
«беспристрастный очевидец».
Соч.:
Избранное. Л., 1957;
Жестокий воспитатель. Л., 1961;
Родители, наставники, поэты...: Книга в моей жизни. М., 1967, и др. изд.;
Избранные произведения: в 2 т. Л., 1968;
За круглым столом прошлого: Воспоминания. Л., 1972.
Лит.:
Александров А. Творческий путь Леонида Борисова // Звезда. 1939. №1. С.230-238;
Эвентов И. Рассказы Леонида Борисова // Литератрный современник. 1939. №1.
С.230-238;
Брандис Б. Леонид Борисов // Звезда. 1959. №1.
Воронова О. Живи, не уставая // литература и жизнь. 1960. 28 сент.;
Филиппов Г. По солнечной стороне // Звезда. 1967. №8. С.206-209;
Гхоржевский С. Памяти Леонида Борисова // Простор. 1973. №2. С.78-79.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|